СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков [к] – [х] в слогах и словах.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [к] – [х] в слогах и словах.»

Конспект логопедического занятия с учащимся 2 класса

Тема занятия: дифференциация звуков [к] – [х] в слогах и словах.

Цель: учить дифференцировать звуки [к] – [х] в слогах и словах.

Задачи.

Образовательные:

  1. Уточнять и развивать словарь учащихся по теме «Животные».

  2. Работать над формированием словообразования.

Коррекционно-развивающие:

  1. Дифференциация звуков [к] и [х] (в том числе в письменной речевой деятельности);

  2. Совершенствование сложных форм фонематического анализа и фонематических представлений;

  3. Развитие подвижности артикуляционного аппарата;

  4. Развитие голоса, интонации.

  5. Совершенствование буквенного гнозиса.

Воспитательные:

  1. Воспитывать усидчивость.



Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики; картинка с изображением хомячка; артикуляционные профили звуков [к] и [х]; картинки, в названиях которых имеются звуки [к] и [х]; карточка со словами для прочтения; карточка с предложениями с пропущенными буквами.

Ход занятия:

1

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!


2

Постановка темы


- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете, кто к нам пришел на урок?

У него большие щёчки,
А за щёчками мешочки.
В них еду таскает ловко
В свою тайную кладовку.
Рожица хитрющая,
Глазки вездесущие.
Разодет в пуховичок…
Кто он детки? (Хомячок)

- Правильно, хомячок Хомка. Что вы знаете об этом животном?

- А какой первый звук в слове хомячок?

- Какой звук последний?

- Вы догадались с какими звуками мы сегодня будем работать?

- Да. Именно эти звуки [х] и [к] мы будем сегодня учиться различать вместе с нашим гостем.











Хомячок


[х].

[к].




3

Артикуляционная гимнастика.

- Давайте угостим нашего гостя вкусными блинчиками. Возьмите, пожалуйста, зеркальце.

- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

- Наш хомячок остался вами доволен и хочет немного прогуляться. (Упражнение «Горка»)

- Ротик открыт. Язычок упирается в нижние резцы. Спинка языка поднята вверх. Язычок не должен выпячиваться вперед. Да. Давай откроем рот, улыбнемся и сделаем из нашего язычка горочку.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубки упирается

Бока к верху устремляются!

- После прогулки Хомка замерз. Давайте поможем ему согреться.

- Откройте широко рот и подыши на свои руки — погрейте их. (следим, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть языка круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Или сначала сделать «невысокую горку», а потом «пустить ветерок».


Выполняют упражнение «Блинчик

Выполняют упражнение «Горка»






Выполняют «невысокую горку»

4

Проговаривание изолированных звуков, которые различаются

- Хорошо. А теперь давай вспомним, как мы произносим звуки [к] и [х]. Сначала звук [к], а затем звук [х]. Пусть Хомка послушает, как вы умеете произносить эти звуки.

Произносят по цепочке.



5

Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.


- Давай те расскажем Хомке, что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [к].

Губы-улыбаются. Зубы - разомкнуты.

Язык - кончик языка лежит у нижних зубов и не касается их. Передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба.

Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, теплая, толчкообразная.

-Произнесите звуки и сравните.

- В чем отличие в произношении звука [х]?

Произносят звуки, глядя в зеркальце.










Произносится также, как звук [к], но отличие в том, что задняя часть спинки языка образует не смычку, а щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба.

6

Характеристика звуков.


- А кто может, сказать звук [к], какой он?

- А звук [х]?

- Чем похожи?

- Как мы можем проверить, звонкий звук или глухой?

- Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

- Закрой ушки ладонями и произнеси звук [х] и [к].

Дают характеристику звукам

Звуки похожи тем, что они согласные, твердые, глухие.

7

Связь звуков и букв.

- Как на письме обозначаются звуки [г], [к]?

- Какими буквами? На что похожи эти буквы?

Буквами Г г, К к

8

Развитие фонематического слуха.


Игра «Найди картинки».

- Найди картинки, в которых есть звук [к] и определи, какой по счету этот звук в слове.

Затем – то же со звуком [х].

Находят нужные слова и определяет позицию звуков в них.

9

Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом.


- Хомка хочет с вами немного поиграть.

1. Игра «Не ошибись».

- Я тебе буду читать слоги, а ты внимательно слушай и повтори их за мной. Смотри, не ошибись!

Ка-ха, ха-ка, ко-хо, хо-ко, ку-ху, ху-ку, кэ-хэ, хэ-кэ, кы-хы, хы-кы, хо-ко-хо, ку-ху-ку, ха-ка-ка, кы-хы-хы, кэ-кэ-хэ.

2. Игра «Какого слога не хватает».

- Молодец. Давай с тобой поиграем в игру «Какого слога не хватает». Я буду говорить слоги, а ты догадайся, какой слог нужно произнести последним!

Ка-ко-ку, ха-хо-?, ху-хо-ха, ку-ко-?

Слушают слоги и верно их повторяют.






Слушают логопеда и добавляют нужный слог

10

Дифференциация звуков в словах.


3. Игра «Повтори слова».

- Хорошо. А теперь повтори за мной слова. Мах-мак, бух-бук, чех-чек, бах-бак, хлоп-клоп, хорь-корь, хряк-кряк, порох-порок, мука-мука, мах-мак, холл-кол, ход-кот.

4. Игра «Найди слово со звуком [х]».

- Молодец. А сейчас я прочитаю тебе слова, а ты, если услышишь слово со звуком [х], хлопни в ладоши.

Канат, халат, холод, кот, ход, хор, крыша, крыса, хата, кино, кружка, хлеб, хитрый.

Повторяют слова за логопедом.





Хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [х].


11

Дифференциация звуков в письменной речи.

1. Игра «Запиши слоги».

ка, ха, ох, ук, их ,хва, ква, хмо, кмо

2. Игра «Запомни». У вас есть карточка со словами. Девочки запишут слова, в которых есть звук [х],а мальчики - со звуком [к].

- Прочитай слова, запомни их и запиши.

а) Хорек, клад, карусель, запах;

б) Кот, ход, сток, смех.

в) Кто, хватать, похвала, верх;

г) зверек, ухо, муха, дождик.

3. Игра «[к] или [х]».

- У вас есть карточка с предложениями.

- Прочитай предложения, вставив вместо пропусков букву к или х.

«На стульчи… присел малень..ий Про..ор. Белоч..а грызёт оре…и. ..орё..- это ..ищный зверё.. . По столу позёт му..а и за ней малент..ая муш..а. ..озяй..а принесла с рын..а проду..ты. Из горо..а, ..артош..и и мяса можно сварить ..оро..овый суп. Дет..и едят слад..ую ..алву. В ..лет..е сидит ..омячок.»

- Молодцы. Хомка остался вами доволен. Вы справились со всеми заданиями.




Читают слова, запоминают их и записывают.








Читают предложения и вписывают в них пропущенные буквы.

12

Домашнее задание

Давайте и мы сделам Хомке подарок. Девочки нарисуют любой предмет, в котором есть звук [к], а мальчики - где есть звук [х].


13

Итог занятия. Рефлексия


-А наше занятие подошло к концу. Но сначала давай проверим, как вы научились различать звуки [к] и [х]. Придумайте по одному слову с этими звуками.

- Закончи предложения:

Сегодня на уроке

Я научился …

Я узнал на уроке …

Мне было трудно, когда …

Мне было интересно …

У меня все получилось и я доволен …


14

Оценка работы детей.

Отмечаем положительное в работе детей на уроке.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!