1 | Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок – Начинается урок! | |
2 | Постановка темы | - Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете, кто к нам пришел на урок? У него большие щёчки, А за щёчками мешочки. В них еду таскает ловко В свою тайную кладовку. Рожица хитрющая, Глазки вездесущие. Разодет в пуховичок… Кто он детки? (Хомячок) - Правильно, хомячок Хомка. Что вы знаете об этом животном? - А какой первый звук в слове хомячок? - Какой звук последний? - Вы догадались с какими звуками мы сегодня будем работать? - Да. Именно эти звуки [х] и [к] мы будем сегодня учиться различать вместе с нашим гостем. | Хомячок [х]. [к]. |
3 | Артикуляционная гимнастика. | - Давайте угостим нашего гостя вкусными блинчиками. Возьмите, пожалуйста, зеркальце. - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. - Наш хомячок остался вами доволен и хочет немного прогуляться. (Упражнение «Горка») - Ротик открыт. Язычок упирается в нижние резцы. Спинка языка поднята вверх. Язычок не должен выпячиваться вперед. Да. Давай откроем рот, улыбнемся и сделаем из нашего язычка горочку. Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубки упирается Бока к верху устремляются! - После прогулки Хомка замерз. Давайте поможем ему согреться. - Откройте широко рот и подыши на свои руки — погрейте их. (следим, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть языка круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Или сначала сделать «невысокую горку», а потом «пустить ветерок». | Выполняют упражнение «Блинчик Выполняют упражнение «Горка» Выполняют «невысокую горку» |
4 | Проговаривание изолированных звуков, которые различаются | - Хорошо. А теперь давай вспомним, как мы произносим звуки [к] и [х]. Сначала звук [к], а затем звук [х]. Пусть Хомка послушает, как вы умеете произносить эти звуки. | Произносят по цепочке. |
5 | Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции. | - Давай те расскажем Хомке, что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [к]. Губы-улыбаются. Зубы - разомкнуты. Язык - кончик языка лежит у нижних зубов и не касается их. Передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба. Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, теплая, толчкообразная. -Произнесите звуки и сравните. - В чем отличие в произношении звука [х]? | Произносят звуки, глядя в зеркальце. Произносится также, как звук [к], но отличие в том, что задняя часть спинки языка образует не смычку, а щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба. |
6 | Характеристика звуков. | - А кто может, сказать звук [к], какой он? - А звук [х]? - Чем похожи? - Как мы можем проверить, звонкий звук или глухой? - Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой. - Закрой ушки ладонями и произнеси звук [х] и [к]. | Дают характеристику звукам Звуки похожи тем, что они согласные, твердые, глухие. |
7 | Связь звуков и букв. | - Как на письме обозначаются звуки [г], [к]? - Какими буквами? На что похожи эти буквы? | Буквами Г г, К к |
8 | Развитие фонематического слуха. | Игра «Найди картинки». - Найди картинки, в которых есть звук [к] и определи, какой по счету этот звук в слове. Затем – то же со звуком [х]. | Находят нужные слова и определяет позицию звуков в них. |
9 | Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. | - Хомка хочет с вами немного поиграть. 1. Игра «Не ошибись». - Я тебе буду читать слоги, а ты внимательно слушай и повтори их за мной. Смотри, не ошибись! Ка-ха, ха-ка, ко-хо, хо-ко, ку-ху, ху-ку, кэ-хэ, хэ-кэ, кы-хы, хы-кы, хо-ко-хо, ку-ху-ку, ха-ка-ка, кы-хы-хы, кэ-кэ-хэ. 2. Игра «Какого слога не хватает». - Молодец. Давай с тобой поиграем в игру «Какого слога не хватает». Я буду говорить слоги, а ты догадайся, какой слог нужно произнести последним! Ка-ко-ку, ха-хо-?, ху-хо-ха, ку-ко-? | Слушают слоги и верно их повторяют. Слушают логопеда и добавляют нужный слог |
10 | Дифференциация звуков в словах. | 3. Игра «Повтори слова». - Хорошо. А теперь повтори за мной слова. Мах-мак, бух-бук, чех-чек, бах-бак, хлоп-клоп, хорь-корь, хряк-кряк, порох-порок, мука-мука, мах-мак, холл-кол, ход-кот. 4. Игра «Найди слово со звуком [х]». - Молодец. А сейчас я прочитаю тебе слова, а ты, если услышишь слово со звуком [х], хлопни в ладоши. Канат, халат, холод, кот, ход, хор, крыша, крыса, хата, кино, кружка, хлеб, хитрый. | Повторяют слова за логопедом. Хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [х]. |
11 | Дифференциация звуков в письменной речи. | 1. Игра «Запиши слоги». ка, ха, ох, ук, их ,хва, ква, хмо, кмо 2. Игра «Запомни». У вас есть карточка со словами. Девочки запишут слова, в которых есть звук [х],а мальчики - со звуком [к]. - Прочитай слова, запомни их и запиши. а) Хорек, клад, карусель, запах; б) Кот, ход, сток, смех. в) Кто, хватать, похвала, верх; г) зверек, ухо, муха, дождик. 3. Игра «[к] или [х]». - У вас есть карточка с предложениями. - Прочитай предложения, вставив вместо пропусков букву к или х. «На стульчи… присел малень..ий Про..ор. Белоч..а грызёт оре…и. ..орё..- это ..ищный зверё.. . По столу позёт му..а и за ней малент..ая муш..а. ..озяй..а принесла с рын..а проду..ты. Из горо..а, ..артош..и и мяса можно сварить ..оро..овый суп. Дет..и едят слад..ую ..алву. В ..лет..е сидит ..омячок.» - Молодцы. Хомка остался вами доволен. Вы справились со всеми заданиями. | Читают слова, запоминают их и записывают. Читают предложения и вписывают в них пропущенные буквы. |
12 | Домашнее задание | Давайте и мы сделам Хомке подарок. Девочки нарисуют любой предмет, в котором есть звук [к], а мальчики - где есть звук [х]. | |
13 | Итог занятия. Рефлексия | -А наше занятие подошло к концу. Но сначала давай проверим, как вы научились различать звуки [к] и [х]. Придумайте по одному слову с этими звуками. - Закончи предложения: Сегодня на уроке Я научился … Я узнал на уроке … Мне было трудно, когда … Мне было интересно … У меня все получилось и я доволен … | |
14 | Оценка работы детей. | Отмечаем положительное в работе детей на уроке. | |