Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №176»
Дифференцированное обучение
русскому языку
Кировский район
Новосибирской области
Рефлексия
как механизм развития учащихся
РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ
Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304с.
3
3
Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.
Основателями первой точки зрения являются З.Фрейд, Ж.Пиаже.
Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития".
Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.
Основателем второй научной школы является В.Джемс.
Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.
Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.
Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.
Основателем третьей научной школы является
Л.С.Выготский
Под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а
появление в личности обучаемого качественных изменений ,
психических новообразований в психике обучаемого , или способностей .
В рамках школы Л.С.Выготского сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим
Создать условия для приобретения учащимися способов, средств познания и исследования мира; изменения и развития себя
Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту
Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)
В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, потребностно-мотивационной, когнитивно-деятельностной сфер личности.
Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения.
Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося.
Дифференцированное обучение по уровню способностей. У каждого лестница развития своя.
Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.
Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.
«ВОЗЬМИ СТОЛЬКО,СКОЛЬКО МОЖЕШЬ, НО НЕ МЕНЬШЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО!»
Самостоятельный выбор сложности задания
ПРОБЛЕМА
У каждого ученика свой уровень способностей.
С чем связано неодинаковое усвоение материала ?
Что такое дифференциация обучения?
По определению Г. К. Селевко , «дифференцированное обучение – это:
- форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа)
- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых»
Виды дифференциации обучения
Технология дифференцированного обучения
Профессиональная востребованность
- «Комбинированная система обучения» с использованием технологии дифференцированного обучения по уровню развития способностей детей
- Гузика Николая Петровича (заслуженного учителя химии Российской Федерации).
Виды внутриклассной дифференциации
- Фронтальная (класс выполняет общее задание, а учитель дифференцированно обучает разноуровневые группы)
- Групповая (каждая группа выполняет часть общего задания)
- Внутригрупповая (деление в группе по индивидуально-психологическим особенностям, по уровню подготовки, по выполнению частей общего задания группы)
- Персональная (индивидуальные задания выполняются с помощью учителя; самостоятельно с консультациями учителя; самостоятельно без помощи учителя)
- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
- Скуки, принуждения и лени,
- пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,
- Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
- «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет лестницей развития учащегося.
Специфика дифференциации в обучении русскому языку
Ученик
Учитель
Учебник
Стандарты базового образования состоят из двух уровней требований:
1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся;
2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.
Внутриклассная дифференциация по уровню развития способностей
- Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
- Приспособление (адаптация) к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.
Психологическая установка учителя:
« возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
Особенности методики
- блочная подача материала;
- работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в карточках.
Формирование заданий для групп учащихся происходит на основании психолого-педагогической диагностики способностей учащихся
- I группа (А): учащиеся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения, обладающие высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования
- II группа (Б): учащиеся с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением, не умеющие сконцентрировать своё внимание, им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного
- III группа(В): учащиеся с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально, им требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим
Методические основания для дифференциации обучения русскому языку
- Дифференцированная диагностика
( умения, знания развитие речи и творческих способностей)
- Дифференцированное обучение (проектирование индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня развития ученика, типа урока)
- Дифференцированный контроль
(тематический контроль; полнота проверки обязательного уровня подготовки; открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня; итоговый- «оценка методом сложения» ).
Оценивание знаний
- тематический контроль;
- полнота проверки обязательного уровня подготовки;
- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
- оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);
- двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт-незачёт);
- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
- «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача); .
- возможность «дробных» зачётов;
- кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).
Ожидаемые результаты
- Более глубокое и прочное усвоение учащимися материала на индивидуальном максимально посильном уровне трудности обучения.
- Стимулирование потребности в повышении уровня сложности заданий, определяющегося глубиной овладения содержанием темы.
- Развитие творческих способностей учащихся.
На реч ие
На рек ать
Речь
Реч истый
Из реч ение
Методическое пособие для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе
О наречии мы знаем все!!!
Дифференцированные задания
Перед вами на столе карточки, выберете уровень сложности самостоятельно
«4»
«5»
Б
«3»
А
В
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е
НЕ пишется слитно
НЕ пишется раздельно
1. Слово без НЕ не употребляется.
Н: н ел еп о ( не употр. )
2. Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ.
Н: н ег ромк о ( тихо )
1. В предложении есть противопоставление с союзом а .
Н: н е д алек о , а близко
Алгоритм
1. Употребляется ли наречие без НЕ?
нет
да слитно (н ел еп о )
2. Оканчивается ли наречие на -О, -Е?
нет
да
см. «Примечание»
3. Есть ли противопоставление с союзом а ?
да
нет
раздельно
(н е г лубоко, а мелк о )
4. Есть ли слова, усиливающие отрицание?
да
нет
раздельно
( вовсе не легк о )
5. Можно ли заменить синонимом без НЕ?
да нет
слитно раздельно
н ед алек о ( близко ) (н е м ужественн о )
Рефлексия
отличное настроение
нейтральное настроение
нет настроения
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции. Технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начиналось сначала».
В.П.Беспалько
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
ЗА ВНИМАНИЕ !
Над презентацией работала:
Пластун Мария Александровна,
учитель русского языка, риторики и литературы
МАОУ « Лицей №176»
Кировского района
Новосибирской области
[email protected]