СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированное обучение русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированное обучение

русскому языку

технология

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение русскому языку»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Лицей №176»   Дифференцированное обучение русскому языку  Кировский район Новосибирской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №176»

Дифференцированное обучение

русскому языку

Кировский район

Новосибирской области

Рефлексия как механизм развития учащихся

Рефлексия

как механизм развития учащихся

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304с. 3 3

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ

Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304с.

3

3

Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе

Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.

Основателями первой точки зрения являются З.Фрейд, Ж.Пиаже.

Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития".

Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.

Основателем второй научной школы является В.Джемс. Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.  Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция:

Основателем второй научной школы является В.Джемс.

Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.

Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.

Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.

Основателем третьей научной школы является Л.С.Выготский  Под развитием  понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений , психических новообразований в психике обучаемого , или способностей .  В рамках школы Л.С.Выготского сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим

Основателем третьей научной школы является

Л.С.Выготский

Под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а

появление в личности обучаемого качественных изменений ,

психических новообразований в психике обучаемого , или способностей .

В рамках школы Л.С.Выготского сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим

Создать условия для приобретения учащимися способов, средств познания и исследования мира; изменения и развития себя Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, потребностно-мотивационной, когнитивно-деятельностной сфер личности.

Создать условия для приобретения учащимися способов, средств познания и исследования мира; изменения и развития себя

Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту

Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)

В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, потребностно-мотивационной, когнитивно-деятельностной сфер личности.

Как известно, в учебном пространстве проблема

Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения.

Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося.

 Дифференцированное обучение по уровню способностей. У каждого лестница развития своя. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.  «ВОЗЬМИ СТОЛЬКО,СКОЛЬКО МОЖЕШЬ, НО НЕ МЕНЬШЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО!»  Самостоятельный выбор сложности задания

Дифференцированное обучение по уровню способностей. У каждого лестница развития своя.

Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.

Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.

«ВОЗЬМИ СТОЛЬКО,СКОЛЬКО МОЖЕШЬ, НО НЕ МЕНЬШЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО!»

Самостоятельный выбор сложности задания

 ПРОБЛЕМА У каждого ученика свой уровень способностей.

ПРОБЛЕМА

У каждого ученика свой уровень способностей.

С чем связано неодинаковое усвоение материала ?

С чем связано неодинаковое усвоение материала ?

Что такое дифференциация обучения? По определению Г. К. Селевко , «дифференцированное обучение – это: форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых»

Что такое дифференциация обучения?

По определению Г. К. Селевко , «дифференцированное обучение – это:

  • форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа)
  • часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых»
Виды дифференциации  обучения

Виды дифференциации обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения

Профессиональная востребованность «Комбинированная система обучения» с использованием технологии дифференцированного обучения по уровню развития способностей детей  Гузика Николая Петровича (заслуженного учителя химии Российской Федерации).

Профессиональная востребованность

  • «Комбинированная система обучения» с использованием технологии дифференцированного обучения по уровню развития способностей детей
  • Гузика Николая Петровича (заслуженного учителя химии Российской Федерации).
Виды внутриклассной дифференциации Фронтальная (класс выполняет общее задание, а учитель дифференцированно обучает разноуровневые группы) Групповая (каждая группа выполняет часть общего задания) Внутригрупповая (деление в группе по индивидуально-психологическим особенностям, по уровню подготовки, по выполнению частей общего задания группы) Персональная (индивидуальные задания выполняются с помощью учителя; самостоятельно с консультациями учителя; самостоятельно без помощи учителя)

Виды внутриклассной дифференциации

  • Фронтальная (класс выполняет общее задание, а учитель дифференцированно обучает разноуровневые группы)
  • Групповая (каждая группа выполняет часть общего задания)
  • Внутригрупповая (деление в группе по индивидуально-психологическим особенностям, по уровню подготовки, по выполнению частей общего задания группы)
  • Персональная (индивидуальные задания выполняются с помощью учителя; самостоятельно с консультациями учителя; самостоятельно без помощи учителя)

 Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,  Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.  «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее  Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет лестницей развития учащегося.
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
  • Скуки, принуждения и лени,
  • пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,
  • Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
  • «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет лестницей развития учащегося.
Специфика дифференциации в обучении русскому языку Ученик Учитель Учебник

Специфика дифференциации в обучении русскому языку

Ученик

Учитель

Учебник

Стандарты базового образования состоят из двух уровней требований:   1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся; 2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.

Стандарты базового образования состоят из двух уровней требований:

1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся;

2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.

    Внутриклассная дифференциация по уровню развития способностей   Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Приспособление (адаптация) к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.

  Внутриклассная дифференциация по уровню развития способностей

  •   Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  • Приспособление (адаптация) к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.
Психологическая установка учителя: « возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

Психологическая установка учителя:

« возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

  Особенности методики блочная подача материала; работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;  наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в карточках.

Особенности методики

  • блочная подача материала;
  • работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
  • наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в карточках.
 Формирование заданий для групп учащихся происходит на основании психолого-педагогической диагностики способностей учащихся I группа (А): учащиеся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения, обладающие высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования II группа (Б): учащиеся с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением, не умеющие сконцентрировать своё внимание, им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного III группа(В): учащиеся с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально, им требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим

Формирование заданий для групп учащихся происходит на основании психолого-педагогической диагностики способностей учащихся

  • I группа (А): учащиеся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения, обладающие высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования
  • II группа (Б): учащиеся с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением, не умеющие сконцентрировать своё внимание, им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного
  • III группа(В): учащиеся с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально, им требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим

Методические основания  для дифференциации обучения  русскому языку Дифференцированная диагностика   ( умения, знания развитие речи и творческих способностей) Дифференцированное обучение  (проектирование индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня развития ученика, типа урока) Дифференцированный контроль   (тематический контроль; полнота проверки обязательного уровня подготовки; открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня; итоговый- «оценка методом сложения» ).

Методические основания для дифференциации обучения русскому языку

  • Дифференцированная диагностика

( умения, знания развитие речи и творческих способностей)

  • Дифференцированное обучение (проектирование индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня развития ученика, типа урока)
  • Дифференцированный контроль

(тематический контроль; полнота проверки обязательного уровня подготовки; открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня; итоговый- «оценка методом сложения» ).

Оценивание знаний  тематический контроль;  полнота проверки обязательного уровня подготовки; открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня; оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);  двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт-незачёт); повышенные оценки за достижения сверх базового уровня; «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача); .  возможность «дробных» зачётов;  кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).

Оценивание знаний

  • тематический контроль;
  • полнота проверки обязательного уровня подготовки;
  • открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
  • оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);
  • двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт-незачёт);
  • повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
  • «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача); .
  • возможность «дробных» зачётов;
  • кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).
Ожидаемые результаты Более глубокое и прочное усвоение учащимися материала на индивидуальном максимально посильном уровне трудности обучения. Стимулирование потребности в повышении уровня сложности заданий, определяющегося глубиной овладения содержанием темы. Развитие творческих способностей учащихся.

Ожидаемые результаты

  • Более глубокое и прочное усвоение учащимися материала на индивидуальном максимально посильном уровне трудности обучения.
  • Стимулирование потребности в повышении уровня сложности заданий, определяющегося глубиной овладения содержанием темы.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
На реч ие На рек ать Речь  Реч истый  Из реч ение Методическое пособие для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе

На реч ие

На рек ать

Речь

Реч истый

Из реч ение

Методическое пособие для учителей русского языка по разделу «Наречие» в 7 классе

О наречии мы знаем все!!!

О наречии мы знаем все!!!

Дифференцированные задания Перед вами на столе карточки, выберете уровень сложности самостоятельно  «4»  «5» Б  «3» А В

Дифференцированные задания

Перед вами на столе карточки, выберете уровень сложности самостоятельно

«4»

«5»

Б

«3»

А

В

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е НЕ пишется слитно НЕ пишется  раздельно   1. Слово без НЕ не употребляется. Н: н ел еп о ( не употр. ) 2.  Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ. Н: н ег ромк о ( тихо ) 1. В предложении есть противопоставление с союзом а . Н: н е д алек о , а близко

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е

НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

1. Слово без НЕ не употребляется.

Н: н ел еп о ( не употр. )

2. Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ.

Н: н ег ромк о ( тихо )

1. В предложении есть противопоставление с союзом а .

Н: н е д алек о , а близко

Алгоритм 1. Употребляется ли наречие без НЕ?  нет  да слитно (н ел еп о )  2. Оканчивается ли наречие на -О, -Е?   нет  да  см. «Примечание» 3. Есть ли противопоставление с союзом а ?  да  нет   раздельно  (н е г лубоко, а мелк о ) 4. Есть ли слова, усиливающие отрицание?  да  нет   раздельно  ( вовсе не легк о )  5. Можно ли заменить синонимом без НЕ?   да нет   слитно  раздельно  н ед алек о ( близко ) (н е м ужественн о )

Алгоритм

1. Употребляется ли наречие без НЕ?

нет

да слитно ел еп о )

2. Оканчивается ли наречие на -О, -Е?

нет

да

см. «Примечание»

3. Есть ли противопоставление с союзом а ?

да

нет

раздельно

е г лубоко, а мелк о )

4. Есть ли слова, усиливающие отрицание?

да

нет

раздельно

( вовсе не легк о )

5. Можно ли заменить синонимом без НЕ?

да нет

слитно раздельно

н ед алек о ( близко ) (н е м ужественн о )

 Рефлексия отличное настроение нейтральное настроение нет настроения

Рефлексия

отличное настроение

нейтральное настроение

нет настроения

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции. Технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начиналось сначала». В.П.Беспалько

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции. Технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начиналось сначала».

В.П.Беспалько

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!  ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

ЗА ВНИМАНИЕ !

Над презентацией работала: Пластун Мария Александровна,  учитель русского языка, риторики и литературы МАОУ « Лицей №176»  Кировского района Новосибирской области     maria.plastun@mail.ru

Над презентацией работала:

Пластун Мария Александровна,

учитель русского языка, риторики и литературы

МАОУ « Лицей №176»

Кировского района

Новосибирской области

[email protected]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!