СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация согласных п – б в словах.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [б] по звонкости –   глухости;

          - развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез слов, фонематические представления;

         -  расширять лексический запас,

         -  вырабатывать навыки самоконтроля.

 

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация согласных п – б в словах.»

Тема. Дифференциация [п], [б] в словах.

Цель: - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [б] по звонкости – глухости;

- развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез слов, фонематические представления;

- расширять лексический запас,

- вырабатывать навыки самоконтроля.

Дидактические средства: индивидуальные комплекты бук Б, П;

цветные карандаши;

демонстрационные картинки с буквами Б, П;

игра «Эстафета»;

индивидуальные блиц - тесты.


Ход занятия.


I. Организационный момент.

II. Основная часть.

  • - Назовите одинаковые звуки в словах:

1) бублики, батон, булка, баранки, блины;

2) пирожки, печенье, пицца, пончики.

- Какое общее название можно дать всем этим словам?

- Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

- Послушайте отрывок из стихотворения Парамоновой «Капли – барабаны».

Послушаем вместе «пугаться», «пускать»

Здесь голоса нет в звуке «П»,

А в слове «бороться» и в слове «бежать»

Слышится звонкое «Б»

Запомните, «Б» - барабанов бой,

а «П» - лишь капли дождя.

- Ребята, почему «Б» - барабанов бой? «П» - капли дождя?

  • Уточнение артикуляции звуков [п], [б].

- Ребята, давайте сравним звуки Б – Б’, П – П’,. Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков.

Вывод. В звуках п, б

сходство: они согласные, парные, т.к. имеют одинаковую преграду, могут быть мягкими и твёрдыми;

различие: звук п – глухой, звук б – звонкий.

  • Дифференциация п-б в словах (устно).

Игра «Эстафета».

- Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

У каждого ученика беговые дорожки и фишки желтого и коричневого цвета.

Логопед диктует слова, дети продвигают фишки.

Слова: бутон, добро, подарок, капитан, топот, абрикос, апрель. работа, компот альбом, бусы.

- Кто победил? С каким счётом?

  • Анализ слов – паронимов.

- Ребята, буквы б и п прислали нам шифровку. Попробуйте прочитать, что они написали. Объясните значение слов.

Слова: бочка – почка, балка – палка, бил – пил, забор – запор, плещут – блещут.

Слова прочитываются, объясняется значение. Запись в тетради.

  • Игра «Доскажи словечко». У детей комплекты букв б-п, подсказывая слово, показывают нужную букву.

-Ребята, у меня есть незаконченные стихи, подскажите, пожалуйста, нужное словечко.

  1. Капусту вытащили из … (бочки)

Листья появились из … (почки).

  1. Я холодную воду не … (пил)

И собаку свою я не … (бил).

  1. Старик опирался на … (палку)

Крыша опирается на … (балку)

  1. На воротах хороший … (запор)

Вокруг дома построен … (забор)

  1. В синем море волны … (плещут)

В синем небе звёзды … (блещут).

  • Динамическая пауза.

Зарядка для отличника.

1. «Перекрёстные шаги». Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу – к ней опускаем правую руку. «Встретиться» им суждено примерно на уровне живота. Затем рука и нога меняются.

2. «Крюки Дэннисона». Руки вперёд, соединяем тыльной стороной ладоней. Перекрещиваем руки и делаем замочек из пальцев. Сгибаем руки в локтях и прижимаем к груди. Закрываем глаза.

3.Ноги параллельно, носочки чуть внутрь, коленки расслаблены. Руки вытягиваем вперёд и соединяем пальцы домиком. Большой палец направлен в потолок, остальные в пол. Глаза открыты, тоже смотрят в пол.


  • Игра «Самый умный».

Логопед задаёт вопросы, дети отвечают одним словом, ответы записываются в тетради, звуки пб выделяются желтым и коричневым цветом. Правильно ответивший, получает звёздочку. В конце игры подсчитываются звёздочки, определяется «самый умный» ученик.

Вопросы.

-Кого ловят рыболовы?

- Какое дерево имеет белую кору?

- Что ставит на зуб врач – стоматолог?

- Какое вежливое слово вы говорите, когда благодарите?

- О каком овоще говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»?

- Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это …?

- Ёмкость, в которой продают лимонад?

- Назови одним словом: стол, стул, диван, шкаф -…

- Как зовут лучшего друга Винни-Пуха?

- Какой день недели наступает после четверга? а после пятницы?

  • Заполнить блиц – тест. Вставить в слова буквы б или п.

III. Итог.

- О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

- Чем эти звуки похожи?

- Назовите отличительный признак звука б (п).

- Что больше всего понравилось на занятии?