СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамика развития высших психических функций в детском возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)».

Согласно Выготскому и его последователям периода «инструментальной психологии» 1920-х годов, «высшие психологические функции» возникают на основе «натуральных психологических функций», за счёт опосредствования их «психологическими орудиями», например, знаками.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Динамика развития высших психических функций в детском возрасте»


Возраст

Мышление

Восприятие

Речь

Внимание

Память

Эмоции

Ведущая

ВПФ

Ведущая деятельность

До 1го года

На 4м месяце жизни младенец начинает тянуться ручками к предмету, ощупывать его. В 5-6 месяцев он уже может схватить предмет, и тогда появляются первые целенаправленные действия. После 7-ми мес. все чаще возникают соотносящиеся действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10-ти мес. появляются первые функциональные действия – ребенок начинает относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых: катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку. Но эти функциональные действия еще не становятся предметными – они связаны только с теми объектами, с которыми действовал взрослый на глазах у ребенка.

Первые признаки – интенсивное развитие слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется у новорожденных примерно на 2-3 неделе жизни; зрительное – на 3-5-й неделе. С 6-ти месяцев возникает и развивается интенсивный интерес к цвету, ребенка в это время особенно привлекают контрасты. К 8му месяцу появляется восприятие глубины.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить повторяющиеся звуковые сочетания, обычно сопровождающиеся выразительной жестикуляцией. К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько из своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. В переходном периоде между младенчеством и ранним детством (некоторые психологи характеризуют его как «кризис 1го года) возникает специфическая детская речь

Элементарным проявлением внимания выступает реакция coсредоточения. Развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними.

Развитие памяти в этом возрасте проявляется в том, что к 3-4 месяцам у ребенка формируется узнавание предмета (он предпочтет игрушку, которую видел раньше, незнакомым); а после 8-ми мес. – воспроизведение образа предмета в памяти.

Выражением всех отрицательных переживаний служит плач, положительных – улыбка. 

Восприятие

Непосредственно-эмоциональное общение.

1-3 лет

Наглядно-действенное. Ребенок уже может переносить образец действий на другие предметы. Он исследует предметы и способы пользования ими.

Все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Формируется способность зрительного соотнесения предметов. Ребенок умеет сравнивать предметы по размеру (как пример, пирамидка с кольцами).

Ребенок стремится все более активно общаться с взрослым, а для этого ему явно недостаточно жестов и немногочисленных слов автономной речи. Автономная речь трансформируется и исчезает в течение полугода, заменяясь словами «взрослой речи». до полутора лет ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, то концу второго года он уже употребляет до 300, а к концу третьего – от 500 до 1500 слов. После полутора лет ребенок становится чрезвычайно инициативным в пополнении собственного словаря. Обращенный к взрослому вопрос «А что это?» становится постоянным требованием.

К 3-м годам ребенок усваивает все основные звуки родного языка. Слово приобретает предметное значение и постепенно утрачивает ситуативность. К 3-м годам речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка.


Ребенок может удерживать внимание только на том, что находится в поле его восприятия.

Ребенок вспоминает в большей части в форме узнавания. Память в этом возрасте также тесно связана с восприятием, как и в младенчестве. Она полностью непроизвольна - никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить дети не предпринимают.

В раннем детстве ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

Восприятие

Предметно-манипулятивная деятельность.

3-7 лет

Основные линии развития мышления в этом возрасте таковы: совершается переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а в конце периода – к словесно-логическому мышлению. Дошкольник мыслит образами. Лучший способ добиться правильных решений – организовать действия ребенка так, чтобы опирался в принятии решений на предыдущий опыт. Дошкольник может логически правильно рассуждать, когда решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты. В то же время именно в этот период активно развивается познавательная направленность мышления. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, устанавливает причинно-следственные связи.

Становится многоплановым, включает разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями. В этом возрасте начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие предшествующего опыта. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Происходит освоение сенсорных эталонов (форма, цвет), усвоение связей и отношений между ними. 

В дошкольном возрасте завершается процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона речи, быстро растет словарный запас (к 6 годам – до 3х тыс. слов). Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Развивается грамматический строй речи. В конце дошкольного возраста происходит переход к контекстной речи.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6-7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.

У младших дошкольников память в основном непроизвольна, произвольная память начинает интенсивно развиваться между 4-мя и 5-ю годами. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышления. Кроме того, сама появляющаяся в этом возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и т.д.) также связана с развитием памяти.

Вся деятельность становится эмоционально насыщенной. Эмоциональные процессы становятся все более уравновешенными – меняется динамика представлений. Желания и побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане.

Игровая.

7-11 лет

Мыслительные процессы интенсивно развиваются и перестраиваются. От развития интеллекта в этом возрасте зависит развитие остальных психических функций, поэтому мышление в этом возрасте является ведущей ВПФ. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Восприятие в начале младшего школьного возраста еще недостаточно дифференцировано (младший школьник может путать цифры 6 и 9, например). Ребенок этого возраста выделяет наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства предметов – в основном цвет, форму и величину. Для того, чтобы научить его более тонкому анализу объекта, необходима специальная работа. В младшем школьном возрасте особенно активно развивается синтезирующее восприятие – устанавливается связь между элементами воспринимаемого.

Развитие речи происходит в 2х основных направлениях:

а) интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка;

б) речь обеспечивает перестройку познавательных процессов.

Рост словаря, развития грамматического строя и познавательных процессов зависит от условий жизни и воспитания ребенка. 7-милетний ребенок владеет словарем в 3000-7000 слов.


В младшем школьном возрасте внимание ребенка в большей степени непроизвольно, но он уже способен сознательно концентрироваться на неинтересных действиях. Однако ребенок в 7 лет не может концентрироваться на чем-то одном дольше 10-20 минут, так как его будут отвлекать внешние факторы.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Ребенок непроизвольно запоминает интересный, преподнесенный в игровой форме материал, но способен запоминать нужную информацию произвольно, прикладывая сознательные усилия. Понимание является необходимым условием для произвольного запоминания.

Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Под влиянием развития воли дети учатся контролировать свои эмоции. Для младших школьников характерна легкая «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей.

Мышление

Учебная

11-15 лет

Теоретически рефлексивное мышление. На основе общих посылок подросток строит гипотезы и проверяет их. Он способен на системный поиск решений. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подростку анализировать абстрактные идеи, находить ошибки и логические противоречия в суждениях. Для этого периода характерен интерес подростков к абстрактным философским, религиозным, политическим и другим проблемам. Происходит становление основ мировоззрения. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

В отрочестве происходит формирование освобожденного от шаблонов и штампов восприятия. Оно становится сравнимым с взрослым типом восприятия. Подростки особенно чувствительны к восприятию музыки.

Продолжают осваиваться различные формы речи, в том числе и письменная речь. Подросток учится использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отношений с людьми. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника (ориентация на сверстников, конформизм и т.п.). Одной из ярких особенностей речи подростка является активное использование молодежного сленга, а также табуированных и матерных слов.

Может управлять им по своей воли. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, в трудовой деятельности, в общении. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя – долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания.


Происходит дальнейшая интеллектуализация и активное развитие произвольной памяти. Подросток активно осваивает приемы мнемонического запоминания, которые во многом определяют стиль учебной деятельности.

Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13ти лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включает мышление. Заодно с формой меняется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.


Сенситивный период для развития эмоциональной сферы личности. На первый план здесь выходят эмоции и чувства подростка. О подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений.

Мышление

Интимно-личностное общение и социализация.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!