Проверка ранее изученного материала (10 мин) | опрос у доски индивидуальный опрос (устно) Фронтальный опрос | Я попрошу 2 учащихся выйти к доске и выполнить задание: Определите возможности протекания реакции обмена между водными растворами веществ: 1-ый учащийся а) сульфат калия и гидроксид бария; б) карбонат натрия и хлорит кальция; в) нитрат меди (II) и сульфат железа (II); 2-ой учащийся г) гидроксид натрия и серная кислота; д) сульфит калия и азотная кислота; е) нитрат алюминия и хлорид калия. Составьте уравнение возможных реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах Ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (2-ое учащихся отвечают устно): 1 ученик: 1. Из приведенного перечня выберите электролиты и не электролиты: нитрат бария, этанол, уксусная кислота, ацетат натрия, этиловый эфир уксусной кислоты, глюкоза, этаналь, глицин. 2. Что такое степень диссоциации? 2 ученик: 1. Какой ион является общим при электролитической диссоциации кислот и оснований? В чем сущность реакции нейтрализации? 2. Из предложенных электролитов выберите слабые: муравьиная кислота, глицин, серная кислота, соляная кислота, угольная кислота, хлорная кислота. Тест Проверка заданий, выполненных на доске. | Отвечают у доски Отвечают устно. |
Формирование мотиваций (0,5 мин) | Объяснение с элементами проблемного изложения | Прежде чем мы преступим к рассмотрению темы, давайте обсудим значение слова «дисперсный». Наверняка этот термин вы слышите впервые, но без сомнения вам знакомы такие слова как: дискомфорт, диссонанс, дисгармония. Действительно все эти слова объединяет общая приставка ДИС -, которая означает нарушение единства, раздробление. В тоже время термин дисперсный сочетается со словом «система». Вот такой интересный парадокс мы попробуем рассмотреть на сегодняшнем уроке. | Определят значение слова «дисперсный» |
Усвоение новых знаний и умений (20 мин) | Объяснение С применением ИКТ Работа в группах Эксперимент | Важнейшими из них являются дисперсные системы, т.е. гетерогенные системы, состоящие из двух или более фаз с сильно развитой поверхностью раздела между ними. По крайней мере одна из фаз распределена в виде мелких частиц и называется дисперсной фазой, а другая, сплошная фаза - дисперсионная среда. Между дисперсионной средой и частицами дисперсной фазы существует поверхность раздела, именно поэтому дисперсные системы называют гетерогенными, т.е. неоднородными. В истинных растворах вещество раздроблено до молекул, между растворенным веществом и растворителем нет границы раздела фаз, истинные растворы гомогенные системы. Дисперсные системы – объект исследования раздела химии, который называется коллоидная химия. Чтобы разобраться в многообразии дисперсных систем, нужна их классификация: Классификация дисперсных систем по степени дисперсности Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию фаз Д.С.+Д.Ф. | Дисперсные системы | Примеры | Г + Ж | Аэрозоль | Туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в двигателе внутреннего сгорания | Г + ТВ | Аэрозоль | Дым, смог, пыль в воздухе | Ж + Г | Пена | Газированные напитки, взбитые сливки | Ж + Ж | Эмульсия | Молоко, майонез, плазма крови, лимфа, цитоплазма | Ж + ТВ | Золь, суспензия | Речной и морской ил, строительные растворы, пасты | ТВ + Г | Твердая пена | Керамика, пенопласт, поролон, полиуретан, пористый шоколад | ТВ + Ж | Гель | Желе, желатин, космические и медицинские мази, помада | ТВ + ТВ | Твердый золь | Горные породы, цветные стекла | Какие примеры дисперсных систем вам известны? Чем обусловлено многообразие дисперсных систем? А теперь вы самостоятельно попробуете ознакомиться с основными свойствами дисперсных систем. Учащиеся делятся на две группы Задания вы будете выполнять в группах. Задание для группы 1: 1. Какие факторы окружающей среды влияют на дисперсные системы? 2. Как отличить коллоидный раствор от истинного? Исследование влияния химических веществ и нагревания на дисперсные системы (раствор белка). Оборудование: спиртовка, держатель, спички, пробирки 2 штуки, штатив для пробирок, химический стакан, раствор белка, стеклянная палочка, этанол. Задание для группы 2: Исследование эффекта Тиндаля на коллоидном и истинном растворе (вода из крана и раствор сахара). Оборудование: химический стакан 100 мл с водой, химический стакан 100 мл с раствором сахара, лазерная указка, лист А4. Обсуждение с учителем: Явление слипания коллоидных частиц и выпадение их в осадок называется коагуляцией. При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели встречаются нам в повседневной жизни (пищевые, косметические, медицинские, минеральные, биологические). Со временем структура геля нарушается (отслаивается), из него выделяется вода. Это явление синерезиса. Биологический синерезис самопроизвольное уменьшение объема геля (сопровождает свертывание крови). Обсуждение с учителем: Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся «светящейся дорожке» - конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют явлением Тиндаля. | Записывают определение понятий в тетрадь. Записывают в тетрадь отличия истинных растворов от дисперсных систем. Записывают классификацию дисперсных систем в тетрадь. Фазы, образующие дисперсные системы могут находиться в любом из трех агрегатных состояний. Отчет группы 1: при нагревании белка мы видим свертывание и выпадение осадка. Подобный эффект мы наблюдает при взаимодействии с этиловым спиртом (белок свернулся и выпал осадок). Отчет группы 2: при пропускании луча света через стакан с водой, преломления луча не происходит (проекция в виде точки), при пропускании луча света через раствор сахара – луч преломляется и проекция в виде конуса. Наличие в коллоидном растворе частиц более крупных, чем в истинном растворе, вызывает преломление луча света. |
Первичное закрепление знаний (5 мин) | Фронтальный опрос | 1. Что такое дисперсная система, дисперсионная среда, дисперсная фаза? 2. Как классифицируют дисперсные системы? 3. Что такое коагуляция и чем она может быть вызвана? 4. Что такое синерезис и чем он может быть вызван? 5. О каких дисперсных системах идет речь в небольшом стихотворении Марины Цветаевой? Отнимите жемчуг – останутся слезы, Отнимите злато – останутся листья. Осеннего клена, отнимите пурпур – останется кровь. | Отвечают на вопросы |
Подведение итогов работы на уроке (5 мин) | объяснение | Знакомство с дисперсными системами и растворами показывает, насколько они важны в природе и в повседневной жизни человека. Судите сами: без нильского ила не состоялась бы великая цивилизация древнего Египта; без воды, воздуха, горных пород, минералов вообще бы не существовала живая планета; без клеток не было бы живых организмов. Выставление оценок Рефлексия: проанализируйте свою работу на уроке. Какие из изученных вопросов вызвали наибольшие трудности при усвоении? Как вы думаете, почему? Выберете из ниже предложенных утверждений, соответствующее вашему мнению и настроению, и закончите фразу согласно вашему выбору: очередные 45 драгоценных минут моей не менее драгоценной жизни: а) потеряны безвозвратно, так как… б) прошли с пользой, так как… | Совместно с учителем подводят итоги урока. |
Комментирование домашнего задания (0,5 мин) | объяснение | 1. Запишите в тетрадь или составьте слайд 15 примеров дисперсных систем, находящихся у вас дома. Домашний эксперимент «Приготовление суспензии чистящего порошка». Оборудование: прозрачный стеклянный стакан, вода, чистящий порошок, лазерная указка. В стакан воды насыпать чайную ложку чистящего порошка и интенсивно перемешать. Наблюдать, что происходит. На следующий день посмотреть, стала ли жидкость прозрачной? С помощью лазерной указки проверить, проявляет ли жидкость эффект Тендаля (зарисовать). Имеется ли на поверхности жидкости частички порошка? Как можно объяснить тот факт, что они опустились на дно? | Записывают в тетрадь домашнее задание. |