СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисперсные системы и растворы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с различными видами дисперсных систем, их структурой. Рассмотреть причины коагуляции коллоидных растворов и значение этого явления, роль дисперсных систем в природе и производственных процессах.

Просмотр содержимого документа
«Дисперсные системы и растворы»

Класс: 11 «А»

Тема урока: «Дисперсные системы и растворы»

Задачи урока:

Образовательные: учащиеся должны усвоить понятия о дисперсных системах, дисперсной фазе и дисперсионной среде, классификации дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, грубодисперсных (эмульсиях, суспензиях и аэрозолях) и тонкодисперсных (гелях и золях) системах; значении коллоидных систем в жизни природы и общества;

Развивающие: развитие интереса к предмету химии, умений проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументированно обосновывать свою точку зрения) и информационно-познавательную компетентность учащихся;

Воспитывающие: сформировать у учащихся четкое представление о единстве мира органических и неорганических веществ путем рассмотрения примеров дисперсных систем.

Цель: познакомить учащихся с различными видами дисперсных систем, их структурой. Рассмотреть причины коагуляции коллоидных растворов и значение этого явления, роль дисперсных систем в природе и производственных процессах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, экран, спиртовка, держатель, спички, пробирки 2 штуки, штатив для пробирок, химический стакан, раствор белка, стеклянная палочка, этанол, химический стакан 100 мл с водой, химический стакан 100 мл с раствором сахара, лазерная указка, лист А4.


Основные этапы

урока, время.

Методы

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Содержание учебного

материала. Деятельность учащихся.

Организационный момент

(1 мин) Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Дежурный, назовите отсутствующих.

Проверка ранее изученного

материала

(10 мин)



опрос у доски














индивидуальный опрос (устно)














Фронтальный опрос

Я попрошу 2 учащихся выйти к доске и выполнить задание:

Определите возможности протекания реакции обмена между водными растворами веществ:

1-ый учащийся

а) сульфат калия и гидроксид бария;

б) карбонат натрия и хлорит кальция;

в) нитрат меди (II) и сульфат железа (II);

2-ой учащийся

г) гидроксид натрия и серная кислота;

д) сульфит калия и азотная кислота;

е) нитрат алюминия и хлорид калия.


Составьте уравнение возможных реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах


Ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (2-ое учащихся отвечают устно):

1 ученик:

1. Из приведенного перечня выберите электролиты и не электролиты: нитрат бария, этанол, уксусная кислота, ацетат натрия, этиловый эфир уксусной кислоты, глюкоза, этаналь, глицин.

2. Что такое степень диссоциации?

2 ученик:

1. Какой ион является общим при электролитической диссоциации кислот и оснований? В чем сущность реакции нейтрализации?

2. Из предложенных электролитов выберите слабые: муравьиная кислота, глицин, серная кислота, соляная кислота, угольная кислота, хлорная кислота.

Тест


Проверка заданий, выполненных на доске.




Отвечают у доски














Отвечают устно.






Сообщение темы и цели урока

(1 мин)

объяснение

Тема нашего сегодняшнего урока дисперсные системы и растворы. Давайте постараемся сформулировать цели и задачи урока.

Пытаются сформулировать цели и задачи урока совместно с учителем

Формирование

мотиваций


(0,5 мин)

Объяснение с элементами проблемного изложения

Прежде чем мы преступим к рассмотрению темы, давайте обсудим значение слова «дисперсный». Наверняка этот термин вы слышите впервые, но без сомнения вам знакомы такие слова как: дискомфорт, диссонанс, дисгармония.

Действительно все эти слова объединяет общая приставка ДИС -, которая означает нарушение единства, раздробление. В тоже время термин дисперсный сочетается со словом «система». Вот такой интересный парадокс мы попробуем рассмотреть на сегодняшнем уроке.

Определят значение слова «дисперсный»

Актуализация

опорных знаний

(1 мин)

объяснение

Вам хорошо известно, что большинство веществ в природе является системами.

Слушают учителя.

Усвоение новых

знаний и умений

(20 мин)













































































Объяснение

С применением ИКТ




























































































Работа в группах







Эксперимент












































Важнейшими из них являются дисперсные системы, т.е. гетерогенные системы, состоящие из двух или более фаз с сильно развитой поверхностью раздела между ними. По крайней мере одна из фаз распределена в виде мелких частиц и называется дисперсной фазой, а другая, сплошная фаза - дисперсионная среда. Между дисперсионной средой и частицами дисперсной фазы существует поверхность раздела, именно поэтому дисперсные системы называют гетерогенными, т.е. неоднородными.

В истинных растворах вещество раздроблено до молекул, между растворенным веществом и растворителем нет границы раздела фаз, истинные растворы гомогенные системы.

Дисперсные системы – объект исследования раздела химии, который называется коллоидная химия.

Чтобы разобраться в многообразии дисперсных систем, нужна их классификация:







Классификация дисперсных систем по степени

дисперсности



























Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию фаз



Д.С.+Д.Ф.

Дисперсные системы

Примеры

Г + Ж

Аэрозоль

Туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в двигателе внутреннего сгорания

Г + ТВ

Аэрозоль

Дым, смог, пыль в воздухе

Ж + Г

Пена

Газированные напитки, взбитые сливки

Ж + Ж

Эмульсия

Молоко, майонез, плазма крови, лимфа, цитоплазма

Ж + ТВ

Золь, суспензия

Речной и морской ил, строительные растворы, пасты

ТВ + Г

Твердая пена

Керамика, пенопласт, поролон, полиуретан, пористый шоколад

ТВ + Ж

Гель

Желе, желатин, космические и медицинские мази, помада

ТВ + ТВ

Твердый золь

Горные породы, цветные стекла



Какие примеры дисперсных систем вам известны? Чем обусловлено многообразие дисперсных систем?

А теперь вы самостоятельно попробуете ознакомиться с основными свойствами дисперсных систем.

Учащиеся делятся на две группы

Задания вы будете выполнять в группах. Задание для группы 1:

1. Какие факторы окружающей среды влияют на дисперсные системы?

2. Как отличить коллоидный раствор от истинного?

Исследование влияния химических веществ и нагревания на дисперсные системы (раствор белка). Оборудование: спиртовка, держатель, спички, пробирки 2 штуки, штатив для пробирок, химический стакан, раствор белка, стеклянная палочка, этанол.

Задание для группы 2:

Исследование эффекта Тиндаля на коллоидном и истинном растворе (вода из крана и раствор сахара).

Оборудование: химический стакан 100 мл с водой, химический стакан 100 мл с раствором сахара, лазерная указка, лист А4.


Обсуждение с учителем:

Явление слипания коллоидных частиц и выпадение их в осадок называется коагуляцией. При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели встречаются нам в повседневной жизни (пищевые, косметические, медицинские, минеральные, биологические). Со временем структура геля нарушается (отслаивается), из него выделяется вода. Это явление синерезиса. Биологический синерезис самопроизвольное уменьшение объема геля (сопровождает свертывание крови).


Обсуждение с учителем:

Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся «светящейся дорожке» - конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют явлением Тиндаля.

Записывают определение понятий в тетрадь.













Записывают в тетрадь отличия истинных растворов от дисперсных систем.





















Записывают классификацию дисперсных систем в тетрадь.

























































































Фазы, образующие дисперсные системы могут находиться в любом из трех агрегатных состояний.























































Отчет группы 1: при нагревании белка мы видим свертывание и выпадение осадка. Подобный эффект мы наблюдает при взаимодействии с этиловым спиртом (белок свернулся и выпал осадок).









Отчет группы 2: при пропускании луча света через стакан с водой, преломления луча не происходит (проекция в виде точки), при пропускании луча света через раствор сахара – луч преломляется и проекция в виде конуса. Наличие в коллоидном растворе частиц более крупных, чем в истинном растворе, вызывает преломление луча света.

Первичное закрепление знаний

(5 мин)

Фронтальный опрос

1. Что такое дисперсная система, дисперсионная среда, дисперсная фаза?

2. Как классифицируют дисперсные системы?

3. Что такое коагуляция и чем она может быть вызвана?

4. Что такое синерезис и чем он может быть вызван?

5. О каких дисперсных системах идет речь в небольшом стихотворении Марины Цветаевой?

Отнимите жемчуг – останутся слезы,

Отнимите злато – останутся листья.

Осеннего клена, отнимите пурпур – останется кровь.

Отвечают на вопросы

Вторичное закрепление знаний

(2 мин)

опрос с использованием ИКТ

Перед вами фоторепродукция картины Клода Моне «Завтрак на траве». За одну минуту выпишите дисперсные системы, которые вы видите на этой репродукции, укажите вид системы.

Выписывают в тетрадь примеры дисперсных систем.

Подведение

итогов работы на уроке

(5 мин)

объяснение

Знакомство с дисперсными системами и растворами показывает, насколько они важны в природе и в повседневной жизни человека. Судите сами: без нильского ила не состоялась бы великая цивилизация древнего Египта; без воды, воздуха, горных пород, минералов вообще бы не существовала живая планета; без клеток не было бы живых организмов.

Выставление оценок

Рефлексия: проанализируйте свою работу на уроке. Какие из изученных вопросов вызвали наибольшие трудности при усвоении?

Как вы думаете, почему?

Выберете из ниже предложенных утверждений, соответствующее вашему мнению и настроению, и закончите фразу согласно вашему выбору: очередные 45 драгоценных минут моей не менее драгоценной жизни:

а) потеряны безвозвратно, так как…

б) прошли с пользой, так как…

Совместно с учителем подводят итоги урока.

Комментирование домашнего

задания

(0,5 мин)

объяснение

1. Запишите в тетрадь или составьте слайд 15 примеров дисперсных систем, находящихся у вас дома. Домашний эксперимент «Приготовление суспензии чистящего порошка».

Оборудование: прозрачный стеклянный стакан, вода, чистящий порошок, лазерная указка.

В стакан воды насыпать чайную ложку чистящего порошка и интенсивно перемешать. Наблюдать, что происходит. На следующий день посмотреть, стала ли жидкость прозрачной? С помощью лазерной указки проверить, проявляет ли жидкость эффект Тендаля (зарисовать). Имеется ли на поверхности жидкости частички порошка? Как можно объяснить тот факт, что они опустились на дно?

Записывают в тетрадь домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!