СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДНЕВНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДАТАХ

1 сентября – День знаний.

8 сентября – Международный день грамотности.

21 сентября – Международный день мира.

1 октября – Международный день пожилых людей.

5 октября – Всемирный день учителя.

4 ноября – День народного единства.

20 ноября – Всемирный день ребенка.

25 ноября – День матери.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

31 декабря – Новый год.

1 января – Всемирный день мира.

7 января – Рождество Христово.

8 февраля – День Российской науки.

21 февраля – Международный день родного языка.

23 февраля – День защитника Отечества.

8 марта – Международный женский день.

21 марта – Всемирный день поэзии.

1 апреля – Международный день смеха.

7 апреля – День здоровья. Благовещение.

23 апреля – Всемирный день книг.

1 мая – Праздник весны и труда.

9 мая – День Победы.

15 мая – Международный день семей.

27 мая – Общероссийский день библиотек.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дневник классного руководителя»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











«Дневник классного руководителя»









студентки группы Ш-22

Агеевой Виктории





Ейск, 2019 год.



«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 362 города Ейска»















Дневник классного руководителя

2 «А» класса











Классный руководитель: Агеева Виктория Евгеньевна





2018-2019 учебный год.


Информационная карта классного руководителя:

Классный руководитель Агеева Виктория Евгеньевна– учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Специальность: учитель начальных классов

Общий трудовой стаж: ___________________________________________________

Стаж работы в должности классного руководителя: ___________________________

Цель и воспитательные задачи на учебный год

Воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.

Цель: создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого ученика с учетом имеющегося жизненного опыта субъекта, а также для физического развития учащихся.

Задачи:

1. Организовать внеурочную работу, внеклассные мероприятия с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.

2. Продолжить формировать качества каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребенка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей, характера и психики ребенка.

3. Способствовать формированию сплоченного классного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, коллектива работающих учителей, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.

4. Обучать культуре поведения на основе управления собой.

5. Формировать нравственные позиции по отношению к людям другого пола, иного возраста и уровня способностей, поскольку подростки уже соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между понятиями «можно» и «нельзя», когда речь идет о представителях противоположного пола, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.



Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно:

  • работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия учащихся;

  • организация питания учащихся;

  • организация дежурств в классном кабинете;

  • индивидуальная работа с учащимися;

  • оформление журналов классного руководителя.

Еженедельно:

  • проверка дневников учащихся;

  • проведение мероприятий в классе (по плану);

  • работа с родителями (по ситуации);

  • работа с учителями предметниками (по ситуации).

Один раз в четверть:

  • оформление классного журнала по итогам четверти;

  • участие в работе МО классных руководителей;

  • отчет по воспитательной работе за четверть, коррекция плана работы на новую четверть;

  • проведение родительского собрания.

Один раз в год:

  • оформление личных дел учащихся;

  • оформление журнала;

  • анализ и составление плана работы с классом;

  • самоанализ проведенной воспитательной работы за год;

  • проведение открытого внеклассного мероприятия.



Занятость учеников класса в кружках и секциях

п/п

Фамилия, имя ученика

В школе

Вне школы

Факульт.

Кружки, секции

1

Абаджев Тариел

Развитие речи

Волейбол

Школа танцев

2

Агафонова Яна

Развитие речи


Фигурное катание

3

Григорьева Арина

Развитие речи


Гимнастика

4

Круглов Александр

Развитие речи


Школа вокала

5

Луссат Анастасия


Легкая атлетика

Школа английского языка

6

Маврина Даниэлла


Баскетбол


7

Маслова Екатерина

Развитие речи



8

Михеева Эвелина


Волейбол

Школа вокала

9

Максименко Даниил

Развитие речи

Футбол


10

Плотников Сергей



Школа испанского языка

11

Погорелов Андрей


Легкая атлетика


12

Федотова Ксения

Развитие речи

Футбол


13

Федотов Максим


Футбол


14

Фисенко Марина



Школа вокала

15

Фролов Сергей


Легкая атлетика


16

Христенко Мария

Развитие речи

Хореография


17

Шаповалова Мария

Развитие речи

Волейбол


18

Яркин Эдуард


Футбол

Школа английского языка



Работа с преподавателями, работающими с классом

Посещение различных уроков (дата, ФИО учителя, предмет)

Приглашение учителей на родительские собрания (ФИО)

Приглашение учителей на беседы с родителями отдельных учащихся (ФИО учителя, ФИ ученика)


































ДНЕВНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДАТАХ

1 сентября – День знаний.

8 сентября – Международный день грамотности.

21 сентября – Международный день мира.

1 октября – Международный день пожилых людей.

5 октября – Всемирный день учителя.

4 ноября – День народного единства.

20 ноября – Всемирный день ребенка.

25 ноября – День матери.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

31 декабря – Новый год.

1 января – Всемирный день мира.

7 января – Рождество Христово.

8 февраля – День Российской науки.

21 февраля – Международный день родного языка.

23 февраля – День защитника Отечества.

8 марта – Международный женский день.

21 марта – Всемирный день поэзии.

1 апреля – Международный день смеха.

7 апреля – День здоровья. Благовещение.

23 апреля – Всемирный день книг.

1 мая – Праздник весны и труда.

9 мая – День Победы.

15 мая – Международный день семей.

27 мая – Общероссийский день библиотек.







РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Темы родительских собраний на 2018-2019 учебный год

п/п

Тема родительского собрания

Дата проведения

1.

Организационное учебное собрание

«Подготовка к школе»

Конец августа

I четверть:

2.

Задачи на новый учебный год.
Роль семьи в воспитании детей

Сентябрь

3.

Возрастные особенности второклассников.

Итоги 2 четверти

Октябрь

II четверть:

4.

Как научить ребенка общаться. Итоги 2 четверти

Декабрь

III четверть:

5.

Дети и деньги

Февраль

6.

Друзья моего ребенка. Итоги 3 четверти

Март

IV четверть:

7.

Летние каникулы. Итоги года

Май



ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

на 2017 – 2018 учебный год

Цели и задачи работы с родителям

1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

2. Изучение воспитательных возможностей семей.

3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого–педагогическими знаниями и умениями.

5. Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.

6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.


Формы

  • Родительские собрания (формы проведения: «Мастер – класс», «Родительский вечер», «Семинар – практикум»,»Круглый стол» )

  • Индивидуальные консультации

  • Дни открытых дверей

  • Общие мероприятия


месяц

родительские собрания

тематические консультации

индивидуальные консультации

совместные дела с классом

сентябрь



«Адаптация учащихся»


Индивидуальные беседы по бесплатному питанию, материальной помощи.

1. День знаний;

2. Турслет;

3. Ярмарка в ДК на День села ;

4. День Байкала

( совместно с ДК )

октябрь



«Ребенок, дорога, безопасность»

«Профилактика ОРЗ»

«Инструктаж Безопасность ребенка на каникулах»

По успеваемости учащихся

1.День учителя;

2.Дискотека и чаепитие по окончанию I ч;

ноябрь




«Если ребёнок не любит учиться»

По интересующимся вопросам, успеваемости

1.Конкурс поделок «Дары осени»

2. Операция «Кормушка»;

3. День матери (совместно с ДК)

декабрь



«Детская дружба»

«Инструктаж Безопасность ребенка на каникулах»


1. «Дружба начинается с улыбки» (час общения )

2. Оформление класса к Новому году;

3. Новогодние подарки;

4. Новогодний утренник;

январь




«Если ребёнку трудно учиться»

По успеваемости

1. День открытых дверей;

2. «Зимние забавы» (лыжный поход с детьми и родителями)

февраль










«Инструктаж Безопасность ребенка на каникулах»

По вопросам успеваемости


Телефонная педагогика.

Поздравление пап, дедушек.


1Добрые молодцы Утулика» конкурсная программа для мальчиков (совместно с СДК)


март

«Семейные праздники и их значение для ребёнка»




«Когда ребёнок непослушный»


«Инструктаж Безопасность ребенка на каникулах»

По интересующимся

вопросам


Телефонная педагогика. Поздравление мам, бабушек.




1. «Праздник девичья коса» (Развлекательное мероприятие)

2. Помощь сельской библиотеке ( ремонт книг)

3. Дискотека и чаепитие по окончанию III ч.


апрель







По успеваемости учащихся

1. Праздник нашего класса «Дружба и годы»

2. День открытых дверей

май

Итоги года. «Как развить память ребёнка»



«Инструктаж Безопасность ребенка на каникулах»



Организация летнего отдыха.



1. Я+Я+Я = семья» праздник

2. . «До свидания, год учебный», чаепитие






Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год

Воспитание – великое дело: им решается учесть человека. Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь сейчас, как никогда ранее, судьба человека зависит от того, как он воспитан.

В 2016-2017 учебном году перед коллективом нашей школы были поставлены следующие задачи общешкольной воспитательной работы:

1. Пропаганда здорового образа жизни на принципе воспитания личности каждого ученика как гражданина, будущего родителя, воспитателя.

2. Формирование гражданско-патриотического сознания.

3. Адаптация школьников к жизни в современных условиях.

4. Воспитание гармонично-развитой личности.

Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи:

- продолжать создавать дружный, сплоченный, работоспособный детский коллектив;

- развивать навыки самостоятельности, самоконтроля и самоуправления;

- вовлекать всех детей в активную творческую работу;

- прививать детям навыки здорового образа жизни;

- формировать патриотические качества учеников.

Начальное звено – это начало начал. Переступая школьный порог, дети вступают в новый мир. Поэтому воспитательная работа была разносторонней. Было проведено много мероприятий: праздники, викторины, соревнования, экскурсии и многое другое. Работа с учащимися строилась с учетом их интересов и возможностей, физического и психического развития.

Навыки взаимоотношений между одноклассниками формировались во время бесед. Навыки культуры общения и поведения формировались во время экскурсий. Работа с начала года осложнялась тем, что классу требовался некоторый период адаптации к классному руководителю, другим порядкам, требованиям. К концу года класс стал дружнее, работоспособнее.

Все запланированное за год было выполнено. Ребята с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Заметно раскрылись способности ребят и их самостоятельность при проведении Новогоднего праздника, тематических викторин. Особенно детям нравились праздники, которые проводились совместно с родителями. Также дети активно участвовали в конкурсах и акциях. В течение года проводились родительские собрания, а также индивидуальные и групповые беседы.

В результате совместной деятельности учащихся, родителей и учителей прослеживается динамика в развитии коллектива, формируется познавательный интерес к учебной деятельности.

Исходя из целей и задач учебного года, можно отметить следующие положительные моменты в работе:

  • многообразие форм работы;

  • развитие познавательных интересов учащихся;

  • начало формирования основ культуры общения и построения межличностных отношений в коллективе;

  • творческие «открытия» учащихся;

  • построение индивидуальной работы с учащимися;

  • совместную работу детей и родителей;

  • закладывание традиций класса.

Однако некоторые моменты остались отработаны не до конца, а негативные стороны проявились в ходе изучения класса. В следующем году следует обратить внимание на следующие моменты:

  • некоторые дети небрежно относятся к своему здоровью;

  • требуется целенаправленная работа по формированию детского коллектива;

  • у некоторых детей нет сформированных навыков общения;

  • не все учащиеся могут преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время;

  • во время проведения классных часов, экскурсий бросается в глаза незнание норм поведения в общественных местах, невысокий уровень культуры отдельных учеников.



Задачи воспитательной работы на 2018-2019 учебный год

В 2017-2018 учебном году в соответствии с интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов были определены следующие цели и задачи воспитательной работы:

  • продолжать работу по развитию мотивации здорового образа жизни;

  • совершенствовать работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к природе и стремление к сохранению экологического равновесия в природе;

  • создавать благоприятные отношения и взаимодействия с семьями младших школьников.

Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи:

- создать условия для непрерывного воспитания и образования;

- обеспечить развитие творческих способностей и творческого отношения к познавательной деятельности;

- формировать здоровый образ жизни, духовную культуру;

- стремиться к познанию и совершенству, воспитанию нравственных чувств детей;

- содействовать формированию любви к родному краю, его народу, народным традициям;

- создать у ребенка стремление к культурной жизни, воспитывать стремление к правде, добру, красоте.

- использовать в работе методы педагогического сотрудничества;

- оказывать помощь воспитаннику в саморазвитии;

- учить детей самооценке. самопознанию, познанию мира;

- развивать умение соотносить собственные цели с желаниями и целями других, т.е. учить целеполаганию, самоанализу, умению планировать, организовывать деятельность на достижение поставленных целей;

- воспитывать гражданские чувства школьников, формировать гражданскую позицию ученика;

- развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного края;

- совершенствовать спортивно-оздоровительную работу, содействовать формированию потребностей, мотивов и интересов к регулярным занятиям спортом;

- средствами физической культуры развивать волевые и нравственные качества;

- продолжить работу по изучению правил безопасного поведения на дорогах, как одной из форм работы школы по охране жизни и здоровья школьников;

- создавать условия для развития творчества школьников, совершенствовать систему эстетического воспитания.













Инструктажи по ПДД с учащимися 2 класса

1.Дорога в школу и домой. ( сентябрь)

2.»Внимание, железная дорога!» ( сентябрь)

3. «Знай правила дорожного движения , как таблицу умножения» ( октябрь)

4.»Осторожно , гололед!» (ноябрь)

5.  «Осторожно, тонкий лед!» (декабрь)

6.Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств.

(январь)

7. Дорожные знаки. ( февраль)

8. Железная дорога. Правила переезда и перехода регулируемых и нерегулируемых переездов. (март)

9. Мы пассажиры. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей. ( апрель)

10. Профилактическая заключительная  беседа «У светофора каникул нет».

( май)



Изучение личности учащихся



Ф.И.О.

Отношение к :

учебе

труду

Общ. деят.

искусству

товарищам

спорту

Уровень

воспитан

ности

.1









2









3









4









5









6









7









8









9









10









11









12










Итого по классу: Уровень воспитанности

-высокий- _____ чел.-______%

-средний- ____ чел.-______%

-низкий-_____чел.._______%

Работа со слабоуспевающими учащимися



Цели :

  • Выполнить Закон об образовании

  • Принять комплексные меры, направленные на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

  • Создать условия для успешного усвоения учащимися учебных программ.

  • Отобрать педагогические технологии для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников

  • Реализовать разноуровневое обучения

  • Изучить особенности слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации

  • Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду

Виды деятельности :

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5 учащихся).

5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

7. Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений



План воспитательной работы:


Часы общения

Работа с коллективом учащихся

Индивидуальная работа с учащимися

КТД

01.09-

05.09




День знаний

Турслёт

08.09-12.09

«Опоздал – помешал классу»

ПДД «Дорога в школу и домой»

Заполнение журнала. Составление списков на бесплатное питание, материальную помощь.

День Байкала

( совместно с СДК)

ПДД Конкурс рисунков

«Я и дорога»

15.09-

19.09

Правила поведения на уроках и переменах

«Веселые старты»

( разучивание игр по ПДД)

Составление социального паспорта.

Распределение поручений.


22.09-26.09


Конкурс стихов, рисунков

«Уж горят огнем рябины кисти»

Составление безопасного маршрута

«Путь в школу и домой»

Марафон талантов.

Ярмарка на День села


29.09-03.10


Разучивание подвижных игр.

Дополнительные

занятия с отстающими.

День здоровья

«Праздник подвижных игр».

День учителя.

06.10-10.10

«В гостях у Светофори-ка» ПДД

Конкурс рисунков «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Дополнительные занятия с отстающими.

Смена поручений.


13.10-17.10

«Вежливость, прежде всего»

Экскурсия по селу

«Дорожные ситуации на улицах»

Медосмотр.


20.10-24.10




День чтения.

«Путешествие в мир сказок»

27.10-31.10

«Хорошо спортсменом быть»

Защита проектов «Моя малая Родина»

Чаепитие по окончанию I ч




Дискотека по окончанию I ч

10.11-14.11

«Как я провел каникулы»

Изготовление кормушек.

Дополнительные занятия с отстающими. Смена поручений.


17.11-21.11


Выпуск листовок

«Что будет, если исчезнут птицы?» (призыв к жителям села)


День здоровья «Спартакиада»


24.11-28.11


Соблюдение правил этикета.

Конкурс стихов, загадок о здоровом образе жизни.


День Матери (совместно с СДК)



01.12-05.12


«Закалива-ние организма»

«Страница орнитолога» устный журнал.

Выход в библиотеку. Смена поручений.

Защита проектов «Покорми птиц»


08.12-12.12


ПДД «Гололед»


Дополнительные занятия с отстающими.

День здоровья.

«Поход в снежный городок»


15.12-19.12


«Надо уметь спорить. Спор, но не ссора»

Изготовление поделок для оформления класса к Новому году.

Подготовка с активом класса новогодних конкурсов.


Защита проектов «Моя семья»

Чаепитие


22.12-31.12



«Как справляли на Руси Новый год»

Разучивание стихов, песен к Новому году. Генеральная уборка класса.

Смена поручений.

Новогодняя елка.

каникулы


«Давайте говорить друг другу комплимен-ты»



Соревнования

«Ну очень веселые старты»


12.01-16.01



«Поговорим о доброте»

Ремонт книг, изготовление закладок

Дополнительные занятия с отстающими.

Викторина по ПДД

«Знаем ли мы ПДД»

19.01-23.01


«Какие все разные»

Разучивание стихов о доброте. Рисунки о доброте.


День здоровья. Игра – соревнование «Взятие снежной крепости»


26.01-30.01



«Веселые приключения в стране дорожных знаков» ПДД


Дополнительные занятия с отстающими. Смена поручений.

Конкурсная программа «Если добрый ты, - это хорошо!»


02.02-06.02


«Любви все возрасты покорны»


Изготовление валентинок.



День Святого Валентина.


09.02-13.02



«Солдатские дороги»

Конкурс «Рыцарский турнир»



Репетиция с девочками поздравления мальчиков.

День здоровья. Игра «Зарница»


каникулы


«К вам пришли гости»

«Жители книжного дома»

Экскурсия в сельскую библиотеку.

Смена поручений.

«Добрые молодцы Утулика» конкурсная программа для мальчиков, посвященная Дню Защитника Отечества

( совместно с СДК)


24.02-27.02


«Вместе с бабушкой вдвоем замечательно живем»

Конкурс рисунков

«Моя любимая мама»

Репетиция с мальчиками поздравления девочек.



02.03-06.03


«Страна природы и здоровья»

Разучивание стихов, песен, танцев к 8 Марта

Дополнительные занятия с отстающими.

Праздник «Девичья коса»


09.03-13.03


Генеральная уборка класса.

Чаепитие по окончанию III ч


ПДД «Дорожный знак тебе не враг»



16.03-20.03


Открытие книжной недели.

Обзор книг в сельской библиотеке.

«Книжкина мастерская» (ремонт книг)

Смена поручений.

Дискотека по окончанию III ч


каникулы




«Герои космонавты»


Дополнительные занятия с отстающими.



30.03-03.04



«В веселом мире насекомых»

«Добрые пожелания лесным жителям» (сочинения)


День юмора и смеха.

06.04-10.04



«День Земли»


Смена поручений.

«Я люблю тебя ,Земля, и хочу чтоб ты жила»

День здоровья

(работа фитобара)



13.04-17.04



«Оглянись ! Вокруг столько интересного и красивого»



Я+Я+Я=

Семья» праздник




20.04-30.04


«Никто не забыт и ничто не забыто»

Изготовление открыток к 9 Мая.

Работа с активом класса о подготовке к 9 Мая

Акция «Чистый двор»



01.05-08.05


«Скоро лето»


Сбор сведений о летнем отдыхе детей. Смена поручений.

Митинг 9 Мая.

11.05-15.05


Игра – путешествие «Мир волшебства»

Дополнительные занятия с отстающими.



18.05-22.05

ПДД «Летний отдых»







Написание пожеланий. Вручение грамот.


25.05-


«Год учебный пролетел»

ПРОЩАЙ, 2 КЛАСС!


ПДД «Советы дяди Степы»



Написание пожеланий. Вручение грамот.

Торжественная линейка

«Последний звонок»


















ДИАГНОСТИКИ

Диагностические методики для классных руководителей

Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

- особенности возраста учащихся класса;

- степень сформированности детского коллектива;

- особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;

- степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.

Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.

Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.

Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

• Изучение личностных качеств учащихся класса.

• Изучение общих и специальных способностей класса.

• Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.

• Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел.

• Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся



Диагностические методики изучения классного коллектива


Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.


Диагностическая методика № 1. «Фотография»

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»

Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.

Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

Диагностическая методика № 5. «Дневник моей жизни»

Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу:



Школьная неделя

Значимые события


я

класс

1-ая



2-ая






34-ая





Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.


Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика № 7. «Государство — это мы»

Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»

Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.

Диагностическая проективная методика № 9

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

1. Самый близкий мне человек в классе, это...

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...

3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...

7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...

8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...

9. Ребята, которые мне неприятны, это...

10. Ребята, которых я избегаю, это...

Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»

Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:

1. Как называется фильм?

2. Где происходит действие фильма?

3. Кто является главным героем фильма?

4. Кто играет второстепенные роли в фильме?

5. Каким является фильм по жанру?

6. Каков финал фильма?

7. В каком цвете снимался фильм?

Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.

Диагностики изучения личности учащегося


Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.

Предложенные ниже методики изучения личности и коллектива дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и не предвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.


Диагностика № 1. «Памятные даты моей жизни»

Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу по следующему образцу:

год

события


Данная диагностика позволяет классному руководителю увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.

Диагностика № 2. «Мой портрет в интерьере»

Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги ,на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.


Диагностика № 3. «Мое состояние»

Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передает состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.


Затем можно перейти к подсчету результатов:

Движение

Спокойствие

Уверенность

неуверенность

А-4

А-10

А-10

А-10

Б-8

Б-8

Б-8

Б-8

В-2

В-2

В-6

В-2

Г-10

Г-4

Г-2

Г-6




Интерпретация результатов выглядит так:

от 0 до 13 очков: Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

от 14 до 20 очков: Ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, по можешь от него отказаться.

от 21 до 27очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.

от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

от 35 до 40 очков: Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя трудно переубедить.

Диагностика № 4. "Моих 10 - Я"

Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

1-я - 4-я - 7-я - 10-я -

2-я - 5-я - 8-я -

3-я - 6-я - 9-я -

Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для ученика.

Диагностика № 5. «Недописанный тезис»

Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

1. Я считаю, что я...

2. Главное в моей жизни - это...

3. Мне хорошо, когда...

4. Мне плохо, когда...

5. Мне нравится, когда взрослые...

6. Мне не нравится, когда взрослые...

7. В свободное время я...

8. Самая большая радость моей жизни...

9. Самая моя большая ошибка...

10. Иногда мне хочется...

Диагностика № 6. Блиц - опрос

В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю

1. Любимое имя

2. Любимая пора года

3. Любимый цвет

4. Любимая книга

5. Любимое дерево

6. Любимый цветок

7. Любимая группа

8. Любимая песня

9. Любимая одежда

10. Любимый праздник

11. Любимый музыкальный инструмент

12. Любимый певец

13. Любимое животное

14. Любимая еда

15. Любимый месяц

Диагностика № 7. «Самореклама»

Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность, объективность, самокритичность.

Диагностика № 8. «Готовность к саморазвитию»

Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (-):

1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.

2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.

3. Я всегда уверен в своих силах.

4. Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.

5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.

6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.

7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.

8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.

9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.

10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.

11. Мне трудно себя воспитывать.

12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.

13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.

14. Обстоятельства всегда сильнее меня.

Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.

Ключ:

1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), 10. (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-)

Результат:

Хочу знать о себе - баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.

Могу совершенствоваться 3, 4, 6, 8,11, 12,14.

Диагностика № 9. «Сочинение»

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:

«Ода моему классу»

«Мой класс через 5лет»

«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»

«Удивительные истории моего класса»

«Болезни роста нашего класса»

Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:

«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»,

«Письмо самому себе»,

«Мои «хочу», «могу» и «надо».

Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.

Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:

«Мои осенние размышления»

«Привет самому себе из сентября 2002 года»

«Год 2003. Мои поиски истины»

«Мои взлеты и падения»

Диагностика №10. «Полемика с самим собой»

Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например:

Дисциплина — это свобода

Дисциплина — это неволя

Учит жизни не книга, а опыт

Учит жизни не опыт, а книга

Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.

Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано.

Друг познается в беде.

Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.

Диагностика № 11. «Незаконченный тезис»

Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей. Жизнь —это...

Друг —это...

Быть человеком — значит...

Наивысшая радость — это...

Самая большая беда — это...

Добрая память о себе — это...

Плохая память о себе — это...

Главное в жизни — это...

Мелочи жизни — это...

Радости жизни —это...

Диагностика №12. «Ассоциативный ряд»

Учащимся предлагается построить ассоциативный ряд, связанный с одним словом, понятием, явлением. Ребята должны написать не менее 10 — 15 слов, которые могут быть связанны непосредственно с данным понятием.

Например: любовь - радость - родители - единение -тепло - удовольствие - праздник - подарок - чувство -глупость -мужество - взаимность - эйфория - безопасный секс -кольца - дети - свет - романтика - переживание - наслаждение.

Диагностика № 13. «Социометрия»

Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания:

Задание 1. Утебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.

Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

Метод социометрического выбора - метод, позволяющий выразить количественно, графически , структуру межличностных отношений в коллективе.

Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи:

1) выявила лидеров и изолированных детей;

2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива

Организация диагностики.

Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.

Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса.

Предлагаем методику, которая была разработана сотрудником кафедры педагогики доктором педагогических наук Журавлевым (Московский педагогический университет) – диагностическая карта класса (в качестве обобщающей диагностики). Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:

по горизонтали – все об одном ученике;

по вертикали - состояние класса по одному показателю.

Всего в таблице 19 колонок, 18 из которых раскрывают параметры характеристики каждого ученика, а последняя предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач.

В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.

* К демографическим данным относится:

- ФИО (1)

- дата рождения ( 2)

- профессия матери и отца

* К медицинским данным отнесем:

- сведения о заболевании детей

- степень физического развития

* Психологические сведения:

- способности - доминирующие черты характера

- увлечения - специальные умения

- интересы

* Педагогические данные:

- успеваемость

- поведение

- отношение к учению, труду

- положение в классе

- отношения с товарищами

- социальная активность

- внешкольные занятия

- профессиональные умения

Для получения данных используется комплекс методов:

- разовый письменный опрос

- беседы

- анализ документов и работ учеников

- наблюдение

- социометрические и проективные (тесты) методики

- анкеты

Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.

Итак, порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.

№ 1. - ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.

№ 2 - возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.

№ 3 - профессия матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми

№ 4 - тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) - получаем в процессе беседы, наблюдения, посещение семьи. Используется для работы с родителями и детьми.

№ 5 - состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации работы, направленной на сокращение здоровья, проведение лечения.

№ 6 - успеваемость - можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам.

Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.

№ 7,8 - черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.

№ 9 - ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях - дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.

№ 10 - одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей

№ 11 - отношение к учению, мотивы учения - выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно:

- познавательная активность,

- интерес

- чувство долга …

нужно для развития интереса к учебе, способностей.

№ 12 - общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень.

Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.

№ 13 - положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые.

Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики.

Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.

№ 14 - принадлежность к общественным организациям, неформальным группам, компаниям - можно выяснить в беседах, путем наблюдения и использовать для развития полезных связей, контактов и нейтрализации социально-неодобряемого поведения.

№ 15 - постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников

№ 16 - трудовая активность – выяснять с помощью наблюдения, бесед; использовать сведения для индивидуальной воспитательной работы.

№ 17 - профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной работе.

№ 18 - сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников - учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.

Итак, диагностическая карта класса поможет мне обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам.

Также карта поможет обнаружить связь между разными параметрами характеристики школьника для понимания причин того или иного отклонения и сформулировать собственно педагогические задачи на следующий год.

По сути своей диагностическая карта и есть мониторинг в работе классного руководителя.




Диагностика воспитанности учащихся

В работе с детьми классному руководителю необходимо уметь прослеживать социально-психологические изменения в классе, формирование отношений детей, ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий деятельностный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью деятельности. Воспитательный результат – это мера соответствия развитых социально ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Основанием для педагогического исследования служит воспитательная цель, развернутая в программе воспитания. Ориентируясь на систему воспитательных задач, педагог вынужден отдавать себе отчет о степени выполнения этих задач. Безусловно, наблюдение за детьми дают педагогу огромный материал для анализа и оценки своей работы. Но субъективность наблюдений, несовершенство фиксаций во время естественно протекающего воспитательного процесса, а также неадекватность внешних проявлений и внутренних психологических процессов человека ставят педагога перед необходимостью некоторого дополнительного арсенала для изучения хода формирования личности ребенка. Существует достаточно разнообразный и богатый пакет исследовательских методик, позволяющих прослеживать этот противоречивый и тонкий процесс в его тенденциях. Педагогу более всего необходимо знать о тенденции формирующихся отношений: в каком направлении и с какой качественной характеристикой идет развитие динамического отношения.

Решение вопроса, на каком уровне воспитанности находится школьник, принимается на основе сравнения полученной им оценки (суммарного балла по выделенным показателям) со шкалой, представленной ниже:

уровень воспитанности

очень низкий

низкий

средний

высокий

оценка в баллах

10-16

17-24

25-32

33-40

Диагностика класса по предложенной карте.

Алгоритм анализа данных и формулировки воспитательных проблем:

1) Анализирую карту по столбцам, выявить типичные и единичные показатели.

2) Оценить их на соответствие нормам, критериям воспитанности.

3) Выявить связь между различными показателями для понимания причин отклонений, общего уровня воспитанности класса.

4) Сформулировать собственно-педагогические задачи.

5) Определить функционально-педагогические задачи.

Диагностическая карта изучения уровня воспитанности учащихся

Показатели воспитанности

Признаки проявления показателей по уровням

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Общественная активность

Политическими событиями не интересуется

Политически недостаточно осведомлен, затрудняется оценивать политические события

Знает и правильно оценивает политические события, принимает участие в общественной работе

Хорошо знает и правильно оценивает политические события, организует общественную работу

Патриотизм

Пренебрежительно относится к истории и культуре своей страны

Мало интересуется историей Родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем

Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, охотно участвует в историко-патриотической работе

Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, ведет историко-патриотическую работу с товарищами

Интернационализм

Пренебрежительно относится к культуре и традициям другой национальности, не дружит с детьми других национальностей

Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности, участвует в акциях интернациональной дружбы при побуждении и контроле

Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы

Выступает организатором акций интернациональной дружбы, пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности

Гражданская ответственность

Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля

Не достаточно знает конституционные законы, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны старших

Знает конституционные законы, соблюдает их, поддерживает борьбу с нарушителями дисциплины и правопорядка

Хорошо знает конституционные права человека и законы государства. Проявляет инициативу и самостоятельность в борьбе с нарушителями дисциплины

Бережливость

Расточителен, причиняет ущерб школьному имуществу

Недостаточно бережлив, принимает участие в акциях экономии и бережливости только при условии побуждения со стороны старших

Бережет личное и общественное имущество, принимает участие в защите природы и общественного достояния

Показывает пример бережного отношения к природе и общественному имуществу, деятелен в акциях по защите природы и экономии общественного имущества

Любознательность

Учится плохо, интереса к знаниям не проявляет

Не осознает значения знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем

Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и классе

Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам

Трудолюбие

Не любит трудиться, уклоняется от труда, не смотря на требования

Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых

Осознает личную значимость труда, исполнителен в труде, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе

Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезный труд в школе

Гуманность

Недоброжелателен, груб

Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других

Пресекает грубость, недобросовестные отношения к людям, заботится об окружающих

Целеустремленность

Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готов

Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи

Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет

Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии

Требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию

Не самокритичен и не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера

Не самокритичен, самооценка завышена, работать над собой не умеет и нуждается в постоянной стимуляции со стороны товарищей и педагогов

Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, работает над собой недостаточно

Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, настойчиво работает над собой

Оценка

Оценка за каждое качество по данной колонке 1 балл. Максимально возможная оценка по всей колонке 10 баллов

Оценка за каждое качество по данной колонке 2 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 20 баллов

Оценка за каждое качество по данной колонке 3 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 30 баллов

Оценка за каждое качество по данной колонке 4 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 40 баллов




Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






Сообщение:

«Методика педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их проведения»









студентки группы Ш-22

Агеевой Виктории







Ейск, 2019 год.



Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе учебы, внеклассной работы в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования).

Наблюдение требует от классного руководителя точной фиксации фактов, объективного педагогического анализа. Однако дело это непростое.

Наблюдение в педагогическом процессе может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для изучения учащегося, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Наблюдение достаточно трудоёмкий метод исследования. Трудности применения наблюдения в качестве метода сбора первичной информации являются следствием его особенностей и делятся на субъективные, связанные с личностью педагога и объективные, не зависящие от него.

Наблюдение – это не простая фиксация фактов, так как ему присущи такие признаки, как опора на какую-то педагогическую цель, планомерность, систематичность, объективность. Наблюдение интересно тем, что исследователь имеет дело с естественным педагогическим процессом и не вносит в него никаких изменений.

Существуют различные классификации наблюдения. В основу классификаций кладут разные основания, и тогда виды наблюдения описываются следующим образом:

– в зависимости от условий наблюдения: в естественных условиях и лабораторные, в искусственно созданных ситуациях;

– в зависимости от наличия или отсутствия четкой программы наблюдения: формализованные и неформализованные;

– в зависимости от участия наблюдателя в наблюдаемых событиях: включенные, участвующие;

– по частоте наблюдения: постоянные, повторные, однократные;

– по объему наблюдения: сплошные, выборочные;

– в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдение.

Выбор типов наблюдения зависит от его конкретных целей и условий.

Чтобы наблюдение было успешным, к нему необходимо тщательно подготовиться. Подготовка состоит из нескольких этапов: выбор объекта наблюдения (что мы будем наблюдать?); постановка целей и задач наблюдения; составление его плана; подготовка документов и оборудования (бланки протоколов, тетрадь наблюдений, диктофон и т.п.); сбор данных; оформление и анализ результатов; теоретические и практические выводы.

Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование, причем обычно в протоколе фиксируется содержательная сторона наблюдаемых явлений и/или хронометрия.

Наблюдение – весьма результативный метод педагогического исследования. Однако он страдает существенными недостатками: во-первых, не все явления и процессы доступны наблюдению; во- вторых, наблюдатель зачастую теряет беспристрастность и перестает отделять себя от среды; в-третьих, высока вероятность ошибок в интерпретации полученных фактов и др. Поэтому педагогическое исследование не может опираться только на эмпирический метод наблюдения, но должно использовать и другие методы.

Интерпретация и представление результатов. В работе классного руководителя, самой сложной считается задача интерпретации полученного и обработанного фактического материала. К сожалению, педагоги нередко стараются избегать этап обсуждения фактов и переходят сразу к выводам.

Конечно, хорошо обработанные материалы, упорядоченные и оформленные в таблицы, статистические изображения могут служить базой для выводов. Из поля его зрения обсуждающих не должны выпадать ценные характеристики фактического материала, которые невидимы, то есть визуально не просматриваются, но существенно влияют на выводы.

Основная цель интерпретации — выявление и фиксирование комплекса характеристик обработанного материала, на основе которых открывается возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и сформулировать выводы.

Отметим, что важнейшим условием объективного истолкования обработанных данных выступает квалификация педагога: его эрудиция, способность к ассоциативным мыслительным действиям. Естественно, что, чем квалифицированное в той области, где ведется поиск, тем основательнее обсуждение и богаче его результаты.

Большую роль при анализе данных играет владение некоторыми специальными способами представления полученных данных в наглядной — краткой и схематизированной — форме.

Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).

Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами (столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторам педагогического процесса.

Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” — значение, порядок признака, частота события.

Композиция графика – это сочетание всех его элементов. График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время легкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.

Гистограмма представляет собой разновидность графика, в котором по оси “Y” откладываются частотные (интервальные) значения какой-либо группировки, в результате чего график становится “ступенчатым”.

Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник, сектор, цилиндр, пузырьки и др.).

Графы — особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек (вершин), соединенных отрезками (ребрами). Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра — отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты.

Вышеперечисленные методы, возможно, использовать как при создании диагностических методик, предназначенных для определения степени эффективности психолого-педагогических воздействий, так и для анализа индивидуальных характеристик структуры и содержания интерпретации невербального поведения.



Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»










«Программа педагогического наблюдения»











студентки группы Ш-22

Агеевой Виктории







Ейск, 2019 год.















Программа педагогических наблюдений

на учащегося 2 «А» класса

ФИО Федотова Максима Алексеевича

МБОУ СОШ № 18

Цель: организация профилактической, социально-значимой деятельности учащихся и работа по укреплению, развитию и формированию личности.

СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА

1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел: «Информационный лист» (информация о владельце);

II раздел: «Педагогико-психологическая характеристика на учащегося»;

III раздел: «Учебная деятельность» (творческие работы, направления активности);

IV раздел: «Индивидуальная работа с учащимся» (план работы, акты, полезная информация).

Раздел I. «Информационный лист».

Данные учащегося:

В этом разделе помещается информация, помогающая социальному педагогу и классному руководителю проанализировать личные данные учащегося.

Раздел II. «Педагогико-психологическая характеристика на учащегося».

Характеристика на учащегося:

В этом разделе помещаются характеристики на ученика составленные классным руководителем и психологом школы. Информация, помогающая проанализировать ученика, его характер, способности; результаты психологической диагностики.

Раздел III. «Учебная деятельность».

Наблюдения за учебной деятельностью:

В данный раздел помещаются результаты наблюдений и учет успеваемости посещаемости учащегося; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной активности ученика.

Раздел IV. «Индивидуальная работа».

Содержание работы:

В этом разделе помещен план и содержание работы с учащимся и его семьей.








ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

НАБЛЮДЕНИЙ


Федотов Максим Алексеевич

Фамилия, имя




учащегося 2 класса «А» МБОУ СОШ № 18



классный руководитель Агеева Виктория Евгеньевна















г. Ейск


Содержание

Раздел I. «Информационный лист»:

Включает в себе личные данные учащегося

Состав семьи

Данные о родителях

Раздел II. «Педагогико-психологическая характеристика на учащегося»:

Общие сведения об учащемся

Направленность личности учащегося

Волевые качества учащегося

Эмоциональная сторона характера

Особенности умственного развития учащегося

Характеристика на учащегося составленная учителем

Раздел III. «Учебная деятельность»:

Учебная деятельность

Оказание помощи в учебе со стороны родителей

Учет посещаемости и успеваемости

Ежедневное наблюдение

Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям

Любимые школьные предметы

Раздел IV. «Индивидуальная работа»:

План работы с учащимся

План работы с семьей

Акты обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи учащегося

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ФИО ученика (цы) ________________________________________________________

1.Класс ______________________

2.Дата (число, месяц и год) и место рождения__________________________________

3.Домашний адрес, домашний телефон _______________________________________

________________________________________________________________________

4.Семья ребенка (ФИО, место работы, контактный телефон, образование):

Мать:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отец:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:


Состав семьи, ее структура___________________________________________________

Жилищно-бытовые условия__________________________________________________

Взаимоотношения в семье___________________________________________________

Наличие отклонений от норм поведения в семье_________________________________

Воспитательный потенциал семьи_____________________________________________

6.Группа здоровья ребенка, заболевания: __________________________________________________________________________

7.Характер ребенка:_________________________________________________________

8.Качества личности (положительные, отрицательные):____________________________________________________________

9.Положение ребенка в коллективе: __________________________________________________________________________

10.Учебная деятельность:

успеваемость_______________________________________________________________

уровень знаний______________________________________________________________

мотивация обучения__________________________________________________________

посещаемость уроков_________________________________________________________

способности к обучению_____________________________________________________

познавательный интерес______________________________________________________

11.Трудовая деятельность:

наличие трудовых навыков___________________________________________________

предпочитаемые виды труда___________________________________________________

познавательный интерес______________________________________________________

12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы ___________________________________________________________________________

13.Круг общения (ФИ друзей):

в школе____________________________________________________________________

вне школы__________________________________________________________________

14.Относится ли к «группе риска» (с какого года)?_______________________________

15.Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина)? ___________________________________________________________________________

16.Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета)?

_________________________________________________________________________



17.Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)?

____________________________________________________________________________________

18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних ( дата снятия с учета)?______________________________________________________________________________

19. Вызов на Совет по профилактике нарушений (дата, причина)_____________________________

20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)________________________


___________________________________________

(дата)

_____________________________________________


_________________________________

(ФИО классного руководителя) (подпись)


































ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Общие сведения об учащемся:

Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи, отношение к учащемуся в семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые выясняют особенность личности учащегося. Наиболее существенные факты из биографии учащегося.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Направленность личности учащегося:

а) общественное лицо школьника, его стремления и идеалы

б) интересы и склонности учащегося

в) отношение учащегося к коллективу и самому себе

г) отношение учащегося к учению и самому себе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Волевые качества учащегося:

Целеустремленность, активность, инициативность. Настойчивость, как относится к встречающимся трудностям, как их преодолевает. Дисциплинированность и степень ее сознательности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Эмоциональная сторона характера:

Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоционального переживания, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает: живость или вялость, быстрота или медлительность, темперамент.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Особенности умственного развития учащегося:

Как учится, понимает материал, излагаемый на уроках. Проявляет самостоятельность, критичность в суждениях и выводах. Умеет ли правильно выражать свои мысли в устойчивой письменной форме.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧЕНИКА

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Директор (ФИО)______________________________________________________________________

Классный руководитель(ФИО)__________________________________________________________

Дата_______________________



ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

1. Какое положение занимает в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)

2. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям?

( благожелательно, серьезно, болезненно, равнодушно, враждебно)

3. Стиль отношений со сверстниками

(спокойно-доброжелательный, агрессивный, неустойчивый, обособленный)

4. Пользуется ли авторитетом в коллективе?

(у большинства мальчиков, у большинства девочек, у небольшой группы, не пользуется авторитетом)

5. Имеет ли друзей?

(только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)

6. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?

(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)

7. Как выполняет общественные поручения?

(с удовлетворением, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)

8. С кем чаще всего бывают конфликты?

(с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Параметры

Мнение ученика

Мнение родителей

Мнение учителя

Предметы, изучаемые с удовольствием




Предметы, вызывающие трудности




Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно






ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ

Параметры

Мнение ученика

Мнение родителей

Полностью самостоятелен



Оказывается эпизодическая помощь (указать, по каким)



Оказывается постоянная помощь





УЧЕТ ПОСЕЩАЕМОСТИ

п/п

Пропущено всего уроков

причина

Ув.

Неув.

Сентябрь




Октябрь




Ноябрь




Декабрь




Январь




Февраль




Март




Апрель




Май





ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

за поведением учащегося за _______________ месяц.

Дата

Наблюдение

Меры, результат

































































ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ

ПО ЧЕТВЕРТЯМ

предмет

Математика

Русский язык

Окружающий мир

Технология

Физическая культура

Изо

Литературное чтение

Английский язык

1 четверть









2 четверть









3 четверть









4 четверть










Карта наблюдений уч-ся____________________________________________________



Содержание наблюдений

Не наблюдается

Иногда

Часто

1

Учебная деятельность:




  • равнодушие;




  • нежелание учиться;




  • низкая успеваемость;




  • затруднение в освоении учебных программ;




  • систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам












2

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:




  • изоляция;




  • противопоставление себя коллективу;




  • положение вожака микрогруппы, состоящих из трудных учащихся.




Отношение к другим детям:

  • жестокое обращение со слабыми и младшими;




  • пренебрежительное отношение к сверстникам;




  • принадлежность к различным молодежным группам.








3

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:




  • конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;




  • грубость;




  • бестактность;




  • ложь.




С родителями:




  • конфликтный характер;




  • ложь;




  • грубость, хамство.




4

Проведение свободного времени:




  • не занимается в кружках и секциях;




  • проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);




  • употребляет спиртные напитки;




  • курит;




  • зарабатывает себе на жизнь.









5

Отношение к труду, профессиональная ориентация

Выбор профессии (для старшеклассника):




  • незнание своих возможностей и способностей;




  • профессиональная неопределенность;




  • неразвитость тех черт личности, которые необходимы для выбранной профессии.




Отношение к труду:




  • отрицательное отношение;




  • невыполнение трудовых обязанностей в школе.








6

Поведение и поступки.

В школе:

  • прогулы;

  • нарушение требований школьной дисциплины;

  • нецензурная брань;

  • жаргонная речь;

  • порча школьного имущества;

  • срыв уроков;

  • драки.




В семье:

  • побеги из дома;

  • невыполнение домашних обязанностей.




Противоправные поступки:

  • бродяжничество;

  • попрошайничество;

  • азартные игры;

  • употребление наркотиков;

  • проституция;

  • воровство;

  • вымогательство;

  • порча имущества;

  • нанесение телесных повреждений (драка).





















ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

ПЛАН РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ

Карта эмоционального состояния учащегося в школе

Факторная структура настроения



доминирующее

психическое

состояние

противоположное

психическое

состояние

весело



грустно



интересно



неинтересно



волнение



спокойствие



пассивность



активность



усталость



бодрость



радость



огорчение



раздражение



равнодушие



депрессия



вдохновение







Самое интересное в школе____________________________________________________

Самое неинтересное в школе__________________________________________________

Ситуация вызывающая беспокойствие__________________________________________

ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ


Дата

Проблема семьи

Что сделано

Результат

































































































Акт обследования
социально-бытовых условий жизни семьи

От «_____» __________________ 20____ года.

Мы, нижеподписавшиеся, члены комиссии в составе:

1. ___________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3. Социальный педагог (ФИО)___________________________________________

составили настоящий акт в том, что провели обследование социально-бытовых условий жизни семьи.

1. Семья ____________________________________________________________

2. Место жительства:

a) по прописке _______________________________________________________

(постоянно, временно – нужное подчеркнуть)

b) фактически ________________________________________________________

c) другие варианты регистрационного учета _______________________________

_____________________________________________________________________

d) не состоит на учете __________________________________________________

3. Социальный статус семьи:

(многодетная; приемная; студенческая; семья, где проживают родители (один из родителей) инвалиды 1 и 2 группы; семья, где родители (один из родителей) несовершеннолетние; семья, воспитывающая ребенка-инвалида; семья беженцев или вынужденных переселенцев; семья, где родители (один из родителей), безработные (состоят на учете в Центре занятости); семья, где родители (один из родителей) с алкогольной зависимостью; семья, где родители (один из родителей) с наркотической зависимостью).

(подчеркнуть соответствующие варианты)

4. Благосостояние семьи:

( мобильный телефон; автомашина, иные транспортные средства; земельный участок, дача; гараж, погреб; холодильник; швейная машина; стиральная машина; телевизор, видео техника, аудио техника, компьютер, телефон, музыкальные инструменты; сельскохозяйственные машины с мотором; библиотека (более 50 книг).

(подчеркнуть имеющееся имущество)

5. Характеристика жилого помещения:

(квартира улучшенной планировки, экспериментальная квартира; «Хрущевка», «Брежневка», полнометражная, квартира малосемейного типа со всеми удобствами, квартира малосемейного типа с частичными удобствами, комната в коммунальной квартире, частный дом с частичными удобствами или без удобств, частный дом со всеми удобствами, ветхое жилье, число комнат в квартире (в доме)_______________________).

(подчеркнуть соответствующие варианты)

6. Статус жилья:

(принадлежит Вашей семье на правах собственности (приватизировано или приобретено); является собственностью Ваших родственников; находится в муниципальной собственности (не приватизировано); принадлежит ведомству, предприятию; Вами снимается).

(подчеркнуть соответствующие варианты)

7. Размеры жилой площади, приходящиеся на 1 члена Вашей семьи (меньше 7 м; 7-9 м; свыше 12 м)

а) Наличие отдельной комнаты для детей

(Да, Нет)

8. Санитарная культура:

(Чистота помещения, наличие насекомых (блох, мух, тараканов и т.п.), свежесть воздуха, воздушно-тепловой режим, периодичность уборки помещения, наличие чистой одежды у детей, смены постельного белья и т.п.).

(подчеркнуть соответствующие варианты)

9. Экономическое положение семьи:

Указать основные источники доходов вашей семьи.

(подчеркнуть соответствующие варианты)

a) Заработная плата членов семьи

Отца (до 10 000р; 10 000 – 15 000р; свыше 20 000р)

Матери (до 10 000р; 10 000 – 15 000р; свыше 20 000р)

b) Пенсии (по возрасту, по потери кормильца, по инвалидности)

_____________________________________________________________________

c) Государственное ежемесячное пособие на ребенка, пособие по безработице; денежные выплаты (по опеке, приемной семье). Стипендии, алименты, другое (что именно)

_____________________________________________________________________

d) Дополнительные источники:

(разовые приработки, разовые работы, постоянная дополнительная работа, доходы от подсобного хозяйства (садово-огородных участков (площадь участка _________), разведение птиц, скота и т.п.), ________________________________________________________________________________ материальная помощь родственников, доходы от сдачи имущества в аренду, другие _________________________________, никаких источников дохода не имеем).

e) Оцените уровень ежемесячного среднего дохода Вашей семьи.

(За последние 3 месяца, т.е. сколько денежных средств приходится на одного члена семьи. Для этого суммируйте все денежные поступления, затем полученную сумму разделите на количество членов в Вашей семье).

_____________________________________________________________________за последние 3 месяца, т.е. среднего дохода Вашей семьи.

______, никаких источников дохода не имеем).одственников, доходы от с

10. Реализация социальных льгот:

(какими льготами пользуется данная семья и на какую сумму в месяц, подчеркнуть соответствующие варианты)

жилищно-коммунальными льготами _____________________________________

льготами по оплате за содержание детей в ДОУ ___________________________

бесплатным школьным питанием _______________________________________

11. Трудности и проблемы, которые волнуют семью:

(неудовлетворенное материальное положение (увеличение денежных доходов семьи); трудоустройство, смена работы, страх потерять работу; плохие жилищные условия (решение жилищного вопроса, смена жительства); проблема воспитания и образования детей; состояние здоровья детей; состояние здоровья взрослых членов семьи; наркомания членов семьи; алкоголизм членов семьи; личная безопасность семьи; отсутствие взаимопонимания в семье; предстоящие крупные расходы, приобретения).

12. Виды помощи, необходимые семье:

Материальная, решение жилищных проблем, медицинская, юридическая, социально-педагогическая, психолого-педагогическая, решение вопроса трудоустройства).

13. Заключение комиссии _____________________________________________

Подписи членов комиссии

«____» _________________________ 20____г. _________________________/ФИО/