Спасибо тебе, Букварь!
(урок – путешествие с использованием ИКТ)
Ведущий: (Слайд 1)
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова — в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Сегодня наш праздник мы посвящаем Букварю!
-Ребята, я вас всех поздравляю с этим событием, с первым успешным шагом в школьной жизни. (Слайд 2)
-«Букварь» - это великая книга. Почему великая? Да потому, что она старше даже Черепахи Тортилы. Представляете, ребята? «Букварь» живет более 400 лет. Он изменяется, переиздается, что-то в нем дополняется, вносится новое, но суть, содержание остается прежним. Он научил вас читать: даже тех ребят, кто пришел читающим, он многому научила. Правда? Ребята, чему вы научились благодаря Букварю? (сбор ассоциаций)
-Вот сейчас мы и проверим насколько хорошо вы изучили грамоту!.На сегодняшнем уроке мы будем много играть. Чтобы у нас все получилось, какими мы должны быть на уроке?
Нам пришла телеграмма
Дорогие ребята!
Вот вы и выучили все буквы. Мы знаем, что у вас сегодня последний урок по Букварю. Поэтому хотим пригласить вас в наш замечательный город Алфавит. И прежде чем король Букварь встретит вас, мы хотели бы убедиться в том, что вы отлично изучили нас и с нами подружились. Ждем вас!
Ведущий:
-От кого пришла телеграмма?
-Как нам попасть в этот волшебный город?
-А доставит нас в этот город фантазия. Закройте глаза. (звучит волшебная музыка). Ну вот, мы с вами очутились у ворот города Алфавита. (Слайд 3)
-Кто живет в нашем волшебном городе? (Слайд 4)
-Сколько всего жителей? (33)
-Сколько гласных? (10)
-Сколько согласных? (21)
-Сколько букв, не обозначающих звуков? (2)
-Итак, входим. Мы с вами попали на улицу Гласных. (Слайд 5)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу – звать и аукать,
А в колыбельке сестренку баюкать,
Но не жалеют свистеть и ворчать.
Ведущий:
-Поздороваемся с жителями этой улицы, называя каждого по имени. (Слайд 6)
-Это самая музыкальная улица в городе. Почему?
-Некоторые гласные загадочно улыбаются. Они думают, что вы не знаете, почему на их лицах хитрые улыбки.
Буква Я просит вас отгадать, какая пословица написана на доске и объяснить ее смысл:
Не спеши…,торопись… .(Слайд 7,8)
Буква О составила из слогов слова, но пока она катилась из своего домика, слоги рассыпались. Помогите букве составить эти слова.(Слайд 9)
(РО, ЗА, ЗИ, НА, МА, ЛЫШ, ЯБ, ЛО, КО)
Слова печатаются детьми на доске и в тетради.
Дети читают на листах вслух
Первая книжка для всех детишек:
Учит — мучит, а научит — радует.
(Букварь, азбука) (Слайд 11)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй ...
(Алфавит) (Слайд 12)
Я - сборник карт; от ударения
Зависят два моих значенья.
Захочешь - превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани.
(Атлас) (Слайд 13)
Русский, польский и английский,
Итальянский и бельгийский –
Разговорные друзья.
Так о чем же это я?
(Язык) (Слайд 14)
-------------------------------------------------------------------------------------------
Отвечает школьник внятно,
Всё доступно и понятно.
Смело говорит, логично,
Поставит учитель ему… (отлично) (Слайд 15).
Ведущий:
-Что объединяет эти загадки?
-Давайте поиграем с вами в игру. Правила простые: я вам показываю слово, а вы должны хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в нем. Только внимательно слушайте друг друга!
Слова: Книга, букварь, урок, чтение, школа, знания.
-На улице Гласных мы справились со всеми заданиями. Теперь пришло время прогуляться по проспекту Согласных. (слайд 16)
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
«ССС…» - змеиный слышен свист.
«ШШШ…» - шмели в саду жужжат.
«РРР…» - моторы тарахтят.
-Проспект Согласных – самый большой и шумный в городе. Почему?
-Некоторые согласные сдружились и гуляют парами. Найдите пару.
Д-…,Б-…,Ж-…,З-…,В-…,Г-… . (карточки с буквами на доске)
-Есть среди согласных добрые, мягкие звуки. Назовите их .(Й,Щ,Ч)
-А есть строгие согласные, с твердым характером. Кто они? (Ж,Ц,Ш)
-Есть согласные, которые не хотят дружить с некоторыми гласными. Какие это согласные и с какими гласными они не дружат?
Физминутка. Можно поиграть в «Море волнуется…» на новый манер. Например, Море волнуется раз… буква А алфавита замри и т.п. Можно использовать песню по тематике праздника, под которую дети выполнят несколько несложных движений.
-Нас ждет гномик Ошибалкин. Он пригласил нас к себе в гости. А, чтобы не заблудились, он оставил нам записку. Прочтем ее. (Слайд 17)
Я жыву в лесной глушы.
Карточка с предложением у каждого на парте.
Ведущий:
-Почему вы смеетесь?
-Какое правило не знает Ошибалкин?
-Давайте исправим его ошибки. Запишите предложение правильно на строчке ниже.
-Наш гномик сочиняет стихи. Вот послушайте, что у него получилось:
На верхушке каланчи (Слайд 18)
День и ночь кричат…врачи (грачи)
А о чем они кричат,
Вы спросите у …врачат (грачат)
Говорят, один рыбак, (Слайд 19)
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался…дом(сом)
Физминутка для глаз. Для праздничного оформления класса используются нарисованные детьми буквы русского алфавита. Можно попросить ребят найти глазами ту или иную букву.
Ведущий:
-Молодцы! Идем дальше, перед нами маленький переулок. В нем всего два домика. А называется он …(Беззвучный) ( Слайд 20)
-Странное название. Почему оно такое?
-Что вы еще знаете об этих буквах?
-Найдите в каждом столбике лишнее слово. Работа на карточках (Слайд 21)
Пальто подъем
Кровать съехал
Тетрадь съемка
Лось съел
Дверь въезд
Конь сел
Ведущий:
-Мы справились. Давайте себе похлопаем. Какие мы молодцы!
-Тем временем мы попали на Площадь Смекалистых. Ребята, здесь нас ждут более сложные задания. Как вы думаете, мы справимся? (Слайд 22)
-Вы любите секреты? Здесь нам нужно рассекретить слова, которые спрятались от нас.
САПОХАР, ВАСУРЕНЬЕ, ПЕРАЧЕНЬЕ,БАЛИРАНКИ,ОРЕБРИХИ, ПИНОРОЖКИ.
(Слайды с 23 по 34)
(сахар, варенье, печенье, баранки, орехи, пирожки).
Ведущий:
-Ребята, мы с вами закончили наше путешествие по городу»Алфавит». Но с его жителями мы будем встречаться в течение всей жизни, в книгах, журналах, газетах.
- Ребята, на смену Азбуки к нам приходит не менее интересная книга «Литературное чтение». Я желаю вам, подружиться с ней.