МБОУ «Алан-Бексерская ООШ Высокогорского муниципального района РТ»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Подготовила: Гаврилова Галина Ивановна
учитель математики
2019 год
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Целью обучения математики является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков.
В отличие от некоторых других дисциплин изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание («данное выражение представляет собой разность квадратов двух функций»), и понимание («здесь нужно применить именно эту формулу»), и анализ («если правая часть этого уравнения отрицательна, то уравнение не имеет решений»), и рефлексию («данное неравенство можно решать несколькими способами, воспользуемся самым коротким»). Математика учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Таким образом, на уроках математики формируются универсальные (общие) умения и навыки, являющиеся основой существования человека в обществе. В этом смысле математика является главным гуманитарным предметом в школе. Заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья так же, как заниматься физической культурой – для здоровья телесного.
Моя работа направлена на решение следующих задач:
- как формировать УУД у учащихся на уроках математики (какие использовать приёмы и методы обучения);
- учение без принуждения, основанное на достижении успеха
Ученик не должен чувствовать себя беспомощным от неумения выполнить требования учителя, ущемленным от боязни получить двойку, уязвленным от насмешек более способных ребят. Дети не должны работать на пределе своих возможностей. Учеба должна быть в радость, ребенку должно быть интересно, понятно, чтобы не наступило разочарование от учебы вообще. Как достичь этого?
Приемы формирования УУД на уроках математики в 5-6 классах
1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач.
В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
2. Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.
3. Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребенок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
4. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий
Виды универсальных действий | Виды заданий |
Познавательные | «Найти отличия» |
«Поиск лишнего» |
Составления схем-опор |
Работа с разными видами таблиц, диаграмм - «Найди отличия» (можно задать их количество); - «Поиск лишнего»; - «Лабиринты»; - «Цепочки»; - хитроумные решения; - составление схем-опор; - работа с разного вида таблицами, графиками; - составление и распознавание диаграмм; - работа со словарями «Я умею думать, сравнивать, обобщать, рассуждать» |
Регулятивные | «Преднамеренные ошибки» |
Поиск информации в предложенных источниках |
Взаимоконтроль |
Диспут |
Контрол- «Преднамеренные ошибки»; - поиск информации в предложенных источниках; - самоконтроль и взаимоконтроль; - взаимный диктант; - диспут; - заучивание материала наизусть в классе; - «Ищу ошибки»; - контрольный опрос на определенную проблему. «Я знаю, зачем я это делаю, как и в какой последовательности, какой результат я получу» |
Коммуникативные | Составь задание партнеру |
Отзыв на работу товарища |
Групповая работа |
«Объясни …»- составь задание партнеру; - отзыв на работу товарища; - групповая работа по выполнению заданий; - парный опрос; - ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»; - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «Я умею работать с разными видами информации. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Умею сотрудничать, взаимодействовать». |
Личностные | Участие в проектах |
Подведение итогов урока |
Творческие задания, имеющие практическое применение |
Самооценка событий - творческие задания; - мысленное воспроизведение картины, ситуации; - самооценка события, происшествия; - дневники достижений – портфолио. Результат: «Я осознаю себя как личность. Умею себя оценить» |
Результаты формирования УУД
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
· выделять тип задач и способы их решения
· осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
· различать обоснованные и необоснованные суждения,
· обосновывать этапы решения учебной задачи,
· производить анализ и преобразование информации
· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
· устанавливать причинно-следственные связи
· владеть общим приемом решения задач
· создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
· желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
· знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
· умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:
· выбирать средства для своего поведения
· планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
· Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
· Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
· Уровень развития морального сознания
· Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
· Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
Советы и предложения.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте возможности и способности учеников.
Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.
Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.
Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике.
Научите ребенка высказывать свои мысли.
Список литературы:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., 2002.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2008.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. , 2010.
Примеры заданий по математике в 5 - 6 классе, формирующие
универсальные учебные действия
1.Личностные УУД
Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый Синий Красный)
Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год?
Дополнительное задание: сделать сообщение о полезных свойствах брусники и черники
Знание растительного мира родного края, формирование навыков здорового питания.
Пусть столбик, высота которого равна стороне клетки тетради, соответствует 1 году жизни человека. Нарисуй столбик, высота которого соответствует твоему возрасту.
Графическое представление информации (простейшие диаграммы)
2.Регулятивные УУД
1 Решите уравнение
а) Ученик решал уравнение 16 · 2х = 4 так:
16· 2х=4
2х = 16: 4
2х = 4
х = 4: 2
х = 2
Найди ошибку в решении.
б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:
2(х+1)=18 2(х+1)=18
2х+1=18 2х+2=18
2х=18-1 2х=18-2
2х=17 2х=16
х=17: 2 х=16: 2
х=8,5 х=8
Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.
Тест «Найди ошибку»
Тема «Свойства вычитания натуральных чисел»
1) 45-(25+17)=37
Обнаружить и сформулировать учебную проблему
2) 90-67=23
3) 764- (264+40)=460
4) 301-(20+201)=120
5) 56 – 36 – 7=13
6) (200+67)-100=33
7) 1200-1100-40=1060
8) 32+13-5=40
9) 56+8+12-26=50
10) 75-31-9+15=50
составить план выполнения работы.
3. Тема «Единицы измерения площадей».
Исключите лишнее: м²; дм²; м; га; км²; а; см²
Объясните свое решение. Расположите единицы площади в порядке увеличения
Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)
4. Правильно прочти высказывание, записанное без пробелов:
Математика-царицавсехнаук.Еевозлюбленный-истина,еенарод-простотаиясность.
Дворецэтойвладычицыокружентернистымизарослями,и,чтобыдостичьего,каждомуприходитьсяпробиратьсясквозьчащу.Случайныйпутникнеобнаружитводворценичегопривлекательного. Красотаегооткрываетсялишьразуму,любящемуистину,закаленномувборьбеструдностями…(СнядецкийЯн).
Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера. Редактирование текста.
.
5. Тема «Проценты»
Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходится на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек?
Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы.
Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них
6. В квадрате со стороной 10см постройте диаграмму распределения продаж имеющегося в магазине сахара по дням недели (1см составляет 10%).
Понедельник 10% Вторник 20% Среда 15% Четверг 25% Пятница 30%
Регулятивные:
- целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование: - определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана.
Прогнозирование: - прогноз результата и уровня усвоения.
Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.
7. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн. км. Солнечный свет распространяется со скоростью 300 000км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до целых. 149,6 млн. км
3.3.Познавательные УУД
1. Найди выражения, значения которых равны:
(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;
(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.
Объясни, как ты их искал.
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства;
в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c = a*c+b*c.
Сделай вывод.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.
2. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?
Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.
3. Найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа.
Общеучебные действия: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
4. Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану – царевичу разобраться, где какая жидкость.
Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.
Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
Общеучебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
5. Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:
а) на треугольник и пятиугольник;
б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.
Решение данных задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. Они формируют у учащихся понятие плоской фигуры, а так же умение строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.
Общеучебные: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование.
Логические: - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты.
Действия постановки и решения проблем: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.4.Коммуникативные УУД
Игра «Морской бой». Тема «Действия с десятичными дробями».
(В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).
Правила игры:
1. Класс делится на две команды.
2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10. Команды на этих листочках расставляют свои корабли (10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.
3. Выбор первого хода. Ведущий задаѐт вопрос: « Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.
4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненные». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.
5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.
Сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения.
Вопросы:
1. Как сложить две десятичные дроби?
2. Как вычесть из одной десятичной дроби
другую десятичную дробь?
3. Прочитайте дробь 345,17809.
4. Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?
5. Назовите разряды в дроби 12507,021354.
6. Как перемножить две десятичные дроби?
7. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
8. Вычислите: 2,43*0,2.
9. Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь?
10. Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
11. Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
12. Найдите значение выражения: 12,035*100.
13. Найдите значение выражения: 57,35:1000.
14. Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
15. Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
16. Вычислите: 6,52*0,01.
17. Вычислите: 7,32106:0,001.
18. Найдите значение выражения: 2,148:0,2.
19. Решите уравнение 4,5х=90.
20. Найдите значение выражения: 0,02:0,001*10.
2. Групповая работа – класс делится на группы по 2-3человека Задание - составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.
Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
3. Ролевая игра «Угадай, кто это». Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не
менее десяти черт характера. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объективны и подходят авторам. Затем характеристики дополняются чертами характера, которые отметили в подростке его одноклассники (акцент на положительные черты).
Учиться познавать себя через восприятие других
Заключение
Для повышения эффективности обучения считаю обязательным использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, а именно учебников, методических материалов, справочников и др. Учитель должен добиться того, чтобы каждый ребёнок умел пользоваться учебной литературой самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация к учению, стимулируется познавательный интерес и возрастает результативность самостоятельной работы. Если проводится урок изучения новой темы, не нужно зачитывать материал из учебника хором или поручать чтение кому-то одному –это должен делать каждый самостоятельно про себя на уроке или дома, чтобы научиться выделять из большого объёма информации то необходимое, что может понадобиться для дальнейшего закрепления материала. Если проводится урок закрепления пройденного материала, можно предложить каждому учащемуся самостоятельно выбрать список заданий, по которым он будет работать. Например, если на какую-либо тему в математике отводится 3 и более учебных часа, то последний из них рекомендуется проводить в форме самостоятельной деятельности на уроке, для чего составляю список заданий по пройденной теме на трёх уровнях сложности. Уровень своей самостоятельной работы учащиеся выбирают сами или при помощи учителя, если они в этом нуждаются. Кроме того, они могут выбрать, как выполнять работу: в паре либо полностью самостоятельно. Выполненная работа, в конце урока сдаётся на проверку учителю.
Таким образом, в процессе обучения математике можно успешно формировать все виды УУД, востребованных современной системой образования. Они в свою очередь необходимы для достижения его главной цели: научить учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития
5. Тема «Проценты»
Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходится на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек?
Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы.
Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них
6. В квадрате со стороной 10см постройте диаграмму распределения продаж имеющегося в магазине сахара по дням недели (1см составляет 10%).
Понедельник 10% Вторник 20% Среда 15% Четверг 25% Пятница 30%
Регулятивные:
- целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование: - определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана.
Прогнозирование: - прогноз результата и уровня усвоения.
Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.
7. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн. км. Солнечный свет распространяется со скоростью 300 000км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до целых. 149,6 млн. км
3.3.Познавательные УУД
1. Найди выражения, значения которых равны:
(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;
(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.
Объясни, как ты их искал.
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства;
в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c = a*c+b*c.
Сделай вывод.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.
2. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?
Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.
3. Найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа.
Общеучебные действия: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
4. Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану – царевичу разобраться, где какая жидкость.
Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.
Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
Общеучебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
5. Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:
а) на треугольник и пятиугольник;
б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.
Решение данных задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. Они формируют у учащихся понятие плоской фигуры, а так же умение строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.
Общеучебные: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование.
Логические: - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты.
Действия постановки и решения проблем: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.4.Коммуникативные УУД
Игра «Морской бой». Тема «Действия с десятичными дробями».
(В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).
Правила игры:
1. Класс делится на две команды.
2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10. Команды на этих листочках расставляют свои корабли (10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.
3. Выбор первого хода. Ведущий задаѐт вопрос: « Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.
4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненные». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.
5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.
Сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения.
Вопросы:
1. Как сложить две десятичные дроби?
2. Как вычесть из одной десятичной дроби
другую десятичную дробь?
3. Прочитайте дробь 345,17809.
4. Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?
5. Назовите разряды в дроби 12507,021354.
6. Как перемножить две десятичные дроби?
7. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
8. Вычислите: 2,43*0,2.
9. Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь?
10. Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
11. Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
12. Найдите значение выражения: 12,035*100.
13. Найдите значение выражения: 57,35:1000.
14. Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
15. Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
16. Вычислите: 6,52*0,01.
17. Вычислите: 7,32106:0,001.
18. Найдите значение выражения: 2,148:0,2.
19. Решите уравнение 4,5х=90. .
2. Групповая работа – класс делится на группы по 5-6 человек. Задание - составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.
Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
3. Ролевая игра «Угадай, кто это». Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не
менее десяти черт характера. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объективны и подходят авторам. Затем характеристики дополняются чертами характера, которые отметили в подростке его одноклассники (акцент на положительные черты).
Учиться познавать себя через восприятие других
Заключение
Для повышения эффективности обучения считаю обязательным использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, а именно учебников, методических материалов, справочников и др. Учитель должен добиться того, чтобы каждый ребёнок умел пользоваться учебной литературой самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация к учению, стимулируется познавательный интерес и возрастает результативность самостоятельной работы. Если проводится урок изучения новой темы, не нужно зачитывать материал из учебника хором или поручать чтение кому-то одному –это должен делать каждый самостоятельно про себя на уроке или дома, чтобы научиться выделять из большого объёма информации то необходимое, что может понадобиться для дальнейшего закрепления материала. Если проводится урок закрепления пройденного материала, можно предложить каждому учащемуся самостоятельно выбрать список заданий, по которым он будет работать. Например, если на какую-либо тему в математике отводится 3 и более учебных часа, то последний из них рекомендуется проводить в форме самостоятельной деятельности на уроке, для чего составляю список заданий по пройденной теме на трёх уровнях сложности. Уровень своей самостоятельной работы учащиеся выбирают сами или при помощи учителя, если они в этом нуждаются. Кроме того, они могут выбрать, как выполнять работу: в паре либо полностью самостоятельно. Выполненная работа, в конце урока сдаётся на проверку учителю.
Таким образом, в процессе обучения математике можно успешно формировать все виды УУД, востребованных современной системой образования. Они в свою очередь необходимы для достижения его главной цели: научить учиться и достигать нов