Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Сегодня всё более очевидным становится, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, себя изжила. В этой связи перед учителем встаёт извечный и далеко не простой вопрос: «Чему учить и как учить?». То есть учитель вполне осознаёт, что он, с одной стороны, должен измениться как личность, чтобы суметь интегрироваться в новые условия и, с другой стороны, должен предельно внимательно подойти к выбору инновационных технологий, современных методов и средств, учебных программ, отвечающих современным требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Но вот как это сделать практически на каждом уроке, на каждом внеклассном внешкольном занятии, экскурсии, здесь пока учителя встают в тупик.
Сегодня, по мнению многих педагогов, нужно не учить математике, физике, биологии, а на материале этих предметов создавать условия для проявления универсальных умений. В результате общего образования человек должен овладеть универсальными человеческими умениями. Не теми, которые называются «общеучебными», а необходимые для того, чтобы жить. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия? (показ слайда №1)
Они:
-обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;
-создают условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; (слайд №2)
-обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. (слайд №3)
Для успешного решения задачи «научит учиться» на уроках математики учитель систематически планирует деятельность по формированию у обучающихся УУД, добавляя в уроки задания на развитие той или иной группы общеучебных умений и навыков.
Школьный учебник в современной дидактике рассматривается как механизм достижения и обучения, как средство вооружения обучающимися знаниями, как образовательное пространство для формирования универсальных учебных действий.
Мы работаем по УМК «Начальная школа 21 веке», автор учебника по математике В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева и рабочая тетрадь. Этот комплект по математике не только развивает психологические функции (логическое мышление , математическую речь , память и т.п.), а также развитие личностных качеств обучающихся, которые рассматриваются как совокупность УУД
- способность понимать и принимать учебную задачу (рубрика «Обсудим вместе»)
- решать учебные задачи разной степени трудности (рубрика «Трудные задания»), находить способы действия и выходить из трудных учебных ситуаций;
- владеть способом учебного делового сотрудничества, предусмотрены задания «работа в парах».
В своей работе часто использую коллективный способ деятельности обучающихся: работу в группах и в паре, что помогает им преодолевать проблемы в общении и реализовать свои личностные способности на уроке.
Для работы в группах подбираю такие задания, выполняя которые, разные дети дают разные ответы, а не одинаковые. При получении разных ответов, мы видим, в чём разница. Мы не утверждаем, что это так или не так, а рассматриваем способы действий в разных условиях. Таким образом выходим на общее решение задачи, контроль-сравнение своего состава действий с научным вариантом.
Нужно учесть, что такой формы общения у младшего школьника ещё не было, поэтому навык работы в группах нужно формировать как и другой навык, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего: (слайд №4)
-как сесть за партой, чтобы видеть товарищей ( возможно, необходимо сдвинуть столы, переставить парты; дети должны сесть так, чтобы видеть и слышать друг друга);
- как соглашаться ( +, жесты, просто сказать: «Ты прав», «Я тоже так думаю»)
- как возражать (-, «У меня есть свой взгляд », «Моё мнение, которое основано на чем-либо», задавать вопросы- про то, что забыл член группы, предложение: попробуй прочитать то, что ты написал,…)
Организуя работу в парах , нужно помнить о том, что: (слайд №5,6)
- не следует допускать пары из двух слабых обучающихся, самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный,
- дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться,
- учитель позволяет детям, изъявившим желание работать в одиночку, сделать это, не проявляя при этом недовольство,
- групповая работа не должна занимать более 10-15 минут, (слайд №7)
- нельзя в период групповой работы детей требовать от них абсолютной тишины, вводить критерий слушать,
- нельзя наказывать детей, лишая их участия в групповой работе,
- упрямцу полезно соперничать с упрямцем, двух озорников вместе соединять опасно, но при правильном подходе они будут работать; самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные,
- важно учит договариваться, помогать парам, группам найти свой стиль работы,
- комплектовать группу целесообразно с учётом желания детей, разнородные, предлагать лидеру набирать группу.
- не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией,
- для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя,
- при оценки, работы в группе следует выделять прежде всего человеческие добродетели, оценивать можно лишь общую работу, нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки
Варианты заданий для групповой работы: (слайд №9)
- по математике это может быть: поиск способа решения :примеров с переходом через разряд, способов проверки результатов вычисления; составление и решение задач: к одной схеме на разные темы, к разным схемам на одну тему, разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп; решение ребусов, кроссвордов, математических загадок и др.
Групповая работа младших школьников способствует формированию у них коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих их социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Так же в своей работе использую игровые ситуации. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые умения, знания и навыки. Игра делает отдельные элементы урока эмоционально насыщенными. Однако игра не самоцель, а средство для развития интереса к математике.
Формирование вычислительных навыков – трудоёмкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразия в её организацию. Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков. Обучающиеся выполняют математические задания, чередуя их с информацией о животных и событиях в форме беседы, что даёт возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.
Для формирования умений сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, абстрагировать, моделировать, классифицировать, искать причинно- следственные связи использую специальные формы, приёмы и методы на уроке, предлагаю обучающимся выполнять задания «Дополни ряд» , «Найди закономерность», «Объедини в группы», «Исключи лишнее», «Составь схему», «Разбей по группам».
(слайд №10)
Задача учителя сегодня - учить детей жить в современном мире высоких технологий и обширной информации. Значит, самому учителю нужно быть подготовленным: учиться новейшим технологиям обучения и воспитания в соответствии с ФГОС второго поколения. Для достижения поставленной цели в нашей школе созданы достаточно хорошие условия. Учебные кабинеты оборудованы рабочим местом для учителя: компьютером, проектором, экраном. Для успешного формирования УУД определяю цель урока для себя и обучающихся, планирую, выполнение заданий, ищу рациональные способы работы, формирую навыки самоконтроля у обучающихся.