Доклад
Тема "Искусство и
власть" в предмете искусство.
Из личного опыта учителя.
Учитель искусства
МБОУ СОШ №1
села Доброе
1
Предмет искусство довольно молодой. А в моём случае - совсем новый, т.к. я работаю с ним всего третий год.
Прежде чем приступить непосредственно к теме "Искусство и власть", хочу поделиться своей точкой на весь предмет в целом.
Чем же искусство отличается от МХК, изобразительного искусства, музыки, истории?
Если вдуматься, то возможно это единственный предмет в школьной программе, который на основе исторических фактов и дат, известных всему миру имён и фамилий, шедевров мировой культурной жизни учит ребенка не просто запоминанию, анализу, оценке увиденного или услышанного. Искусство побуждает к работе духовной и чувственной.
На этом уроке необходим результат именно душевного труда, должно быть не просто познавание или приобретение того или иного навыка, а ощущение появления внутри себя какого-либо чувства: радость, горечь, любовь, ненависть, умиротворение, гнев, восхищение, презрение, сострадание и т.д.
Что же предлагает данный предмет по теме "Искусство и власть".
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, -светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет,
а города и государства поддерживали престиж.
Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся
2
из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы, на месте вступления в город армии Наполеона.
В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва.
В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей.
В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати» . Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фьораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы- Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона - создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, -под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь. Его главный собор
по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме.
В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург.
Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой.
В ХХ в. , в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.
3
Можно сделать вывод, что особо выраженное проявление связи искусства и власти наблюдалось в периоды культов личности.
И до наших дней дошли отголоски этого явления в виде сохранившихся многочисленных скульптурных изображений вождя пролетариата В.И.Ленина. Чаще всего они не имеют художественной ценности и выполнены довольно топорно. Встает резонный вопрос: а стоит ли их сохранять или нет? Вот тут-то и нужно подумать о чувствах, которые возникают при созерцании этих памятников нашей истории.
И, как оказалось, у разных поколений эти чувства весьма различны. Люди более зрелого возраста, в силу памяти об их политическом и социальном воспитании, испытывают к скульптурам Ильича уважение, благодарность, тепло и даже любовь.
Среднее поколение при виде того же ощущает полную противоположность.
И, наконец, молодежь, в большинстве своём к этому явлению совершенно равнодушна, что тоже является вполне себе чувством.
Значит, наши чувства напрямую зависят от информации, Заложенной ещё в детстве. Так вот, чтобы не быть категоричным, не испытывать обостренно-полярных чувств к проявлениям искусства, окружающим нас, нужно помнить то, что было, знать, что есть и стремиться заглянуть в будущее.
Предмет искусство как нельзя лучше помогает в этом.