Доклад на тему:
«Мотивация обучения учащихся - основное условие повышения качества образования в школе»
Учитель русского языка и литературы ,
Маржохова М.Б.
"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться”.
Василий Андреевич Сухомлинский.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним.Почему же снижается познавательная мотивация учащихся по мере пребывания их в школе? Все они, когда идут в начальные классы, хотят учиться. Что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес учащегося к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для учащегося, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у учащихся подросткового возраста.Отрицательное отношение к учебе связано в первую очередь, с заниженной мотивацией к обучению, с отсутствием умения преодолевать трудности, несформированностью учебной деятельности, с низкой самооценкой отдельных обучающихся.
Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Различают понятия “мотив” и “цель”.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив — побуждение к достижению цели.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей познавательной мотивацией учащегося является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность учащегося в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли.
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, чтобы он чувствовал свое участие в процессе получения знаний.
На сегодня государство требует выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
А для этого необходимо решать следующие задачи:
Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.
Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации учащихся на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка.
Этому способствует использование:
Разнообразных форм и методов работы на уроках;
Возможности каждому учащемуся выступить активным участником образовательного процесса;
Это приемы развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
Использование дифференцированного и индивидуального подходов в обучении учащихся.
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Так, например,
Побуждением к положительной мотивации является формирование психологического настроя на урок.
- Доброе утро, ребята! Очень рада видеть вас.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” – вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Готовы!”. А к чему вы готовы?
Дети выполняют задания учителя:
вытягивают руки перед собой ладонями вверх. По команде соединяют руки громким хлопком.
Ответы детей: «Готовы к сотрудничеству, к активной работе!»
2. Определение темы урока можно начать с загадки: Ребята, часть речи, пришедшая сегодня к нам на урок, пожелала, чтобы вы назвали ее имя, отгадав загадку:
Какая часть речи может так говорить о себе?
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
К тому же от действий других я страдаю.
Дети: (страдательное причастие)
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока «Страдательные причастия прошедшего времени».
Урок обычно начинаю с синтаксической минутки. Задание: Причастия, заключенные в скобки, поставьте в нужном падеже, числе и роде. Окончания причастий выделите. Расставьте знаки препинания, графически объяснив их постановку.
Пишем различные виды словарных диктантов: объяснительный, комментированный, распределительный, выборочный, цифровой, графический , проверь себя и другие.
Обязательный этап урока - физминутка.
Например:
- Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные – ноги
Большое влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Интерактивное обучение – это обучение в ходе диалога . Такие методы обучения вызывают познавательную активность, формируют потребность в изучении материала, способствуют созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации.
- индивидуальная работа с конкретным обучающимся вызывает в нем самоуважение, волю, стремление к самоконтролю;
- работа в парах развивает чувство поддержки, взаимовыручки, способность к сотрудничеству;
- работа в малых группах развивает коммуникативные умения, соревновательность, позволяет проявить индивидуальность при обсуждении общих проблем. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, доказывать свою правоту.
Работу в группах хорошо применять, например, при изучении нового материала: 1 группе дать задание проанализировать данные в учебнике примеры и сформулировать условия образования страдательных причастий прошедшего времени, привести собственные примеры; 2 группе- заполнить таблицу «Действительные и страдательные причастия» собственными примерами;
3 группа работает с учителем. Задание - игра «Найти лишнее слово» и.д.
С целью проверки усвоения материала предлагаю ответить на вопросы теста. Раздаю карточки с заданиями 1 и 2 вариантов, на обратной стороне которых даны ответы другого варианта. Проводится взаимопроверка работ.
Развитию мотивации обучающихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении.
Информационные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ помогают сформировать мотивацию через биографии ученых, писателей, удивление, эмоции, умение общаться.
Операционные методы: работа с учебниками, схемами, алгоритмами, карточками, упражнения «делай, как я», самостоятельная работа помогут создать ситуации успеха, стремление к цели, внимание к содержанию, самостоятельное достижение результата.
3.Методы контроля и обратной связи: доклад, текущий и итоговый контроль, викторина закрепляют полученные знания, умения, навыки, качество достигнутых результатов, достижение поставленных целей, оценку своей деятельности.
Так как русский язык считается не только одним из самых трудных, но и даже скучным, а потому нелюбимым предметом школьного курса, проблема формирования мотивации и повышения интереса к урокам русского языка у обучающихся является чрезвычайно актуальной.
Развитие связной речи учащихся – это раздел школьного курса, интерес к которому со временем только возрастает, что объясняется не только наличием ряда проблем у современных школьников, но и необходимостью подтвердить свои умения грамотно написать сжатое изложение, сочинение на экзамене в форме ОГЭ или ЕГЭ.
Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, применение однозначных слов – те трудности, с которыми сталкивается учитель, работающий с детьми всех возрастов. Кроме того, современный ритм жизни накладывает свой отпечаток не только на речь, но и на развитие мышления учеников. Много часов готовые проводить у мониторов своих компьютеров, невероятно сконцентрированные, дети быстро устают на уроках, часто рассеянны и невнимательны, имеют проблемы с памятью, сосредоточены на уроке непродолжительное время, быстро теряют интерес к занятиям. Хотя положительной мотивацией к обучению у старшеклассников должна быть успешная сдача выпускных экзаменов и поступление в вузы.
Школьники затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний, допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
К сожалению, из-за подготовки к ОГЭ и ЕГЭ уроки русского языка в старших классах приобрели стандартную форму, обусловленную необходимостью подготовки учащихся к выполнению типовых заданий, и, как следствие, утратили занимательность и привлекательность.
Процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка будут включены и правильно проведены разнообразные интеллектуальные игры.
Задачи которых:
совершенствование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация)
развитие образного и логического мышления
развитие речевых навыков (умение обосновать свои убеждения, строить простейшие умозаключения)
Применяю такие игры, как:
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Игры-тренинги.
(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте).
Это и взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга и т.д.
Уроки русского языка.
Я попыталась вывести формулу идеального урока, который включает в себя 5 элементов.
1) Элемент повторения.
Повторение воздействует на долгосрочную память, помогая усвоить информацию на длительный срок. Правильное повторение изученного материала улучшает его сохранение и облегчает его последующее воспроизведение.
2) Элемент общения.
Традиционно ведущей деятельностью в подростковом возрасте называется общение со сверстниками (Д.Б.Эльконин). (В связи с этим использую следующие приёмы: взаимопроверка, групповые задания, объяснение правила друг другу и т.д.)
3) Занимательный момент (интересный факт).
4) Самостоятельный поиск решения.
В своей работе я столкнулась с тем, что дети затрудняются самостоятельно извлечь информацию из предлагаемого источника. Этот навык необходимо развивать.
5) Задания по типу ОГЭ и ЕГЭ.
ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен за курс средней и основной школы, его сдают все российские выпускники 9 и 11 классов. Очень важно включить в работу систему подготовки к экзамену.
Уроки литературы.
Чешский педагог Ян Амос Коменский говорил: "У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру".
На уроках литературы я обращаюсь к чувствам детей, к их опыту, в этот момент в их глазах зажигаются "огоньки". Я говорю о том, что нет неправильного ответа, что они имеют право на свое мнение, самое главное его обосновать. В начале прошлого года дети стеснялись высказывать свое мнение, говорили не своими словами, отказывались отвечать, аргументируя это тем, что все будут смеяться, то в этом году практически все хотят высказаться. (Есть несколько ребят, с которыми по определенным причинам мы общаемся на перемене в индивидуальном порядке). Время урока ограничено и не всегда удается выслушать каждого ученика, тогда дети акцентируют моё внимание на том, что они тоже хотели поделиться своими мыслями по заданному вопросу. Процент равнодушия в классах минимальный.
Я верю в ребят, подбадриваю их, в ответ дети раскрываются, доверяют мне, и формируется позитивное отношение к учителю и к предмету.
В качестве занимательного момента и разряжения обстановки я делюсь с ребятами воспоминаниями о своем детстве, о времени, когда училась в школе. Детям это очень нравится, они внимательно слушают. Это тоже способствует развитию интереса по цепочке от учителя к предмету. После того как ученики отвечают на мои вопросы, иногда они сами спрашивают мое мнение по поводу обсуждаемой темы.
Для лучшего понимания мыслей, чувств, ситуаций, в которые попадают герои изучаемых произведений, предлагаю детям поставить себя на место героя и придумать отрывок из дневника от его лица.
Мысли главного героя произведения «Конь с розовой гривой»: «Как мне страшно. Наверное, они говорят о том, как лучше меня наказать. Зачем я послушал Саньку? Надо было сказать правду бабушке. Она же больше не поверит мне. И никогда больше не купит коня с розовой гривой.»
Когда я вижу особую заинтересованность детей каким-либо произведением, предлагаю сочинить "фанфик".
(Fanfic) – литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном.
Автор фанфика не выдумывает для своего произведения мир и персонажей, а берет готовых из какого-либо произведения. В этом году мои шестиклассники придумали альтернативный конец к роману А.С. Пушкина "Дубровский". Несколько учеников сочинили реалистичный конец, а другие обратились к фантастике. Эти работы объединяло то, что судьбы Дубровского и Маши соединялись.
Немаловажным моментом процесса обучения является оценка. Она становится не только средством контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него отношение к результату своего труда, а через него к самому себе. Поэтому стараюсь, чтобы оценка была не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей. Когда дети выступают перед классом, оценка выступающему обсуждается коллегиально. Также прошу прокомментировать выступление, отметить положительные и отрицательные моменты.
На основании проделанной работы, я сделала вывод, что произведения, которые мы изучали, обращаясь к личному опыту и чувствам детей, запомнились очень хорошо. Дети сохранили яркие воспоминания об этих произведениях.
Положительная мотивация является важнейшим условием успешности учащегося на уроке и во внеурочной деятельности.
Таким образом, учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.