Доклад на кустовом МО по теме «Повышение интересов учащихся к предметам через внеклассную работу»
В начале 21 века в нашей стране по ряду экономических причин во многих школах была практически свернута внеклассная и внеурочная деятельность учащихся, несмотря на то, что внеклассная работа является важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности. Между тем внеклассная работа при системной и масштабной организации является одной из альтернатив имеющему существенные недостатки профильному обучению.
Проблема формирования компетентности учащихся и обучения их умению применять знания является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, процессом модернизации современного образовательного процесса и, во-вторых, все возрастающим потоком информации, где одним из главных критериев формирования отношения ученика к знаниям становится умение им воспользоваться в целях саморазвития, что ведет к становлению положительных внутренних ощущений, переживаний, эмоциональному отклику. Одной из важнейших основ процесса модернизации образования является ценностное отношение к личности, которое заключается в том, что основной целью, основным результатом, основной ценностью функционирования образовательных систем является формирование и развитие личности средствами образования.
Вопросу формирования умения применять знания, посвящены работы многих психологов, педагогов, методистов. Однако все авторы рассматривают пути формирования этого умения на уроках, и совершенно не уделяется внимание возможностям внеклассной работы по предметам. Внеклассные мероприятия по ряду предметов, отвечают следующим требованиям:
повышение активности ученика как субъекта обучения;
возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися;
создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание;
ориентация деятельности учащихся на успех;
вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;
отражение общечеловеческих ценностей.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Если учащиеся не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию.
К внеклассной работе по предметам предъявляются следующие требования:
Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;
Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;
Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;
Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;
Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.
Внеклассные занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся, поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана.
Внеклассная работа ориентирует педагогов и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Она «открывает школу», создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся и их родителей.
У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не могут быть полностью решены только на уроках. Многие из них требуют применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамках урока. Однако было бы ошибкой считать главной задачей внеурочной работы доучивание того, что не успели доучить на уроке. Общей отличительной чертой внеурочных занятий должен быть признак добровольного выбора занятий учащимися по их интересам.
Между классной и внеклассной работой есть как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и та и другая работа решает примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем.
Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями учебного заведения. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны.
У внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся. Именно эти отличия, отличают внеклассную работу от обязательной учебной, и определяют ее привлекательность для учащихся. Педагог же видит в ней еще один канал для установления контактов со своими воспитанниками и влияния на них.
Анализируя все выше изложенное, можно сформулировать обобщающее положение, которое определяло бы, что следует понимать под внеклассной работой. Итак, под внеклассной работой понимаются необязательные, добровольные, специально организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний, удовлетворению и обеспечению разумного отдыха школьников.
Роль внеклассной работы состоит в следующем:
Повышение интереса учащихся к предмету.
Расширение и углубление знаний.
Развитие творческих способностей.
Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников.
Подготовка к трудовой деятельности.
Помощь школе.
Развитие умений на практике применять свои знания.
Проблема развития умения применять знания, прежде всего, связана с феноменом понимания учебного материала. Для осознания учеником любого содержания недостаточно, чтобы оно находилось в поле его восприятия. Необходимо, чтобы данное содержание стало целью действий школьника, а это, как раз и является одной из задач внеклассной работы.
В педагогической литературе отражаются наиболее общие принципы, определяющие работу системы общего образования в целом. Это принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, дифференциации, доступности, вариативности, активности, сотрудничества, адаптивности и т.д.
Следование этим общим принципам в русле новой образовательной парадигмы является обязательным при конструировании любого образовательного процесса, в том числе, и для теории методики организации внеурочной работы, для которой наряду с общестратегическими появляются также свои специфические принципы.
Важную роль в развитии ребенка играет учитель. Но учащиеся, чаще всего, воспринимают педагога как единственного держателя научных знаний, которые он им сообщает во время урока.
Возникает необходимость в переосознании роли педагога, повышении его профессионализма и компетентности. Чтобы он мог, на основе анализа педагогических ситуаций, видеть и формулировать педагогические задачи и так организовывать свою деятельность чтобы, в конечном итоге, выступать в роли эксперта и консультанта, помогающего учащимся ориентироваться в мире разнообразной информации.
Несомненно, огромную роль в этом может оказать внеклассная работа по предметам.
Однако проведение внеклассных мероприятий для многих преподавателей является не только хлопотным, но и трудным делом. Ведь для этого учитель должен не только обладать высокими теоретическими знаниями, но и уметь проектировать, конструировать и правильно организовывать свою деятельность, а также деятельность школьников.
Таким образом, внеклассная работа может выполнять две функции: повышать и компетентность учащихся, и, прежде всего, компетентность самого учителя. Она помогает осознать на практике, что организаторские и рефлексивные формы деятельности современного педагога должны быть не только прикладными, то есть отвечать процессу обучения, а являться фундаментальными качествами личности педагога, предполагающими его саморазвитие и творческое взаимодействие со всеми субъектами образовательной деятельности.
Чем компетентнее педагог, тем легче ему будет организовывать внеклассную работу. А сами мероприятия станут более познавательными, интересными и полезными для учащихся. Это, несомненно, приведет к повышению у ребят интереса к изучаемому предмету и усилит мотивацию для его изучения.
Перед преподавателями всегда вставал вопрос развития самостоятельности и творческой активности, учащихся во внеурочной работе на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а так же подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: тематических вечеров, тематических недель, викторин и конкурсов. Практика внеклассной работы, так же как и индивидуальный подход к учащимся на уроках способствуют развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения.
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться», «самовыражаться», «самоутверждаться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества. Освоить которые можно через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга. Цель внеклассной деятельности – это самореализация личности во внеурочное время. Часы, отводимые на внеклассную деятельность учащихся, используются на различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся во второй половине дня. Форма проведения занятий различная: экскурсии, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования.
Не секрет, что в средней школе интерес к внеклассной деятельности среди учащихся заметно падает, т.к. на первом месте для подростка оказывается общение со сверстниками, которое занимает всё свободное время. И тогда перед педагогами остро встает вопрос, как же привлечь внимание учащихся среднего звена к совместной деятельности после школы?Следует правильно понимать и реализовывать эту цель: создание условий для положительного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.Последовательно и планомерно решать поставленные при этом задачи:- использовать активные и творческие формы работы;
- регулярно демонстрировать достижения деятельности учащихся;
- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
Основными задачами активизации познавательного интереса к предмету при организации внеурочной деятельности детей являются:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности по предмету;
оказание помощи в поисках «себя» в предмете;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности по предмету;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении предметной деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков по предмету;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Виды внеклассной деятельности по предмету:
привести примеры на каждый вид
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово- развлекательная деятельность;
художественное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
краеведческая деятельность (на уроках математики возможно использование поговорок и пословиц, отражающих самобытность народа)
Внеклассная деятельность проводится во внеурочное время. Она направлена на развитие творческих способностей обучающихся; повышение интеллектуального уровня школьников; приобретения ими опыта взаимодействия и сотрудничества. Внеклассная деятельность укрепляет межличностные отношения между учителем и учениками.
Внеклассная деятельность настраивает педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной деятельности, плодотворное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа помогает ребенку «открыть» для себя другую школу, создает условия для положительного сотворчества школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования и окружающего их социума.
Современное общество смыслом и целью образования назвало развитие личности школьника, а первоочередной задачей образовательной политики — стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Реализация программ внеурочной деятельности будет способствовать:
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Принципы организации внеклассной деятельности
Для достижения главной цели в построении модели внеурочной деятельности коллектив школы действует на основе таких методологических подходов, как: гуманистический, системный, вариативный, креативности, успешности, в соответствии со следующими принципами:
Принцип гуманистической направленности. При организации внеклассной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у обучающихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
Принцип системности. Создается система внеклассной деятельности от начальной школы к средней, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
всеми участниками внеурочной деятельности (обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнерами);
основными компонентами организуемой деятельности(целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным);
урочной и внеурочной деятельностью;
региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
Принцип креативности. Во внеклассной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
Принцип успешности и социальной значимости. Усилия педагогов во внеклассной деятельности направляются на формирование и активизацию у детей потребности в достижении успеха по предмету. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Взаимосвязь результатов и форм внеклассной деятельности
Каждому уровню результатов внеклассной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов, может быть, достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности внеклассной деятельности. Педагог, не владеющий формами внеклассной деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к
внеклассной работе.
Специфика внеклассных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: устными поощрениями, награждением грамотами, книгами, сувенирами и т.д.
Само участие ученика в факультативе, в кружковой работе, в тематических состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе. Тем не менее, и к этой категории школьников целесообразно для максимального развития их индивидуальных способностей и интересов, удовлетворения потребностей широко применять дифференциацию обучения на факультативных и кружковых занятиях и индивидуальный подход в организации и руководстве их самообучения.
В подготовительной работе учащихся к внеклассным занятиям необходимо выделить два направления: организационный и дидактический.
1. Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к внеурочным занятиям по предмету, привлечь их к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях, к занятиям в кружке или факультативе.
2. Дидактическая же роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях по предмету во внеурочное время, помочь закрепиться в кружке или факультативе, поддержать интерес к дополнительным занятиям самообучением, тем самым создавая базу каждому для дальнейших личных успехов.
Проведение всякого внеклассного мероприятия требует подготовки. Подготовительная работа к каждому из них имеет различную продолжительность и трудоёмкость.
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ
ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ
Мир живых организмов нашей планеты удивителен и разнообразен, он удивляет богатством форм, видов, красок, поражает своей неповторимой красотой, привлекает неразгаданными тайнами. Изучая биологию, мы открываем для себя много интересного в мире, который нас окружает, делаем первые шаги в раскрытии тайн живой природы. Обучение и воспитание учеников в школе не должно ограничиваться рамками урока. Проводимые учителем во внеурочное время мероприятия способствуют формированию у учащихся нравственности и духовности, развивают интерес к изучаемым предметам, самостоятельность. В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям.
Нелегкая это задача связана с тем, что внеклассная работа очень многогранна, требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, причем следует учитывать местные условия, запросы детского коллектива и индивидуальные возможности, и интересы учащихся.
Внеклассные мероприятия по биологии дают неограниченную возможность развития творческой и познавательной активности. При правильной организации внеклассной работы познавательный интерес учащихся к изучению биологических вопросов выступает движущей силой в поисках ответов на многие вопросы, главное такой поиск проводится осознанно.
Развитие познавательной активности сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные элементы, при этом нужно учитывать, что интересы учащихся очень разнообразны и зависят от влияния внешних факторов.
Трудно переоценить значение общеобразовательных учреждений в жизни современного общества.
Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребенка играют методы и средства обучения. Это та "волшебная палочка", одного прикосновения которой порой бывает достаточно, чтобы пробудить дремлющие в коконе детства интересы, способности и таланты, чтобы на небосклоне науки и прогресса загорелась в будущем новая звезда.
Педагогические разработки базируются на принципе "больше впечатлений, хороших и разных".
Приоритетным является формирование мотивации учения, компетентностей, развитие познавательных интересов и готовности к обучению. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека - потребности в самообразовании.
Социализация, развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Как же заинтересовать? Как привлечь внимание учащихся? В этом может помочь внеклассная работа по предметам.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.
В стандарте нового образца значительное место в учебном процессе стало отводиться внеклассной работе, так как она позволяет:
персонифицировать обучение;
повышать активность обучаемых;
помогать самореализации творческого "я" школьников;
повышать мотивацию учащихся;
создавать условия для самостоятельной работы;
создавать комфортную среду обучения;
Внеклассная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предметам, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития социальных компетентностей, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов.
Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока и знаниях учащихся.
Цель: ученик, овладевший программным материалом на более качественном уровне, сумеет применить свои знания в нестандартной ситуации.
Задачи внеклассной работы:
Дополняя функциональность основного образования, расширять и углублять знания учащихся в интересных для них формах.
Способствовать овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учебе.
Создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.
Развивать коммуникативную компетентность учащихся.
Оказывать помощь учащимся в овладении информационной культурой, в том числе и для создания мультимедийных проектов.
Привносить дополнительные, положительные эмоции в процесс обучения через различные виды внеклассной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения.
Рост личностных достижений.
Создание атмосферы успеха.
Участие в турах олимпиад по биологии, географии.
Участие в проектно-исследовательских и творческих работах.
Активное участие в проведении предметных недель.
Активное использование краеведческого материала в целях повышения интереса школьников к родному краю.
Углубление знаний прикладного характера для создания компьютерных презентаций и использования их при выступлении на конференциях, семинарах, защите проектов, во время проведения различных выставок, реклам.
Американский педагог Филипп С.Шлехти подчеркивает, что сейчас нужны люди, "умеющие учиться самостоятельно". "Не бойся, что не знаешь - бойся, что не узнаешь!", - гласит народная мудрость. Поэтому необходимо уяснить - как ученику так и учителю, что важно не просто учиться, но уметь учиться и желать этого. Педагоги нашей школы стремятся именно к этому.
Доклад подготовила: учитель биологии МКОУ «Верх-Аллакская сош» Перевалова А.Н.