Управление образования Администрации города Иваново
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Л И Ц Е Й №33
Доклад на тему: Способы формирования рефлексивной деятельности на уроках английского языка.
Подготовила учитель английского языка лицея №33 Чернышова Е.В.
Иваново , 2009 год
Слово рефлексия происходит от латинского слова reflexio и переводится как обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышления о своем внутреннем состоянии, самопознание. В толковом словаре слово рефлексия толкуется как самоанализ.
Рефлексия это не традиционное припоминание главного из урока или формулирование выводов, осознание способ деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Рефлексия помогает осознать образовательный процесс и сделать его продуктивным.
Анализ рефлексивной деятельности учащихся приводит к следующим выводам:
Дети способны с 1 класса описывать свои чувства и переживания при выполнении заданий по английскому языку.
Дети могут конкретизировать свои успехи и неудачи.
Рефлексивные записи помогают сформулировать и зафиксировать конкретные достижения на данный период, чтобы можно было позже сравнить его с последующими достижениями.
У некоторых учеников записи носят формальный характер, у других эмоциональный оттенок.
У некоторых записи говорят об осмысленности этапов работы и осмысления способов деятельности по конкретной теме.
Формы рефлексии различны:
-устное обсуждение
-письменное анкетирование
-графическое изображение происходящих изменений
Классический комплект рефлексивных вопросов ,предлагаемый центром дистанционного обучения «Эйдос»:
Каковы мои главные результаты, чего я понял, чему научился.
Какие задания вызвали наибольший интерес и почему.
Как я выполнял задания, каким способом, что я при этом чувствовал.
Какие встретились трудности и как я их преодолевал.
Предложения и комментарии.
Чтобы ученики понимали серьезность рефлексивной работы требуется делать обзор их мнений, отличать тех , у кого глубина самоанализа повышается, т.к. по мнению А.В. Хуторского
«ученики, чья творческая деятельность была отмечена, выделена учителем или самими детьми уже никогда не забывают достигнутых результатов. Творческая деятельность у них начинает занимать все большее место в учебе. У них вырабатывается навык личностного творческого подхода ко всем вопросам »
Важность изучения рефлексивных записей заключается в следующем:
Для ученика: в осознании своей деятельности, формулируются получаемые результаты, конкретизируются этапы изучения определенной темы, проблемы ученика в данной теме, проблема класса в данной теме, способы решения проблемы, как меняется отношение ученика к своей деятельности , а для учителя состоит в том, чтобы помочь осознать необходимость конкретизации цели, этапов, помочь в осознании способов достижения цели, необходимых шагов для решения проблем ребенка, либо помочь увидеть, за счет чего достигается успех, вследствие чего были допущены ошибки, помочь осознать связь полученных результатов обучения с характером переживаний в ходе познания, помочь скорректировать образовательный путь ученика, т.е. рефлексия помогает осознать образовательный процесс и сделать его эффективным.
Существует классификация рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Рефлексия деятельности.
Рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта в группе и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыка)
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных путей решения проблемы. Этот вид применяется на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например ,прием лестницы успеха.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявлении уровня осознания содержания пройденного.Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбор афоризма, с использованием оценки приращения, знаний и достижения целей.(например высказывание я не знал –теперь я знаю), прием анализа, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Для подведения итогов можно воспользоваться упражнением: -/+/интересно, которое можно выполнять как устно, так и письменно.
Под плюсом учащиеся записывают все, что понравилось на уроке, что вызвало положительные эмоции, что может быть полезно для достижения поставленной цели.
Под минусом ученики записывают все, что не понравилось, было скучным, непонятным, ненужным.
Под «интересно» ученики записывают интересные факты и что еще бы хотелось узнать.
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы можно предложить условно отмечать свои ответы:
V - ответил по просьбе учителя , но неправильно.
W - ответил по просьбе учителя, но правильно.
I-ответил по своей инициативе , но неправильно.
+-Ответил по своей инициативе правильно.
0-не ответил.
Модель урока с точки зрения рефлексии:
-организационный момент ( установка тематических рамок содержания)
-Этап актуализации знаний - организация индивидуальной деятельности учащихся. Которая заканчивается сопоставлением полученных результатов с образцами.
-этап постановки проблемы - анализ учащимися ситуации и фиксация допущенных ошибок.
- этап устранения затруднений - организация выявления причин зафиксированных затруднений
-Этап проговаривания причин типичных ошибок, обсуждение затруднений, повторение алгоритмов и объяснение механизма их использования.
- Этап самоконтроля –каждый учащийся выполняет только те задания ,в алгоритме которых он допустил ошибку и сравнивает полученные результаты с образцом.
-Этап подведения итогов урока. Учащиеся повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, анализируют допущенные ошибки, оценивают свой вклад в достижении поставленной в начале урока цели, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу могут высказаться одним предложением, написанным на доске или на экране:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задание
Я понял ,что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я приобрел
Я научился
У меня получилось
Я смог
Я попробую
Меня удивило
Урок дал мне для жизни
Мне захотелось
Можно также предложить небольшую анкету, которая бы позволила осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Учащихся можно попросить аргументировать свой ответ:
На уроке я работал (активно/пассивно)
Своей работой на уроке я (доволен/недоволен)
Урок для меня показался (интересным/неинтересным)
За урок я ( устал /не устал)
Материал урока мне был ( понятен/непонятен)
Домашнее задание мне кажется ( трудным/легким)
Чтобы закончить урок на положительной ноте можно использовать упражнение комплимент, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок, благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Таким образом , можно сделать вывод, что рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом этапе. Она направлена на осознании пройденного пути. Ее цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.