На курсах повышения квалификации наша группа училась формулировать учебную задачу в соответствии с УУД.
Задание 1
- Проанализируйте систему заданий по изучению темы параграфа учебника на соответствие системно-деятельностному подходу.
- Определите виды УУД, на формирование которых направлено задание.
- Предложите свой вариант работы с учебным текстом, правилом.
Помните!
Деятельность учащихся определяется через формулировку заданий.
Репродуктивные: назовите, решите, спишите, найдите, выпишите, выполните …;
Продуктивные (деятельностные): проанализируйте, докажите, (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте … (Не менее 70%)
Задание 2
Разработайте задачи (задания), выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия.
Структура задачи: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Требования к задачам:
- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение обладание соответствующих УУД;
- избыточны с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;
- многоуровневые, т.е. предполагающие возможность оценить общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;
- «модульные», т.е. предусматривающие возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из её условий.
Структура задачи
Имя задачи:
Автор:
Предмет: Русский язык.
Класс:
Тема:
Профиль:
Уровень:
Текст задачи.
Возможные источники информации.
Культурный образец / вариант учителя.
Методический комментарий.
Личностные УУД. Типы учебных задач
• участие в проектах;
• подведение итогов урока;
• творческие задания;
• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
• самооценка события, происшествия;
• дневники достижений.
Коммуникативные УУД. Типы учебных задач
- составь задание партнеру;
• отзыв на работу товарища;
• групповая работа по составлению кроссворда;
• формулировка вопросов для обратной связи;
• «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д.
Познавательные УУД. Типы учебных задач
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
• «найди отличия»;
• «на что похоже?»;
• поиск лишнего;
• «лабиринты»;
• упорядочивание»;
• «цепочки»;
• хитроумные решения;
• составление схем-опор;
• работа с разного вида таблицами;
• составление и распознавание диаграмм;
• работа со словарями.
Регулятивные УУД. Типы учебных задач
• «преднамеренные ошибки»;
• поиск информации в предложенных источниках;
• взаимоконтроль;
• взаимный диктант;
• заучивание материала наизусть в классе;
• «ищу ошибки»;
• контрольный опрос на определенную проблему.