СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Мягкая игрушка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа для младших школьников "Мягкая игрушка"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Мягкая игрушка"»

40


муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Буткинский Дом детского творчества»



Принято на педагогическом совете Утверждаю:

Протокол № __от «__» «_________» 2018г. Директор Батанина Н.В.

_________________



Дополнительная образовательная программа

«Мягкая игрушка»

(художественная направленность)









Возраст: 7- 12 лет. Романова Елена Парамоновна

Срок реализации: 1 год-144 часа. педагог

дополнительного образования







с.Бутка. 2018 г.



Содержание

Введение. Нормативно-правовая база……………………………………3

1 Пояснительная записка…………………………………………………..4

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы……………………..……...............................................................4

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………………...………...........................................4

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы……………………….....................................................................5

1.4 Отличительные особенности…………………………………………………………................6

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……………………..........................................................................6

1.6 Сроки реализации…………………………………………………………..6

1.7 Формы и режим занятий, методы обучения……………………………...7

1.8 Ожидаемые результаты…………………………………………………….8

1.9 Формы подведения итогов реализации программы……………………...8

2. Тематическое планирование……………………………………………...9

3 Содержание программы…………………………………………………..11

4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………….15

5Список использованных источников…………………………………….15

Приложение…………………………………………………………………….18






















Введение

Нормативно-правовая база


Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же на организацию их свободного времени.( Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.75) Программа кружка «Мягкая игрушка»  разработана на основе основной образовательной программы начальной школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», Закона РФ «Об образовании». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885. Примерной программы внеурочной деятельности Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество. Рекомендованная Минобрнауки России и с учетом стандарта начального общего образования. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются основные документы: Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012, "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ", "Конвенция ООН "О правах ребенка","Концепция развития дополнительного образования детей".«Программа развития учреждения ДО», «Образовательная программа учреждения ДО», «СанПин 2.4.4.3172-14».

Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мягкая игрушка» является модифицированной. Данная программа имеет художественную направленность (декоративно-прикладное направление).

Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно - прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Лучшие традиции швейной игрушки из ткани живут и развиваются в самодельной игрушке. Большой интерес к изготовлению мягкой игрушки проявляют дети младшего и среднего школьного возраста. На уроках учащиеся получают лишь основные знания.  Для наиболее  полного изучения, овладения большим количеством информации в данной  области  и организован наш кружок.


1 Пояснительная записка


1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа представляет собой разработанный  курс художественного направления по изготовлению мягких плоских и объемных игрушек из ткани.

Образовательная программа «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей шитью ручными швами, технологии кройки и шитья плоской, полуобъемная и объемной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями. Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.


1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек. Для обучения используется метод проектирования. Обучающиеся учатся разрабатывать мини-проекты, коллективные творческие проекты, индивидуальные творческие проекты.

Актуальность программы.  Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мягкая игрушка» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной приобщает к традициям своего народа через изготовление самодельной игрушки. Программа «Мягкая игрушка» направлена на развитие творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.

Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:

- радость общения

-удовлетворение результатами своего труда

-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)

-создание обстановки взаимопомощи

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.);  методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.); 
средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы доступные для детей) действенны в развитии творческих способностей детей посещающих кружок «Мягкая игрушка». Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем, ценить наследие народного творчества.


1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель образовательной программы: развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.


Задачи образовательной программы:


  • образовательные:

- формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков шитья;

- обучать основам кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой;

- Познакомить с историческими сведениями возникновения народной игрушки.

- Научить владеть различными инструментами и приспособлениями при изготовлении мягкой игрушки.

- Научить выполнению ручных швов.

- Познакомить:

- с основами материаловедения (с видами и свойствами тканей);

- с основами цветоведения (с основными цветами)

- с технологией изготовления мягкой игрушки.

- с техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, клеем.

  • воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе.

- приобщить детей к истокам народного искусства через изготовление мягкой игрушки.

  • развивающие:

- развивать активность и самостоятельность;

- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

- развивать творческие способности, фантазии и воображения, образное мышление, мелкую моторику рук, глазомер.



1.4 Отличительные особенности

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает творческий подход.


Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.).

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.


1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Кружок посещают дети в возрасте от 7 до 12 лет. Проводятся занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость группы 12 человек. В группе действует активный метод взаимопомощи «я умею - научу другого», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам, ярмаркам, выставкам.


1.6 Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего 144 часа.


1.7 Формы и режим занятий, методы обучения

Приоритет отдается активным методам преподавания:

-   практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-  наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов и т.д.;

-  нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация и т.д.

Основная форма организации кружка мягкая игрушка – занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом учащихся.

Примерная структура занятия:

  1. Организация занятия.

  2. Вступительная часть.

  3. Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.

  4. Представление мягкой игрушки, анализ образца.

  5. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, индивидуальная работа с выкройками, подбор необходимого оборудования.

  1. Физкультминутка

  2. Самостоятельная работа по шитью мягкой игрушки.

  3. Рефлексия.

  4. Подведение итогов.

Для организации занятий используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение,

демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)

  • репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания,

тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)

  • поисковый, частично - поисковый, исследовательский,

  • практический, проектной деятельности,

  • проблемный,

  • эвристический.

  • изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)


Группа состоит в основном из девочек разного возраста, занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества. При зачислении учащихся в творческое объединение «Мягкая игрушка» особые условия не ставятся. Занятия строятся с учётом скорости усвоения учащихся специальных навыков, умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.

Формы учебной деятельности: Фронтальная беседа с элементами викторины, учебное занятие, рассказ-информация, устный журнал, сообщение, викторина, защита проекта, аукцион знаний, час вопросов и ответов, брейн-ринг, кроссворды, игра-путешествие, выставка, конкурсы, представление, индивидуальная работа, коллективная работа, графическая работа, упражнения, творческая работа, самостоятельная работа.

Формы проверки ожидаемых результатов.

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов.

1.Фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ».

2. Фронтальная беседа с элементами викторины.

3. Контрольные работы на время, устраиваются для проверки навыков шитья, умение подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного выполнения простейших изделий.

4. Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности.

5. Организационные просмотры изделий.

6. Мастер-класс «Умеешь сам, научи другого».

7. Защита мини – проекта.

8. Самостоятельная работа – проверка знаний, умений и навыков по разделу программы.


1.8 Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • общие сведения об истории игрушки;

  • названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда.

  • технологию выполнения ручных работ для соединения деталей;

  • правила техники безопасности и личной гигиены при работе;

  • основные сведения при изготовлении мягкой игрушки:

- основы материаловедения (виды и свойства тканей)

- основы цветоведения (основные цвета, сочетание цветов)

-последовательность выполнения технологического процесса при изготовлении мягкой игрушки.

-правила работы с технологическими картами, схемами, выкройками и т.п.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять изделия разной степени сложности по данным лекалам, выкройкам и образцам;

  • подготавливать материалы для работы;

  • подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;

  • пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;

  • соединять детали игрушек между собой, выполнять ручное соединение материалов;

  • экономно расходовать материалы;

  • эстетично оформлять изделия; 

  • оформлять выставочные материалы;

  • работать индивидуально и коллективно.


1.9 Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации данной программы являются творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях, конкурсы, соревнования среди кружковцев.


2 Тематическое планирование


Образовательная программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:

  • теоретическая часть - беседы, просмотр видеороликов, презентаций, экскурсии;

  • практическая - самостоятельное выполнение работы.

Формы обучения: коллективная и индивидуальная.


Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. ТБ.

2

2


2

Технология выполнения швов.


2


2

3

 Закрепления нити при шитье мягкой игрушки.


2


2

4 

Конструирование и оформление игрушки.


46

4

42

4.1

Игольница «Шляпа»




2

4.2

Игрушка-брелок «Зайка»




2

4.3

Плоская игрушка «Совушка»




2

4.4

Плоская игрушка по выбору




2

4.5

Объемная игрушка «Звездочка»




2

4.6

Объемная игрушка «Мишутка»




6

4.7

Объемная игрушка «Пальчушки»




2

4.8

Объемная игрушка «Волшебная бабочка»




2

4.9

Экскурсия в швейный цех




2

4.10

Объемная игрушка-подушка «Мама Совёнка»




4

4.11

Объемная игрушка «Влюбленный»




2

4.12

Объемная игрушка «Ушастик»




4

4.13

Объемная игрушка по выбору




4

4.14

Объемная игрушка «Бульдог»




4

4.15

Объемная игрушка «Осьминожка»



2

5

Удивительный мир игрушек.

86

6

80

5.1

Народная игрушка.



2

5.2

Полуобъёмные игрушки.



4

5.3

Оригинальные игрушки.



4

5.4

Игрушки – помпошки.



2

5.5

Игрушки – шарики.



2

5.6

Игрушки из фетра.



4

5.7

Игрушка – конус.



4

5.8

Мастерская Деда Мороза.



12

5.9

Творческий проект «Мой сказочный мир»



6

5.10

Кофейные игрушки.



4

5.11



Творческая мастерская «Подарки своими руками»

Лоскутные игрушки



6

5.12

Объёмные игрушки из ткани.



4

5.13

Объёмные игрушки из меха.



6

5.14

Комбинированные игрушки.



4

5.15

Функциональные игрушки



4

5.16

Сувенирные игрушки.



4

5.17

Творческий проект « Подарок другу»



4

6

Участие в конкурсах.



2

7

Промежуточная аттестация



2

8

Выставка работ.


6

6




Итого:


144

18

126


3 Содержание дополнительной образовательной программы кружка


1 Вводное занятие

Знакомство учащихся с руководителем кружка, с работой кружка, с планом проведения занятий и их тематикой. Правила поведения на занятиях.

Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки.

Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Просмотр презентации «Инструменты и приспособления». Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».

Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с инструментами их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий. Просмотр видеоролика «Правила при работе с инструментами и приспособлениями во время шитья мягких игрушек».

2 Технология выполнения швов

Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного». Практическое выполнение швов.

3 Закрепления нити при шитье мягкой игрушки

Просмотр презентации «Способы закрепления нитей». Узнать различия между способами закрепления нитей и их использованием в процессе выполнения игрушек.

4 Конструирование и оформление игрушки

Правила раскроя игрушки, сборка игрушки, оформление игрушки. Аппликация из ткани.

Основные цвета. Сочетание цветов. Презентация «Теплые и холодные цвета». Сопоставление цветовой гаммы. Составление таблицы сочетаемости цвета.

Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.

Основы сбора игрушек. Шарнирное крепление. Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи.

Изготовление игольницы «Шляпа»(«Рыбка», «подушечка»).

Беседа о возникновении игольницы. Подбор ткани, нитки и фурнитуры. Сформировать у учащихся представление о возникновении игольницы. Научить детей делать раскрой выкройки, собрать (сшить) игольницу.

 Изготовление игрушки-брелка «Зайка»

Сформировать у учащихся направленность игрушки-брелка. Беседа на тему «Где мы можем использовать игрушку-брелок?»Научить детей делать раскрой выкройки, подбирать ткани, фурнитуры, нитки. Сшить игрушку - брелок

Изготовление плоской игрушки «Совушка»

Просмотр видеоролика «От рождения до конца». Беседа по просмотренному видеоролику. Познакомить детей с жизнью птиц - сов. Закрепить умение определять ткань, делать раскрой деталей. Соединение несколько деталей при шитье игрушки.

 Изготовление плоской игрушки по выбору

Научить учащихся самостоятельно шить мягкую плоскую игрушку. Делать самостоятельно выкройку, раскрой ткани, соединение деталей игрушки. Развивать фантазию детей. Сшить плоскую игрушку по выбору.

 Изготовление объемной игрушки «Звездочка»

Викторина на тему «Все о звездах».

Закрепление умения выбора цвета ткани, раскроя по готовой выкройке. Оформление звезды вышивкой, аппликацией. Сшить игрушку «Звездочка»

Изготовление объемной игрушки «Мишутка»

Составление сказки о Мишутке.

Виды ткани, используемые для шитья многоцветных игрушек Закрепление умения выполнять раскрой ткани. Уметь соединять несколько деталей. Использование ленты для оформления Мишутки.

Изготовление объемной игрушки «Пальчушки»

Беседа о жизни старых, ненужных вещей (про перчатки).

Сформировать у ребят представление, что из ненужных вещей можно делать разные поделки и игрушки, в том числе и мягкие.

Использование ленты для оформления игрушек. Закрепление оформления лица игрушек.

 Изготовление объемной игрушки «Волшебная бабочка»

Просмотр презентации «Весенние бабочки». Беседа во время просмотра презентации, обсуждение.

Раскрой и соединение деталей, выворачивание заготовки, набивка поролоном, использование фурнитур. Использование потайного шва для зашивания отверстия, оставленного для набивки.

 Экскурсия в швейный цех (виртуальная)

Сформировать у ребят представление о работе людей в швейном цеху. Познакомить с инструментами, с которыми работают в цехе. Беседа после экскурсии.

Изготовление объемной игрушки-подушки «Мама Совёнка»

Игра «Вопрос-ответ» на тему птиц.

Аппликация мордочки лицевой стороны подушки-игрушки с использованием петельного шва. Раскрой деталей, соединение швом «строчка» по изнаночной стороне, выворачивание заготовки, набивка синтетической ватой. Использование потайного шва для зашивания отверстия, оставленного для набивки.

Изготовление объемной игрушки «Влюбленный»

Беседа с учащимися о любви, любви к родным, близким.

Применение садовых перчаток (новых) для изготовления «влюбленного» кота. Использование дополнительных материалов и фурнитуры для оформления поделки.

Закрепление умений выполнять петельный шов, набивку поролоном, оформление изделия. Подготовка изделия в подарок детям детского сада.

 Сказка собственного сочинения «Ушастик»

Применение аппликации при оформлении мягкой игрушки.

Шитье «Ушастика» на основе сформированных умений.

Сочинение и рассказ сказки с использованием изготовленных мягких игрушек.

 Изготовление объемной игрушки по выбору

Научить учащихся самостоятельно шить мягкую объемную игрушку. Делать самостоятельно выкройку, так же раскрой выкройки. Развивать фантазию детей.

Изготовление объемной игрушки «Бульдог»

Рассказ о своем домашнем животном (собака).

Применение алгоритма шитья мягкой игрушки для изготовления «Бульдога». Применение петельного шва для шитья мягкой игрушки.

Изготовление объемной игрушки «Осьминожка»

Просмотр видеоролика «Морские жители». Беседа по просмотренному видеоролику. Краткий рассказ про жизнь осьминогов.

Применение алгоритма шитья мягкой игрушки для изготовления «Осьминожки».

5 Удивительный мир игрушек.

Исторические сведения о возникновении мягкой игрушки; правила поведения; техника безопасности.

Народная игрушка: «Кукла-скрутка».

Полуобъёмные игрушки: Беседа «Как рубашка в поле выросла». Изготовление полуобъёмных игрушек; оформление игрушек.

Оригинальные игрушки: изготовление игрушек из киндеров.

Игрушки-помпошки: изготовление игрушек из 2-х - 4 помпонов; оформление игрушки: ушки, хвостики, лапки.

Игрушка-конус: изготовление игрушки «Звездочёт»

Игрушки из коконов: «Сорока-белобока»

Лоскутные игрушки из фестонов.

Мой сказочный мир. Викторина «Герои любимых сказок»

Творческая мастерская «Подарки своими руками»

Объёмные игрушки из меха изготовление игрушки из меха; раскрой меха; сшивание деталей туловища;

Объёмные игрушки из ткани и меха

Функциональные игрушки. Беседа «Нужные игрушки»; технология изготовления игрушек-подушек; изготовление игрушки-сумочки.

Игрушки-шарики изготовление игрушек-шариков из меха.

6 Участие в конкурсах.

7 Промежуточная аттестация.

Контроль знаний, умений и навыков полученных за курс обучения; анализ работ; тестирование, анкетирование, задания по карточкам.

8 Выставка работ учащихся.

Оформление выставки всех работ.


4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Учитывая возрастные особенности обучающихся при реализации программы, основное время отводится выполнению обучающимися практических работ, в ходе которых закрепляются знания, умения и навыки. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся. Методическое обеспечение программы включает:

  • специальная литература;

  • цветовой круг (таблица);

  • методические разработки поэтапного изготовления изделий;

  • наглядные пособия (альбомы с образцами ручных стежков и строчек, машинных швов);

  • образцы видов тканей;

  • образцы видов меха; таблицы и инструкционные карты по выполнению изделий; образцы с видами отделки изделий;

  • образцы поузловой обработки швейных изделий; выкройки, шаблоны; образцы готовых изделий; контрольное задание (набор карточек).


5 Список литературы:

  1. Геронимус Т.М.Технология: Маленький мастер: учеб. для 4 кл/ Геронимус Т.М. [Текст]. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 160 с.

  2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество /. Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов. М.:«Просвещение», 2011.- 97 с.

Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования [Текст] . – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 192 с.

  1. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7 – 14 лет) – Волгоград: Учитель, 2011.-141 с.

  2. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] – Ярославль: «Академия развития», 1997-208с. ISBN 5-7797-0019-2

  3. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество (Серия «Работаем по новым стандартам») [электронный ресурс] – режим доступаhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8274

  4. Планирование кружка «Национальное шитье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru

  5. Полуобъемная мягкая игрушка. Выкройка и шитье. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ejka.ru/blog/tilda/

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [электронный ресурс] – режим доступаhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959


Литература для учащихся.

1. Деревянко II.С. Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка: игрушки в подарок -М: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004.- 160с.

2. Золина Т.М., Иванова Т.П. Мягкая игрушка: забавный зоопарк -

ML: Эксмо; С116.: Терния, 2007 -176с.

3.Лаврентьева Е. Авторская чулочная кукла. Забавные коты. – СП.б: Питер, 2014. – 64 с.:

4. Лихачева I .Г. Моя - мягкая игрушка - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001.- 96с.

5. Ломакина О, 100 идей для рукодельницы - Санкт- Петербург: ООО

«Издательство «Тригоп»,2001. - 385с.

6. Максимова М.В. Девичьи хлопоты - М.: Изд - во Эксмо, 2004.-80с.

7. Митителло К.Мягкая игрушка по правилам и без - М.: ООО Изд-во «Эксмо». 2007т.- 64с.

8. Небатова З.Л, Кононович Т.П. Мягкая игрушка: игрушки-сувениры - М. издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.-160с.

9. Фролова Т.О. Мягкая игрушка - М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер» 2004 - 62с.

10. Юрюм Ж. Амигуруми из помпонов/ Жасмин Юрюм; пер.с нем. Л.Кайсаровой. – Москва: АСТ, Кладезь, 2013. – 32с.

11. Чуршиа 11.О. Пальчиковые куклы для домашнего театра - М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.- 31с.

Сайты:

  1. stranamasterov.ru

  2. strana Mam.ru

  3. sdelaysam.ru

  4. tvorchestvaidei.ru

  5. akademiyatvorchestva.ru

























































Приложение

Оценочный материал 1 года обучения.

1 Тест « Техника безопасности»

1)Каким режущим инструментом вы будете пользоваться при работе с тканью?

а) ножом; б) ножницами; в) стеками;

2) Как должны быть расположены ножницы на столе при работе?

а) справа, кольцами к себе; б) слева, кольцами от себя; в) на полу;

3) передавать ножницы следует:

а) остриём вперёд; б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами;

4) В каком положении должны находиться ножницы до работы?

а) справа от себя с сомкнутыми лезвиями; б) кольцами к себе;

в) с раскрытыми лезвиями;

5) Где должны храниться иглы?

а) в игольнице; б) в одежде; в) на парте;

6) Как следует поступить со сломанной иглой?

а) выбросить в мусорную корзину; б) отдать руководителю;

в) вколоть в игольницу;

7) Что нужно сделать до начала и после работы с иглой?

а) до и после работы проверь количество игл;

б) не загромождай рабочее место лишними вещами;

2. Народные игрушки.

Викторина – игра «Покорители вершины» Дети делятся на две команды: по очереди отвечая на вопросы, они «поднимаются по ступенькам» Кто дойдёт до вершины первым, тот победил. Вопросы викторины:

1.Назовите самые распространённые материалы для изготовления игрушек в далёком прошлом?

2. Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях?

3. Как называют куклу, призванную охранять человека от лиха и злых духов?

4. Почему в старину куклы делали «безликими»?

5. В каком количестве изготовляли этих кукол?

3. Полуобёмные игрушки.

Игра «Ромашка» (Основы материаловедения) Изготавливается цветок. Лепестки из ткани. Дети должны назвать ткань.

4. Оригинальные игрушки.

Тест «Основы цветоведения»

1) Что такое цветоведение?

а) наука о цветах; б) наука о сочетании цветовых оттенков; в) краски;

2) Сколько цветов радуги?

а) 12; б) 7; в) 9;

3) Как называются цвета: синий, голубой, фиолетовый?

а) водные; б) холодные; в) ледяные;

4) Как называют цвета: красный, оранжевый, жёлтый?

а) тёплые; б) горячие; в) солнечные;

5) Какой цвет можно получить при смешивании красок синей и жёлтой?

а) фиолетовый; б) зелёный; в) бирюзовый;

6) Какой цвет можно получить при смешивании красок красной и жёлтой?

а) фиолетовый; б) зелёный; в) оранжевый;

5. Игрушки – помпошки.

Тест

1.Из каких ниток изготовлены игрушки?

1) мулине; 2) пряжа; 3) хлопчатобумажные;

2. Что называется пряжей?

1) тонкая нить; 2) толстая нить;

3. Из чего изготавливается круги для изготовления игрушки?

1) картон; 2) ватман;

4) Какая основа для игрушек?

1) помпон; 2) кисточка;

5) Для чего служит помпон: ________________________________________

6. Игрушки – шарики.

Тест « Этапы изготовления мягкой игрушки»

Задание: расположить номера в соответствии с последовательностью изготовления мягкой игрушки:

1) Сшивание деталей; 2) Оформление; 3) Подбор материала; 4) Раскрой;

5) Набивка; 6) Сборка изделия;

7. Игрушки из фетра.

Устный опрос.

1) Какими свойствами обладает фетр?

2) Какие изделия можно изготавливать из фетра?

3) С какой стороны раскраивают изделия на фетре?

4) Какие операции можно выполнять с фетром?

5) Какими швами сшивают детали игрушек?

8. Игрушка-конус.

Тест

1.Какая геометрическая фигура является основой игрушки:

а) шар; б) конус; в) квадрат.

2. Из какого материала изготовлен конус:

а) картон; б) бумага; в) пенопласт.

3. Какой шов использовали при сшивании деталей головы:

а) потайной; б) строчка; в) через край.

4. Каким инструментом пользовались при работе с картоном:

а) иглой; б) ножницами; в) ножом.

5. С какой стороны ткани выполняется раскрой ткани:

а) лицевая; б) изнаночная;

9. Мастерская Деда Мороза.

Фронтальный опрос с элементами викторины:

1. Какие виды декоративно-прикладного творчества использовали при изготовлении ёлочных изделий?

2.При каком царе стали праздновать Новый год в январе?

3. В каком месяце праздновали Новый год?

Новогодняя викторина.

1. Самый главный дед на новогоднем празднике

2. Прозвище Деда Мороза.

3. Город, в котором находится резиденция Деда Мороза в России.

4. Жезл Деда Мороза.

5. Хранилище подарков Деда Мороза

6. Внучка Деда Мороза.

7. Часть света, где возник обычай встречать Новый год у елки. 
8. Обязательный атрибут новогоднего праздника.

9. Придание елке новогоднего вида

10. Нити фонариков на новогодней елке. 
11. Их зажигают и на елке, и на праздничном столе

12. Блестящая новогодняя лента.

13. Длинная узкая лента из цветной бумаги, которую бросают друг в друга на новогоднем празднике

14. Заменитель снега на новогодней елке.

15. Разноцветные бумажные кружочки, которым осыпают друг друга на новогоднем празднике.

10. Мой сказочный мир.

1. Контрольные вопросы.

1.В какой стране была создана первая мягкая игрушка?

а) Россия; б) Германия; в) Англия;

2. Как назывался первый медвежонок?

а) медвежонок Тедди; б) медвежонок; в) медвежонок Винни-Пух;

3. Что такое цветоведение?

а) наука о цветах; б) наука о сочетании цветовых оттенков; в) краски;

4. Передавать ножницы следует:

а) остриём вперёд; б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами;

в) с раскрытыми лезвиями;

5. Как следует поступить со сломанной иглой?

а) выбросить в мусорную корзину; б) отдать руководителю;

в) вколоть в игольницу;

11. Кофейные игрушки.

1)Как называется кофейная кукла?

2) Из какой страны пришла в Россию чердачная кукла?

3) Из чего делали игрушки наши бабушки?

4) Чем набивали игрушки?

5) В чём преимущество выкроек?

6) С помощью чего можно сделать чердачную куклу в современных условиях?

7) Какие ингредиенты входят в кофейный раствор?

8) Назовите основные этапы пошива чердачной куклы?

12. Творческая мастерская «Подарки своими руками»

Фронтальный опрос с элементами викторины:

1. В честь кого был создан праздник влюблённых?

2. Кем был Валентин?

3. Назовите символ праздника.

Игра «Две половинки»

4. Когда в России впервые праздновали день 8 марта?

5. Почему он назван международным?

13. Лоскутные игрушки из фестонов.

1. Разгадывание кроссворда: ключевое слово – лоскут:

2. Устный опрос:

1) К какому виду декоративно-прикладного искусства относиться это слово?

2) Какие геометрические фигуры присутствуют при изготовлении изделий в этой технике?

3) Почему возникло это искусство?

14. Объёмные игрушки из ткани.

Тест «Название ручных швов»

Задание: определить вид шва и поставить соответствующую цифру в окошке.

1) Через край. 2) Петельный. 3) Строчка. 4) Вперёд иголку.

5) Потайной.

13. Объёмные игрушки из меха.

Игра «Цветик – семицветик» На лепестках написаны вопросы. Дети по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос.

Вопросы:

1. Какие вы знаете виды меха?

2. Какой материал используется для пошива игрушек?

3. Каким швом сшиваются детали из меха?

4. Какой материал используется для набивки деталей игрушки?

5. Как раскраиваем мех?

6. Как вы понимаете выражение «Анималистические игрушки»?

7. Какую роль играют глаза в оформлении игрушек?

14. Комбинированные игрушки.

Дидактическая игра «Словарь» Провести стрелки.

Шаблон

Завершающий этап изготовления игрушки, придающий ей выразительность и индивидуальность.

Раскрой

Мелкие предметы, применяемые для отделки изделия.

Набивка

Вырезание деталей игрушки.

Фурнитура

Точная копия детали игрушки, необходима при раскрое.

Оформление

Заполнение сшитых деталей игрушки набивным материалом.

15. Функциональные игрушки.

1.Устный опрос:

1)Для чего нужны игрушки?

2)Какую роль могут выполнять игрушки в жизни человека?

3) Как называются такие игрушки?

4) Какие вы знаете нужные игрушки?

5)Как располагаются глаза у зверей?

2. Работа по карточкам: нарисуйте мордочки игрушкам.

16. Сувенирные игрушки.

1.Работа с перфокартами «Классификация волокон». Написать в пустые клеточки слова.

17. Промежуточная аттестация.

1.Контрольные вопросы.

1) Напишите, какие виды рукоделия вы знаете:

___________________________________________________________

2) В какой стране была создана первая мягкая игрушка?

а) Россия; б) Германия; в) Англия;

2. Как назывался первый медвежонок?

а) медвежонок Тедди; б) медвежонок; в) медвежонок Винни-Пух;

2. Что такое цветоведение?

а) наука о цветах; б) наука о сочетании цветовых оттенков; в) краски;

3. Как называются цвета: красный, оранжевый, жёлтый?

a) тёплые; б) горячие; в) солнечные;

4. Передавать ножницы следует:

а) остриём вперёд; б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами;

в) с раскрытыми лезвиями;

5. Как следует поступить со сломанной иглой?

а) выбросить в мусорную корзину; б) отдать руководителю;

в) вколоть в игольницу;

6) В каком положении должны находиться ножницы до работы?

а) справа от себя с сомкнутыми ножницами; б) кольцами к себе;

в) с раскрытыми лезвиями;

7) Где должны храниться иглы?

а) в игольнице; б) в одежде; в) на парте;

2. Подобрать пару.

Шаблон


Завершающий этап изготовления игрушки, придающий ей выразительность и индивидуальность.


Раскрой

Мелкие предметы, применяемые для отделки изделия.


Набивка

Вырезание деталей игрушки.


Фурнитура

Точная копия детали игрушки, необходима при раскрое.


Оформление

Заполнение сшитых деталей игрушки набивным материалом.




3. Тест «Виды швов»

Учащиеся работают по перфокартам.

Задание: определить вид шва и поставить соответствующую цифру в окошко.





Методические материалы 1 года обучения.

1. Удивительный мир игрушек.

Тест «Техника безопасности»

1)а; 2) а; 3) б; 4) а; 5) а; 6) б; 7) а;

2. Народная игрушка.

Викторина – игра «Покорители вершины»

Ответы на вопросы:

1. Кожи, дерева, тряпок, глины, слоновой кости, соломы.

2. Тряпичная кукла.

3. Оберег.

4. Кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребёнку.

5. Насчитывалось до сотни.

3. Полуобъёмные игрушки.

Дети определить название материала на своей карточке.

1 карточка – трикотаж; 2 карточка – ситец; 3 карточка – бязь; 4 карточка – синтепон; 5 карточка – атлас; 6 карточка – шёлк;

4. Оригинальные игрушки.

Тест «Основы цветоведения»

1) б; 2) б; 3) б; 4) а; 5) б; 6) в;

5. Игрушки – помпошки.

Тест

1) 2; 2) 1; 3) 1; 4) 1;

5) Для чего служит помпон: в качестве украшения спортивных шапочек, поясков, шнурков, национальной одежды.

6. Игрушки – шарики.

Тест « Этапы изготовления мягкой игрушки»

Задание: расположить номера в соответствии с последовательностью изготовления мягкой игрушки:

1) Сшивание деталей – 3; 2) Оформление – 6; 3) Подбор материала – 1;

4) Раскрой – 2; 5) Набивка – 4; 6) Сборка изделия - 5;

7. Игрушки из фетра.

Устный опрос.

1) Не сыпучий универсальный.

2) Разнообразные аксессуары, предметы интерьера, игрушки.

3) На любой, не имеет лицевой и изнаночной стороны.

4) Можно сшить необходимое изделие и без проблем его склеить или приклеить к другим частям изделия.

5) Петельным, шов «вперёд иголку»

8. Игрушка-конус.

Дидактическая игра «Словарь» Провести стрелки.

Шаблон – 4; Раскрой – 3; Набивка – 5; Фурнитура – 2; Оформление -1;

9. Мастерская Деда Мороза.

Фронтальный опрос:

1.Изонить, бисероплетение, лоскутная техника, пэчворк.

2. Пётр первый.

3. В сентябре.

Новогодняя викторина.

1. Мороз. 2. Красный нос. 3. Великий Устюг. 4. Посох. 5.Мешок.6.Снегурочка. 7. Европа. 8. Елка. 9. Украшение.10. Гирлянда.

11. Свечи. 12. Мишура. 13. Серпантин. 14. Вата. 15. Конфетти.

10. Мой сказочный мир.
1. Контрольные вопросы.

1. б ; 2. а; 3. б; 4. б; 5.б;

2. Оформление выставки. Анализ модели. Изделия оцениваются по следующим критериям: креативность, аккуратность.

11. Кофейные игрушки.

1) Чердачная.

2) Из Америки.

3) Из остатков ткани, грубой мешковины, глаза и рот рисовали обычным углём.

4) Сухим чаем, вишнёвыми косточками, разнообразными травами.

5) Выкройки должны быть простые, примитивные.

6) С помощью кофейного раствора.

7) Кофе 2 ложки + 1ложка какао + щепотка ванили и корицы + стакан горячей воды.

8) 1.изготовление туловища; 2. тонирование раствором кофе; 3.пошив одежды и создание образа.

12. Творческая мастерская «Подарки своими руками»

Фронтальный опрос с элементами викторины:

1. Святого Валентина.

2. Священник.

3. Сердце.

Игра «Две половинки»

4. 1918г. «День рождение Красной Армии»

5. 1922г. Советской Армии и военно-Морского флота.

6. 13 марта 1995г. День защитника Отечества.

7. Клара Цеткин впервые 1911г.

8. Празднуют во всём мире.

9. 1921г. в России.

10. 1965г.

Подготовка к празднику.

13. Лоскутные игрушки.

1. Разгадывание кроссворда: ключевое слово – лоскут:

Ответы на загадки: игла; ножницы; напёрсток; булавка; утюг; ткань.

2. Устный опрос:

1) лоскутное шитьё;

2) треугольник; квадрат; прямоугольники; шестиугольники;

3) из-за экономии.

14. Объёмные игрушки из ткани.

Тест «Название ручных швов»

Задание: определить вид шва и поставить соответствующую цифру в окошке.

1) Через край. 2) Петельный. 3) Строчка. 4) Вперёд иголку. 5) Потайной

15. Объёмные игрушки из меха.

Игра «Цветик – семицветик»

Ответы:

1. Натуральный, искусственный.

2. Мех, сукно, драп, фетр, шерсть, штапель, шёлк, фланель.

3. Шов «через край» Этот шов должен быть частым и крепким.

4. Синтепон, вата, поролон, мягким тряпьём, отходами трикотажного производства.

5. Выкройку накладывают на изнаночную сторону ткани, прижимают и обводят карандашом.

6. Очеловечивание.

7. Придают особую индивидуальность, делают её живой.

16. Комбинированные игрушки.

Дидактическая игра «Словарь» Провести стрелки.

Шаблон – 4; Раскрой – 3; Набивка – 5; Фурнитура – 2; Оформление -1;

17. Функциональные игрушки.

1.Устный опрос:

1) Играть, украшать наш быт.

2) Могут быть полезны человеку, могут нести в себе какую – нибудь функцию.

3) Функциональные, декоративно-утилитарные, нужные.

4) Игрушки-игольницы; игрушки-брелоки; игрушки-сумочки; игрушки-тапочки; игрушки-подушки.

5) На уровне переносицы.

2. Работа по карточкам: правильно расположить глаза, нос, щёчки,рот.

18. Сувенирные игрушки.

1. Строка: натуральные, химические;

2. Строка: растительные, минеральные, искусственные, синтетические;

3. Строка: хлопковые, лубяные, асбест, вискозные, аммиачные, капрон, нейлон, лавсан;

4. Строка: животные;

5. Строка: шерсть, шёлк;

19. Промежуточная аттестация.

1.Контрольные вопросы.

1) Вышивание, шитьё, лоскутное шитьё, аппликация, гильоширование, пэчворк по пенопласту и др.

2) б) Германия;

3) а) медвежонок Тедди;

4) б) наука о сочетании цветовых оттенков

5) a) тёплые;

6) б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами;

7) б) отдать руководителю;

8) а) справа от себя с сомкнутыми ножницами;

9) а) в игольнице;

2. Подбери пару.

Дидактическая игра «Словарь» Провести стрелки.

Шаблон

Точная копия детали игрушки, необходима при раскрое.

Раскрой

Вырезание деталей игрушки.

Набивка

Заполнение сшитых деталей игрушки набивным материалом.

Фурнитура

Мелкие предметы, применяемые для отделки изделия.

Оформление

Завершающий этап изготовления игрушки, придающий ей выразительность и индивидуальность.

3. Тест «Виды швов»

Учащиеся работают по перфокартам.

Задание: определить вид шва и поставить соответствующую цифру в окошко: смёточный, стачной, потайной, через край, петельный.