ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического Директор МБОУДО ДДТ
совета МБОУДО ДДТ С.А. Чернова
от 26 мая 2023 года Приказ от «__»_____202__г.
Протокол от «__»_____202__г. №______
№ _____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ, ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Поиск»
Уровень программы: ознакомительный
Вид программы: модифицированная
Возрастная категория: от 11 до 16лет
Срок реализации программы: 1 год (34 ч)
Состав группы: до 20 человек
Форма обучения: очная
Программа реализуется на бюджетной основе Разработчик:
педагог дополнительного образования
Пнева Елена Юрьевна
Ст.Новозолотовская
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
№п/п | Раздел | Страницы |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ |
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
1.1.1 | Направленность и вид программы | 3 |
1.1.2 | Новизна,актуальность и целесообразность программы | 3 |
1.1.3 | Отличительные особенности программы | 4 |
1.1.4 | Адресат программы | 4 |
1.1.5 | Уровень программы, объем и сроки реализации | 4 |
1.1.6 | Форма обучения | 5 |
1.1.7 | Особенности организации образовательного процесса | 6 |
1.1.8 | Режим занятий | 6 |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 8 |
1.2.1 | Цель программы | 8 |
1.2.2 | Основные задачи программы | 8 |
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 9 |
1.3.1 | Учебный план | 9 |
1.3.2 | Содержание учебного плана | 10 |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 12 |
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ |
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 14 |
2.2. | Формы подведения итогов и оценочные материалы | |
2.3. | Оценочные материалы | |
2.4. | Методическое обеспечение программы. | |
2.5. | Условия реализации программы | |
2.5.1 | Кадровое обеспечение | 28 |
2.5.2 | Материально-техническое обеспечение | 29 |
2.5.3 | Информационное обеспечение | 29 |
2.6 | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |
2.6.1 | Нормативно-правовые документы | 38 |
2.6.2 | Информационные источники для педагога | 39 |
2.6.3 | Информационные источники для детей и родителей | 40 |
2.7 | ПРИЛОЖЕНИЕ | 42 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
направленность программы: туристско-краеведческая, военно-патриотическая;
вид программы: модифицированная;
направление деятельности: историческая реконструкция и поисковая деятельность;
вид программы:авторская, уровень: базовый;
отличительные особенности программы состоят в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы, станицы, округа.
актуальность данной программы связана с тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
цель программы состоит в создании условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи программы.
образовательные: познакомить учащихся с историей музейного дела;
дать необходимые знания основ музееведческой деятельности; познакомить с основными профильными музеями района и области: краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.;
воспитательные: воспитать с помощью музейных средств творчески активного, гармонически развитого человека, с эстетическими идеалами и чувствами, воспитать бережное отношение к памятникам историко-культурного наследия, как к документальным свидетельствам прошлого.
развивающие: развить познавательную и творческую активность, инициативу
адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 5-11 классов с разным уровнем подготовки
объем программы: сроком для реализации программы определен 1 учебный год (сентябрь 2022- май 2023 г.)
формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Ожидаемые результаты
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории ст. Новозолотовской, Семикаракорского района, Ростовской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
формы подведения итогов: круглые столы, конкурсы, тестирование, опрос.
формы подведения итогов: круглые столы, конкурсы, тестирование, опрос.
Учебно-тематический план (учебный план).
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики, контроля |
всего | теория | практика | индивидуальные занятия и консультации |
1 | Вводное занятие. Знакомство с работой школьного музея. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа | опрос |
2 | Музейный фонд. Знакомство с фондом и работой школьного музея. | 1 | 1 | 0 | 0,5 | беседа | |
3 | Музейный работник. История профессии. | 1 | 0 | 1 | 0,5 | лекция | опрос |
4 | Музейный урок «Учитель перед именем твоим» | 1 | 1 | 0 | 0 | лекция | опрос |
5 | «По следам школьных летописей». | 1 | 0,5 | 1 | 1 | встречи со сторожилами | |
6 | Традиции школы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа, практическое занятие | |
7 | Посещение виртуальных выставок музеев Ростовской области. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | опрос |
8 | Проектная деятельность «Я поведу тебя в музей» | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
9 | Символы Ростовской области. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | экскурсия | |
10 | История моей семьи в истории станицы Оформление виртуальной фото-выставки «Моя семья» | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа, практическое занятие | |
11 | Музейный урок «Великие битвы нашей Родины» | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа | |
12 | Казачья хата. Практикум по теме | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
13 | Казачья утварь. Одежда казаков. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | опрос, экскурсия | |
14 | Растительный мир Ростовской области. Животный мир Ростовской области. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
15 | Экологические проблемы нашей малой Родины. Фото-акция «Экологические проблемы». | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | опрос |
16 | Классификация и систематизация музейных экспонатов. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | лекция, беседа | |
17 | Практикум по теме «Классификация музейных экспонатов» | 1 | 0 | 1 | 0,5 | опрос | тестирование |
18 | Исторический источник. Классификация исторических источников. | 1 | 1 | 0 | 0,5 | лекция, беседа | |
19 | Вещественные исторические источники школьного музея. | 1 | 1 | 0 | 0,5 | беседа | опрос |
20 | Письменные исторические источники школьного музея. | 1 | 1 | 0 | 0,5 | лекция, беседа | |
21 | Устные исторические источники моей малой родины. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа | |
22 | Выполнение практических заданий по теме «Музейное сотрудничество» | 1 | 0 | 1 | 0,5 | практическое занятие | |
23 | История основания родной станицы. Быт жителей станицы Новозолотовская. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | опрос, экскурсия | |
24 | Обычаи и обряды разных народов. Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
25 | Легенды о нашем крае. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа, практическое занятие | |
26 | Места боевой славы моей родины. Великие битвы в истории нашей страны. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
27 | Донская символика. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | практическое занятие | |
28 | История района в памятниках | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа | опрос |
29 | Старинные ремесла и современные мастера. | 1 | 1 | 0 | 0 | беседа, практическое занятие | |
30 | Моя родословная. Славные династии станицы | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа, практическое занятие | |
31 | История родной школы. Педагоги-ветераны | 1 | 1 | 0 | 0,5 | лекция, беседа | |
32 | «Май шагает по стране…» Урок мужества. | 1 | 0,5 | 1 | 0 | урок мужествабеседа, практическое занятие | |
33 | Урок мужества «Весна 45-го года» | 1 | 0,5 | 1 | 0 | урок мужествабеседа, практическое занятие | |
34 | Исторический кинозал «Дети из бездны» | 1 | 0 | 2 | 0 | практическое занятие | |
Практическая культурно-образовательная
деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах.
Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Направления деятельности:
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Организация
поисково-исследовательской деятельности учащихся
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-7х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи |
1 | Школьный краеведческий музей. | Экскурсия. | Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа. |
2 | История основания родной станицы. | Беседа. | Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края. |
3 | Быт жителей станицы Новозолотовской. | Экскурсия. | Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей. |
4 | Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. | Сбор информации у жителей станицы. | Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним. |
5 | Легенды о нашем крае. | Встречи со сторожилами. | Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях. |
6 | Старинные ремесла и современные мастера. | Встречи с народными умельцами. | Знакомство с предметным миром, историей вещей. |
7 | Моя родословная. | Беседа, практическое занятие. | Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную. |
8 | История родной школы. | Экскурсия. | Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям. |
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам.
Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи. |
1 | Фонды музея. | Лекция. | Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея. |
2 | Учет и обеспечение сохранности фондов музея. | Лекция. | Знакомство с правилами учета и хранения документов, ведения учетной документации. |
3 | Классификация и систематизация музейных экспонатов. | Практическое занятие. | Формирование навыков составления картотек и каталогов. |
4 | Правила хранения вещественных исторических источников. | Лекция. | Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея |
5 | Исторический документ. | Практическое занятие. | Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов. |
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи |
1 | Роль экскурсовода в работе музея. | Беседа. | Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе. |
2 | Методика подготовки экскурсий. | Лекция. Практическое занятие. | Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал. Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала. |
3 | Как провести экскурсию. | Практическое занятие. | Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов. |
4 | Я – экскурсовод. | Психологические тренинги. | Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей. |
Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи |
1 | Введение. | Лекция. | Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования. |
2 | Источниковедение и его роль в изучении истории. | Лекция. | Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе. |
3 | Основные этапы работы с источниками. | Лекция и практическое занятие. | Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками. |
4 | Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности. | Лекция и практическое занятие. | Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников. |
5 | Оформление творческой работы. | Лекция. | Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта. |
6 | Учимся строить выступление. | Психологический тренинг. | Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением. |
7 | Представление результатов поисково-исследовательской деятельности. | Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д. | Закрепление навыков публичных выступлений. |
Содержание программы кружка «Школьный музей»
Вводное занятие. Знакомство с фондом и работой школьного музея.
Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.
Практика: Ведение музейной документации.
«Я — житель станицы Новозолотовская».
Теория: История станицы. Посещение краеведческого музея.
Практика: Акция «Серия фотографий». Выставка по итогам акции «Виды родной станицы». Экспозиция «Станица прежде», «Станица сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.
Музейный работник.
Теория: Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание и подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.
Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.
Музейный урок «Учитель перед именем твоим»
Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Изучение биографии учителей-ветеранов школы.
Практика: Разработка и проведение музейного урока.
«По следам школьных летописей».
Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями.
Практика: Пополнение экспозиции.
Посещение виртуальных выставок музеев Ростовской области.
Теория: История донской символики. История создания герба и флага Ростовской области.
Практика: Выставка рисунков на тему донской символики. Пополнение экспозиции «Наша Родина».
История моей семьи в истории станицы.
Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».
Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».
Военная история страны. Музейный урок «Битва под Москвой»
Теория: Изучение военной истории страны, основные боевые действиями на территории нашего края в ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.
Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка. Проведение урока «Битва под Москвой»
«Казачий быт».
Теория: Изучение материальной культуры края. Казачья хата. Казачья утварь. Одежда казаков.
Практика: Пополнение экспозиции «Казачий быт». Проведение экскурсии для учащихся.
Растительный и животный мир Ростовской области.
Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Ростовской области.
Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира Ростовской области.
«Экология края».
Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.
Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.
Музейное сотрудничество.
Теория: Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.
Практика: Обзорная лекция-экскурсия для гостей из других музеев города.
«С Днем Победы!»
Теория: Разработки экскурсий, посвященных ВОВ.
Практика: Проведение уроков мужества и экскурсий.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Знакомство с работой школьного музея. | 07.09 |
2 | Музейный фонд. Знакомство с фондом и работой школьного музея. | 14.09 |
3 | Музейный работник. Музейный работник. История профессии. | 21.09 |
4 | Музейный урок «Учитель перед именем твоим» | 28.09 |
5 | «По следам школьных летописей». | 05.10 |
6 | Традиции школы. | 12.10 |
7 | Посещение виртуальных выставок музеев Ростовской области. | 19.10 |
8 | Проектная деятельность «Я поведу тебя в музей» Защита проекта «Я поведу тебя в музей» | 26.10 |
9 | Символы Ростовской области. | 09.11 |
10 | История моей семьи в истории станицы Оформление виртуальной фото-выставки «Моя семья» | 16.11 |
11 | Музейный урок «Великие битвы нашей Родины» | 23.11 |
12 | Казачья хата. Практикум по теме | 30.11 |
13 | Казачья утварь. Одежда казаков. | 07.12 |
14 | Растительный мир Ростовской области. Животный мир Ростовской области. | 14.12 |
15 | Экологические проблемы нашей малой Родины. Фото-акция «Экологические проблемы». | 21.12 |
16 | Классификация и систематизация музейных экспонатов. | 28.12 |
17 | Практикум по теме «Классификация музейных экспонатов» | 11.01 |
18 | Исторический источник. Классификация исторических источников. | 18.01 |
19 | Вещественные исторические источники школьного музея. | 25.01 |
20 | Письменные исторические источники школьного музея. | 01.02 |
21 | Устные исторические источники моей малой родины. | 08.02 |
22 | Выполнение практических заданий по теме «Музейное сотрудничество» | 15.02 |
23 | История основания родной станицы. Быт жителей станицы Новозолотовской. | 22.02 |
24 | Обычаи и обряды разных народов. Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. | 01.03 |
25 | Легенды о нашем крае. | 15.03 |
26 | Места боевой славы моей родины. Великие битвы в истории нашей страны. | 22.03 |
27 | Донская символика. | 05.04 |
28 | История района в памятниках | 12.04 |
29 | Старинные ремесла и современные мастера. | 19.04 |
30 | Моя родословная. Славные династии станицы | 26.04 |
31 | История родной школы. Педагоги-ветераны | 03.05 |
32 | «Май шагает по стране…» Урок мужества. | 10.05 |
33 | Урок мужества «Весна 45-го года» | 17.05 |
34 | Исторический кинозал «Дети из бездны» | 24.05 |
Всего программа рассчитана на 34 часа в год согласно годовому календарному графику.