МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕМ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»
Утверждена
на заседании методического совета
«03»сентября 2018 г.
Директор ЦЭВД «Творчество»
_____________Хосонова М.И.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Маленький Арфан»
Возраст обучающихся: 6 - 17 лет
Срок реализации: 5 лет
СОСТАВИТЕЛЬ:
Мурашева Зарина Николаевна
педагог дополнительного образования
концертмейстеры:
Наниева Олана Славиковна
Хатагова Лиана Казбековна
Езеева Карина Аликберовна
г. Владикавказ
Пояснительная записка
Народное хореографическое искусство — одно из ярчайших проявлений национального творчества, воплотившего в себе отдельные стороны этических и эстетических представлений. Искусство танца неразрывно связано с музыкальным, а нередко и песенным творчеством.
В Осетии наряду с музыкально-этническим искусством, танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств. В хореографическом арсенале осетинского народа имеется большое количество разнообразных танцев: «Цоппай», «Симд», «Хонга», «Зилга кафт», «Чепена», и другие.
В своих танцах осетинский народ передал идеальные черты осетина и осетинки. Это выразительная плавность, мягкость движений рук, подчеркнутая строгость и грациозность 'манер осетинки, резкие порывные движения, неожиданные повороты, прыжки и виртуозное исполнение осетина. Осетинская хореография завораживает современную молодежь, детей, юношей и девушек. Они с удовольствием изучают и овладевают искусством ганца. Программа обучения рассчитана на пять лет, начиная с возраста от 6 лет до 17 лет.
Результатом обучения является создание танцевального ансамбля, где уже на сцене оттачивается мастерство будущих артистов. Для успешного ведения занятий хореографией, национальным танцам необходима согласованная работа педагога-хореографа и концертмейстеров.
С первых же занятий по изучению основных элементов танцев, необходимо стремится к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, и включало в себя произведения народной музыки, современных авторов и композиторов не только народов Осетии, но и народов Северного Кавказа: Грузии, Армении, Дагестана, России. Правильно подобранное сопровождение, обогащает духовный мир занимающихся, способствует вырабатыванию красоты движений, развитию чувства коллективного ритма, культуре.
Аккомпанемент к упражнениям должен подбираться с учетом поставленных задач, приятен на слух и воспринимаем. Правильно подобранный репертуар, учит детей правильно ценить прекрасное в музыке, приводит к успешному решению поставленных задач в обучении.
Целью программы является сохранение культуры, приобщение обучающихся к искусству хореографии.
Задачи:
1. Образователтьные:
- формирование танцевальных способностей детей;
- организация концертной деятельности;
- профориентация и адаптация к условиям современной жизни.
2. Развивающие:
- развитие эстетического вкуса, художественных образов;
- развитие мотивации на творческую деятельность.
3. Воспитательные:
- создание условий и среды для самоопределения личности;
- воспитание средствами хореографического искусства, любви к богатому наследию и обычаям народа.
Каждый год обучения предусматривает свои цели и задачи. Программа сочетает в себе как элементы классического (тренаж), также народного и сюжетного танцев. Это дает педагогу возможность использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных движений. По окончанию обучения, выпускники ориентированы на продолжение занятий в хореографическом объединении с более углубленным изучением дисциплин, для поступления в хореографическое училище.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их тело, развивает физическую силу, выносливость.
Основой занятий в хореографическом объединении является программа, которая предусматривает систематическое, последовательное обучение, развитие и эстетическое воспитание школьников.
Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление с классическим балетом, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов, с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий, народными инструментами.
Перед занятием руководитель должен рассказать детям о содержании тех хореографических образов, которые им надо исполнить.
Программа должна включать: азбуку музыкального движения, элементы классического танца, элементы народного танца, элементы историко-бытового танца.
Учебно-тематический план 1 год обучения
Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 .Введение в образовательную программу «Осетинские народные танцы». | 3 | 3 | - |
2. Разминка, элементы музыкальной грамоты - основы класс экзерсиса. | 37 | - | 37 |
3. Элементы народного танца. | 40 | - | 40 |
4. Общефизическая подготовка на основе специальных движений народного классического танца. | 30 | - | 30 |
5. Танцевальные этюды (на основе народного танца - основные ходы, движения, «ковырялка», «присядка», «растяжка».) | 18 | - | 18 |
6. Беседы | 4 | 4 | - |
7. Концертная деятельность | 12 | - | 12 |
Итого: | 144 | 7 | 137 |
I год обучения.
I год обучения - шаг и бег в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развитие музыкального слуха.
Разминка включает «естественные бытовые шаги», танцевальные шаги с вытягиванием пальцев спины, шаги - «ходули», различный бег - с вытянутых пальцев ног, с высоко поднятыми коленками, с подскоками.
Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопные, коленные и тазобедренных суставов. Позиции и положения ног и рук.
Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног. Деми пляс - складывание, сгибание, приседание, выворотность бедра, эластичность и силу ног.
Элементы народного танца - «ножницы», «ковырялка», «растяжка», присядка, комбинации рук по мелодии характерного танца, упражнения для рук, танцевальный шаг с сочетанием движений рук, основной ход танцев «Симд», «Хонга», «Зилга-кафт» (сирга на полной стопе и полупальцах).
Учебный план обязательно предусматривает воспитательную работу -беседы, лекции, посещение концертов и.т.д.
Беседы:
1.Осетинское хореографическое искусство;
2.Этикет осетин;
3. Беседа о культуре поведения;
4.Посещение Государственного ансамбля «Алан», «Иристон», «Арфан». В группе дети 6-8 лет, занятия 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Ожидаемые результаты.
1.Знание элементарной танцевальной грамоты;
2. Владение движениями кавказского народного танца;
3. Приобретение коммуникативных навыков, коллективного общения.
Учебно - тематический план 2 год обучения
Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1. Вводное занятие, беседы. | 5 | 5 | - |
2. Общефизическая подготовка. | 26 | - | 26 |
3. Простейший классический экзерсис. | 56 | - | 56 |
4. Элементы народного танца. | 72 | - | 72 |
5. Составление фрагментов и этюдов народных танцев. | 41 -■■ | - | 41 |
6.Беседы | 4 | 4 | - |
7. Концертная деятельность | 12 | - | 12 |
Итого: | 216 | 9 | 207 |
Учебно-тематический план 3 год обучения
Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1. Вводное занятие, беседы. | 6 | 6 | - |
2. Общефизическая подготовка. | 24 | - | 24 |
3. Классический экзерсис. | 48 | - | 48 |
4. Характер. Тренаж. Станок. Работа над этюдами народных танцев. | 72 | - | 72 |
5. Постановочная работа: «Горский танец», «Хонга», «Лезгинка», «Симд», «Картули». | 47 -■■ | - | 47 |
6.Беседы | 4 | 4 | - |
7. Концертная деятельность | 15 | - | 15 |
Итого: | 216 | 10 | 206 |
Учебно-тематический план 4 год обучения
Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1. Вводное занятие, беседы. | 3 | 3 | - |
2. Общефизическая подготовка. | 20 | - | 20 |
3. Классический экзерсис. | 48 | - | 48 |
4. Народный станок, работа над этюдами и разучиванием новых движений. | 62 | - | 62 |
5. Постановочная работа: «Горский танец», «Хонга», «Дагестанский», «Армянский», «Симд», «Картули». | 67 -■■ | - | 67 |
6.Беседы | 4 | 4 | - |
7. Концерты, экскурсии | 12 | - | 12 |
Итого: | 216 | 7 | 209 |
Учебно-тематический план 5 год обучения
Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1. Вводное занятие, беседы. | 6 | 6 | - |
2. Общефизическая подготовка. | 16 | - | 16 |
3. Классический экзерсис. | 32 | - | 32 |
4. Народный станок - работа над постановкой этюдов. | 72 | - | 72 |
5. Постановочная работа: «Лезгинка», «Хонга», «Дагестанский», «Армянский», «Симд», «Абхазский» | 74 -■■ | - | 74 |
6.Беседы | 4 | 4 | - |
7. Концерты, экскурсии | 12 | - | 12 |
Итого: | 216 | 10 | 206 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Н.Базарова «Классический танец». Издательство «Искусство» 1975г.
2. Нагайцева Л.Г. «Танцы народов Кавказа»-1959г.
3. Ритмика и танец. Программа для отделений общеэстетического образования. Управление учебных заведений. Москва. 1980г.
4. Грикурова Л. «Осетинские танцы», 1961г.
5. Т.Лисецкая «Ритм плюс пластика», Москва, «Физкультура и спорт», 1987г.
6. Захаров В.М. «Радуга русского танца», Москва, 1986г.
7. Ж.Плиева «Магия музыки», Владикавказ, 1997г.
8. «Концепция художественного образования в РФ», Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
9. Журнал «Внешкольник», №10, 2001г.
10. Журнал «Дополнительное образование», №7, 2008г.