СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "СУВЕНИР"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прогрпмма декоративно - прикладного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "СУВЕНИР"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» города Алейска, Алтайского края





СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МБУ ДО ЦДТ г. Алейска

Протокол от 01.09. 2017г № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ЦДТ г.Алейска

_______________

Приказ от 01. 09. 2017 г № 63 п. 3













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Сувенир»

художественное направление Дизайн- студия «СИНТЕЗ»

декоративно-прикладного творчества


(адресована учащимся от 9-16 лет

срок реализации программы 4 года)













Составитель:

Савельева Оксана Леонидовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории











Алейск, 2017



Содержание







  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы

  3. Методическое обеспечение и условия реализации программы

  4. Список литературы

  5. Приложение































Пояснительная записка

« Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет

душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить

радость в своем труде».

(Огюст Роден)

Программа «Сувенир» имеет художественное направление.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; посильны детям 9-16 летнего возраста. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби).

Направленность программы:

Типология программы - муниципальная по значимости.

Художественная - по основному содержанию и направлению деятельности.

Вариативная – поисковая - по срокам реализации программы в зависимости от возраста и способностей, широкому выбору возможностей приобретения знаний.

Инновационная - использование основных принципов личностно-ориентированной педагогической технологии развивающего обучения направленной на повышение уровня самоообразования детей.

Профессионально-ориентированная – по созданию условий для овладения учащимися определенной совокупности умений и способов деятельности.

Интегрированная – объединяющая в целое; целостность личности и образования как технология, соединяющая освоение знаний, способности к деятельности, опыт творчества, общения).

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир» по обучению (основам различных видов декоративно-прикладного творчества). Программа модифицированная, составлена с учетом современных требований и с опорой на нормативные источники:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

  4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;

  5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  6. письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;

  7. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиП 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660);

  8. закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

  9. постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».

Цель: создать условия для удовлетворения творческих потребностей учащихся в декоративно-прикладном искусстве.

Задачи:

  • научить обучающихся различным техникам декоративно-прикладного творчества (соответственно году обучения);

  • научить учащихся грамотно описывать ход работы, оформлять полученные результаты работы в виде реферата, презентации с использованием ИКТ;

  • организовать практическое участие учащихся в творческом проектировании и успешной презентации полученных результатов на конкурсах различного уровня.

1. Образовательные:

  • обучить воспитанников основам декоративно-прикладного искусства;

  • обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий;

  • обучить основам технологического процесса изготовления изделий.

2.Развивающие:

  • развивать индивидуально- творческие способности воспитанников;

  • развивать коммуникативные способности.

3.Воспитательные:

  • воспитать эстетический вкус, трудолюбие;

  • воспитать уважительное отношение к труду, формировать духовную культуру и устойчивый интерес к декоративно- прикладному искусству;

  • воспитать уважение к работающему человеку;

  • привить любовь к традиционному народному искусству, к культуре и традициям декоративно-прикладного творчества Алтайского края, малой Родины.

4.Профориентационные:

  • обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Новизна программы: Дополнительная общеобразовательная программа «Сувенир» разработана как интегрированный курс освоения учащимися различных видов декоративно-прикладного творчества. Программа позволяет параллельно осваивать несколько смежных направления декоративно-прикладного искусства, что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. Программа дает возможность не только изучать различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применять их, комплексно, при проектировании сувениров. А также программа предусматривает преподавание

материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к

определенным темам на более высоком и сложном уровне.

Актуальность: Данная программа является актуальной на сегодняшний день. Здесь четко соблюдаются принципы наглядности, последовательности. Программа опирается не только на опыт предыдущих поколений, но и на современные тенденции, а так же пробуждает интерес учащихся к созданию авторских неповторимых изделий декоративно-прикладного творчества народных промыслов.

Педагогическая целесообразность: «…стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

В современном, быстро развивающемся мире не многие родители могут научить своих детей искусству декоративно-прикладного творчества. Это искусство имеет многовековую историю, но в наше время утеряны многие народные традиции в этой области. Существует социальный заказ родителей на обучение по данной программе, при реализации которой воспитанники научатся разным техникам декоративно-прикладного творчества и смогут передать свой опыт следующим поколениям.

Образовательная программа дополнительного образования «Сувенир» способствует формированию учебно-познавательной компетентности через вовлечение обучающихся в проектную деятельность.

Программа «Сувенир»

  • стимулирует и поддерживает потребность в самореализации и самовыражении учащихся в декоративно-прикладном творчестве,

  • инициирует и поддерживает выполнение творческих проектов,

  • реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых в получении нового знания, сочетая коллективное и индивидуальное творчество,

  • развивает интеллектуально-творческий потенциал воспитанника через формирование основ творческого проектирования.

Отличительные особенности программы: Данная программа отличается от других наличием разнообразных тем отвечающая современным запросам молодежи, а также характером и способом изложения материала, взаимосвязью разных по структуре тем, доступностью изложения.

Обучение по данной программе построено по принципу « от простого к сложному»: от создания простых изделий с несложной техникой исполнения до настоящих произведений искусств.

Обязательные условия для принятия детей на обучение не предусмотрены. Набор свободный, по обращению учащихся или их родителей, после собеседования с классным руководителем, который рекомендует учащихся нуждающихся в изучении данного курса (из семей многодетных и малообеспеченных, а также не вовлеченных в другие объединения).

Программа позволяет учащемуся, не пройдя первого года обучения, начать обучение со второго года. Но имеющие знания и умения первого года обучения, с успехом применяют их для декоративной отделки изделий различного направления.

Кроме того, «особенность данной программы состоит в том, что связь теории с практикой строится на базе не только умений автора программы, но и на базе «местного» опыта – изучение. Программа разработана таким образом, что во время работы студии дети не только осваивают тайны мастерства ремесла, но и пытаются найти новые оригинальные соединения традиций и современных стилей».

Логика построения содержания заключается в последовательном обучении обучающихся различным техникам и изучении особенностей творческого проектирования в области декоративно – прикладного творчества.

Работа педагога с обучающимися 10-12 лет заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли. Для учащихся 13-16 лет педагог является коллегой по работе – это отношения равноправных партнёров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом. Главное для педагога – увлечь воспитанников, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

На I году обучения учащиеся получают общие сведения о народном искусстве с учетом характерных традиций местности, закрепляют знания основ материаловедения, полученные на занятиях в студии, овладевают начальными знаниями, изготавливают несложные изделия в разных техниках прикладного творчества по готовым схемам, эскизам.

На II году обучения учащиеся закрепляют и развивают знания и умения по изготовлению изделий, обучаются приемам и навыкам традиционного художественного мастерства в различных техниках прикладного творчества, разрабатывают свои несложные композиции, схемы, эскизы и по ним создают изделия, осваивают новые технологии.

На III году обучения учащиеся развивают творческие способности, стремятся к самостоятельному творческому труду через мастер-классы, разрабатывают сложные композиции, схемы, осваивают новые технологии, получают основные сведения о народных художественных промыслах, учатся не только ценить духовные и культурные ценности, но и стремятся их умножать, создают проектные работы.

На IV год обучения учащиеся получают и закрепляют знания и умения по изготовлению изделий в различных техниках исполнения через мастер-классы для осуществления самостоятельного творческого труда, разрабатывают сложные композиции, схемы, осваивают новые технологии декоративно-прикладного искусства.

При вовлечении обучающихся в творческую проектную деятельность используются элементы исследования: наблюдение, проведение простых опытов. Например: предложить обучающимся сделать одним материалом небольшой образец, при изготовлении 3 раза заменить детали на больший размер. Что он наблюдает? Поставить ряд вопросов и подвести его к понятию «поэтапного изготовление того или иного изделия».

Для обучающихся младшего звена используются групповые формы работы, которые являются оптимальными для их обучения, для учащихся среднего звена используются индивидуальные формы работы создает индивидуальный подход в работе, что в свою очередь, создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика и помогает раскрыться и утвердиться подростку.

В процесс включения обучающихся в творческую проектную деятельность активно вовлекаются родители.

Программа способствует:

  • Раскрытию и развитию потенциальных способностей и возможностей ребёнка;

  • Формированию интереса к художественной деятельности;

  • Формированию эстетического вкуса;

  • Развитию пространственного воображения и мышления;

  • Развитию мелкой моторики рук;

  • Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

  • Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;

  • Освоению основных навыков лепки из солёного теста с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Педагогические принципы программы:

Занятия построены на основных педагогических принципах:

  • доступности (от простого, к сложному);

  • межпредметных связей. Занятия по программе «Сувенир» должны быть тесно связаны с уроками истории, литературы, рисования, и др..;

  • систематичности и последовательности;

  • дифференцированного подхода к учащимся;

  • гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;

  • учет региональных особенностей и национальных культурных традиций;

  • учет требований гигиены и охраны труда;

  • учет возможностей, интересов и способностей учащихся;

  • принцип разнообразия форм обучения;

  • принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся;

  • принцип коллективизма;

  • принцип творчества.

Программа «Сувенир» предназначена для любой категории учащихся, а так же может использоваться для детей с ОВЗ.

Условия приема детей в группы:

Количество обучающихся в группе 10 человек.

Набор в группы – свободный.

Статус группы – экспериментальный.

Состав группы – постоянный.


Сроки реализации программы:

Программа долгосрочная – рассчитана на 4 года.

Недельная нагрузка – 1, 2, 3 и 4 года обучения – 2 раза в неделю по 3 учебных часа, а так же возможно и по 2 учебных часа 3 раза в неделю (в связи с индивидуальным подходом для учащихся). Количество учебных часов в год – 216.

Формы и режим занятий:

Основные формы проведения занятий – групповая, индивидуальная работа,

проектная деятельность, мастер-классы.

Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  • Организационный момент (1 мин.).

  • Разминка. Короткие, практические упражнения и задания на развитие логического, пространственного, абстрактного, креативного мышления, внимания, памяти (4 мин – 9 мин.).

  • Объяснение нового материала (10 мин).

  • Физкультминутка (2 мин)

  • Практическая работа по отработке технологических приемов и операций (15 мин – 20 с 2-х минутным перерывом на гимнастику для глаз).

  • Рефлексия и подведение итогов (от 1 мин. до окончания занятия)

Продолжительность занятия: 1, 2, 3 и 4 год обучения - 3 часа по 45минут, в ходе которых каждые 15-20 минут сопровождаются подвижными и общеразвивающими играми, упражнениями для снятия психофизического напряжения в целях охраны здоровья обучающихся. По окончании 45 минут перемена 10 минут.

Занятия заканчиваются рефлексивной деятельностью, закрепляющей и

проверяющей знания учащихся и ориентирующей педагога на последующие действия.

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программы у учащихся сформированы основные компетенции:

предметные результаты:

  • приобретение опыта работы различными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах деятельности ДПИ;

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

  • развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения образовательной задачи, собственные возможности её решения.

Информационно-коммуникативные:

  • владение современными средствами информации (компьютер, принтер и т.п.) и информационными технологиями, способами корректного взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

  • владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

Личностные:

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Для развития личностных качеств учащихся в программе предусмотрены:

  • Досуговые мероприятия, проводимые в объединении, цели и задачи, которых: формирование положительного социального опыта, потребности в здоровом образе жизни, развитие творческих способностей, укрепление дружеских отношений в коллективе («Рукодельники и рукодельницы», и т.д.).

  • Различного уровня конкурсы, выставки (городские «Масленница», «День города», «Музейная ночь», краевые: «Рождественская звезда», «Сибириада») и другие…..

  • Культурно-массовые и спортивные мероприятия на уровне Центра детского творчества и города («Новогодняя фантазия», «День здоровья» и др….).

Ценностно-смысловые компетенции:

  • осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Формы и методы подведения итогов:

Чтобы оценить уровень обучения определены критерии:

  • мотивация к занятиям;

  • готовность и способность к творческой деятельности;

  • творческие достижения;

  • уровень ситуативной тревожности при освоении предмета;

  • способность к успешной социализации.

Способы определения результативности занятия:

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • практическая работа;

  • самостоятельная работа;

  • проект и его презентация.

Способы определения результативности освоения программы:

В процессе освоения образовательной программы учащимся предлагаются примерные темы творческих проектов, которые им предстоит защищать и представлять на конкурсах и выставках художественного и декоративно-прикладного искусства («Сибириада», «Рождественская звезда» и др.), а также дается возможность самостоятельно разработать индивидуальный проект и выступить с презентацией. Тематика творческих проектов выстроена по принципу «от простого к сложному» - «Сувенир», «Композиционная работа», «Макет» и др..

Основным критерием результативности обучения является способность учащегося самостоятельно ставить перед собой простейшие задачи при проектировании и осознанно и конструктивно их решать.



Учебно-тематический план 1 год обучения

Тема

Всего часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

2

3

2

Поделки из бросового материала.

3

33

36

3

Декупаж.

3

30

33

4

Обереги.

3

33

36

5

Изделия из лент, капрона, вышивка лентами.

3

39

42

6

Изделия из макарон.

3

18

21

7

Изделия из салфеток.

3

18

21

8

Солёное тесто.

3

18

21

9

Заключительное занятие

1

2

3

ИТОГО

23

193

216

Содержание программы 1 год обучения

Структура программы – модульная, количество разделов варьируется от года обучения. Обучение допускает возможность вариативности. Некоторые разделы можно изучать не в той последовательности, в какой они указаны в тематическом плане. Обучение по программе может вести педагог дополнительного образования, (учитель, воспитатель, владеющий необходимыми знаниями в области ДПИ).

  1. Вводное занятие - 3 часа.

Теоретическая работа: Вводный инструктаж, Т.Б. при ручных работах для разных видов декоративно-прикладного творчества, а так же различными материалами и инструментами и правилами поведения на занятиях и в Центре. Беседа о содержании работы студии на учебный год.

Практическая работа: Организация рабочего места.

  1. Поделки из бросового материала – 36 часов.

Теоретическая работа: Основные принципы изготовление изделий из бросового материала и их применение. Подбор материалов и вариантов изделий.

Практическая работа: Изготовление различных вариантов поделок и сувениров из бросового материала.

  1. Декупаж – 33 часа.

Теоретическая работа: Креативная техника для хобби и творчества. Материалы и инструменты. Разновидность изделий в технике декупаж. Рабочее место. Т/б.

Практическая работа: Выбор техники. Грунтовка. Вырезание мотивов из салфеток. Наклеивание. Лакировка. Сушка. Оформление. Выставка работ. Просмотр.

  1. Обереги – 33часа.

Теоретическая работа: Предания старины, виды оберегов. Символика оберегов. Техника изготовления. Рабочее место.Т/б.

Практическая работа: Изготовление косы-домовушки, оберега «Счастливый дом», домовенка. Выставка работ. Просмотр.

  1. Изделия из лент, капрона, вышивка лентами – 30 сасов.

Теоретическая работа: Исторический очерк о лентах и вышивке. Виды лент. Подбор материалов к работе.

Практическая работа: Рабочее место. Сочетаемость цветов. Виды швов. Чтение схем. Оформление. Т/б.

Перевод рисунка на ткань. Заправка ткани в пяльцы. Выполнение шва «Узелки», шва «Вытянутые стежки», шва «Перекрученный вытянутый стежок», выполнение стебельчатого шва (нитками мулине). Изготовление изделия. Выставка работ. Просмотр.

  1. Изделия из макарон – 30 часов.

Теоретическая работа: Основные принципы изготовление изделий из макарон. Подбор материалов и вариантов изделий, рабочее место. Т/б.

Практическая работа: Изготовление различных вариантов поделок и сувениров из макарон.

  1. Изделия из салфеток – 21 часа.

Теоретическая работа: Техника создания изделий из салфеток. Виды салфеток. Подбор салфеток для работы, рабочее место. Т/б.

Практическая работа: Изготовление веточки. Выставка работ. Просмотр.

  1. Солёное тесто – 27 часов.

Теоретическая работа: В начале была лепешка. Материалы и инструменты. Рабочее место. Оформление. Т/б.

Приготовление соленого теста. Окрашивание.

Практическая работа: Изготовление изделий по шаблону (для оберегов) с помощью формочек для печенья. Обработка изделий предметами домашнего обихода (расческой, ситечком, чесноковыжималкой, пуговицами). Сушка. Лакировка. Выставка работ. Просмотр.

  1. Итоговое занятие – 3часа.

Теоретическая работа: Подведение итогов за учебный год, советы по изготовлению различных работ летом, обсуждение планов на следующий учебный год.

Практическая работа: Итоговой выставка « Сувениры своими руками» с приглашением друзей и родителей. Награждение активных учащихся. Х Вручение благодарственных писем.

По окончании 1 года обучения учащиеся знают/понимают:

- виды различны различных направлений ДПИ;

- понятия «декоративная композиция»:

- правила пользования материалами и инструментами;

- приемы декорирования изделия в технике «декупаж»;

- технологию изготовления изделий из соленого теста;

-технологию изготовления изделий в технике «канзаши», «Артишок»;

- технологию изготовления изделий из фоамерана;

- технологию изготовления изделий из капроновых колготок и др.;

- правила техники безопасности и гигиены труда при выполнении практических работ;

умеют:

- организовывать рабочее место;

- использовать по назначению материалы и инструменты;

- выполнять элементы декоративных росписей по образцу:

- соединять изученные техники и элементы ДПИ при декорировании и оформление композиций;

- создавать авторский сюжет для конкурсных работ;

- изготавливать изделия и композиции в различных техниках ДПИ;

приобретают навык:

- бережного использования материалов и инструментов в согласии с требованиями правил техники безопасности;

- уборки рабочего места и утилизации отходов;

- экономичного использования лент, салфеток, красок, бумаги и других материалов в процессе выполнения практических работ;

- работать, по возможности, самостоятельно;

- вежливого и корректного общения с другими учащимися и преподавателем.











Учебно-тематический план 2 год обучения

Тема

Всего часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

2

3

2

Изделия из лент в разных техниках это канзаши, артешёк, и др., вышивка лентами.

3

30

33

3

Макраме-шамбалы.

3

18

21

4

Изделия из пористой резины «фоамерана»

3

27

30

5

Декупаж.

3

15

18

6

Изделия из копроновых колготок

3

30

33

7

Поделки из бросового материала.

3

33

36

9

Обереги.

3

18

21

10

Пластика

3

15

18

11

Заключительное занятие

1

2

3

ИТОГО

26

190

216

Содержание программы 2 год обучения

  1. Вводное занятие – 3 часа.

Вводный инструктаж, Т.Б. при ручных работах для разных видов декоративно-прикладного творчества, а так же различными материалами и инструментами, напоминание о правилах поведения на занятиях и в Центре. Беседа о содержании работы студии на учебный год.

Практическая работа: Организация рабочего места.

  1. Изделия из лент в разных техниках это канзаши, артешёк, и др., вышивка лентами-33 ч.

Теоретическая работа: рабочее место. Т/б., инструменты и материалы для изготовления изделий из лент в техниках: канзаши, артишок и вышивка лентами.

Практическая работа: Изготовление изделий и отдельных деталей в различных техниках в работе с лентами. Сборка и готовое оформление различных поделок и сувениров.

  1. Макраме-шамбалы - 21 часов.

Теоретическая работа: Исторический аспект. Инструменты и материалы. Т.Б.

Практическая работа: Плетение различных вариантов шамбал.

  1. Изделия из пористой резины «фоамерана» - 30 часов.

Теоретическая работа: рабочее место. Т/б. Что такое фоамеран? – основные аспекты для изготовление изделий из фоамерана. Инструменты и материалы.

Практическая работа: Изготовление различных изделий ( цветы, сувениры) из фома.

  1. Декупаж -18 часов.

Теоретическая работа: рабочее место. Т/б. Историческая справка. Материалы и инструменты.

Практическая работа: Подбор мативов для декупажа. Изготовление различных изделий в технике декупаж.

  1. Изделия из копроновых колготок – 33часов.

Теоретическая работа: рабочее место. Т/б.Краткая справка из истории промысли. Инструменты и материалы.

Практическая работа: Изготовление основных элементов деталей для цветочных композиций. Подбор и изготовление вариантов различных цветов, цветочных композиций, пано для декора и сувениров.

  1. Поделки из бросового материала – 36 часов.

Теоретическая работа: рабочее место. Т/б. Подбор материалов, инструментов и вариантов различных изделий.

Практическая работа: Изготовление разносторонних изделий от декора помещений до подарков и сувениров.

  1. Обереги – 21 часов.

Теоретическая работа: рабочее место. Т/б. Историческая справка. Применение оберегов. Подбор различных и актуальных вариантов оберегов.

Практическая работа: Поэтапное изготовление различных обергов.

  1. Пластика – 18 часов.

Теоретическая работа: рабочее место. Т/б. Пластика- что это? История возникновения промысла. Инструменты и материалы. Варианты изделий от украшений до сувениров.

Практическая работа: Подбор и изготовление различных изделий из пластика.

  1. Итоговое занятие – 3 часа.

Теоретическая работа: Подведение итогов за учебный год, советы по изготовлению различных работ летом, обсуждение планов на следующий учебный год.

Практическая работа: Итоговой выставка « Сувениры своими руками» с приглашением друзей и родителей. Награждение активных учащихся. Вручение благодарственных

По окончании 2 года обучения учащиеся знают/понимают:

- основные технологические операции изученных техник ДПИ;

- основы составления узоров и декорирования композиций;

- этикет, способы и правила оформления и вручения подарков;

- правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами и комплексы упражнений по физической разгрузки опорно-двигательного аппарата и органов зрения;

- особенности зрительного восприятия (уровень, точку и угол зрения, цветовидение, освещение, пропорции, фон текстура и т.д.) и аправленности работ при оформлении выставки;

- источники информации и порядок работы со схемами, чертежами и эскизами;

умеют:

- выполнять несложные изделия, используя изученные технологические операции (декупаж, работа с лентами и др.);

- склеить узор аппликации, композиции и др.;

- оформить подарочный сувенир, вручить подарок;

- собрать готовые элементы в композицию, эстетично оформить работу к выставке;

- оформить тематическую, персональную выставку;

- провести представление своей работы;

- соблюдать правила по ТБ при работе с колющими режущими предметами и инструментами, правила организации своего рабочего места, регламент режима.

приобретают навык:

- бережного использования материалов и инструментов в согласии с требованиями правил техники безопасности;

- уборки рабочего места и утилизации отходов;

- экономичного использования лент, салфеток, красок, бумаги и других материалов в процессе выполнения практических работ;

- работать, по возможности, самостоятельно;

- вежливого и корректного общения с другими учащимися и преподавателем.

Учебно-тематический план 3 год обучения план занятий в форме «Мастер-классы»

Тема

Всего часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

2

3

2

Изделия из лент в разных техниках это канзаши, артешёк, и др., вышивка лентами.

1

47

48

3

Макраме-шамбалы.

-

18

18

4

Декупаж. Пейп-арт.

1

32

33

5

Поделки из бросового материала.

-

36

36

6

Обереги.

-

27

27

7

Изделия из копроновых колготок и «фоамерана»

-

48

48

8

Заключительное занятие

1

2

3

ИТОГО

4

212

216

Содержание программы 3 год обучения

  1. Вводное занятие – 3 часа.

Теоретическая работа: Знакомство с направлениями работы мастер-классов по курсу декоративно-прикладного творчества, Какое может быть применение поделок в различных техниках изготовления, Вводный инструктаж по Т. Б. и напоминание о правилах поведения на занятиях и в Центре..

Практическая работа: Организация рабочего места.

  1. Изделия из лент в разных техниках это канзаши, артешёк, и др., вышивка лентами – 48ч.

Теоретическая работа: Обсуждение и подбор материалов для мастер-класса,рабочее место. Т/б.

Практическая работа: Мастер-классы

  1. Шамбалы – 18 часов.

Теоретическая работа: Обсуждение и подбор материалов для мастер-класса, рабочее место. Т/б.

Практическая работа: Мастер-классы

  1. Декупаж. Пейп-арт – 33 часов.

Теоретическая работа: Обсуждение и подбор материалов для мастер-класса, рабочее место. Т/б.

Практическая работа: Мастер-классы

  1. Поделки из бросового материала – 36 часов.

Теоретическая работа: Обсуждение и подбор материалов для мастер-класса, рабочее место. Т/б.

Практическая работа: Мастер-классы

  1. Обереги – 27 часов.

Теоретическая работа: Обсуждение и подбор материалов для мастер-класса, рабочее место. Т/б.

Практическая работа: Мастер-классы

  1. Изделия из копроновых колготок и «фоамерана» – 48 часов.

Теоретическая работа: Обсуждение и подбор материалов для мастер-класса, рабочее место. Т/б.

Практическая работа: Мастер-классы

  1. Итоговое занятие -3 часа.

Теоретическая работа: Подведение итогов за учебный год, советы по изготовлению различных работ летом, обсуждение планов на следующий учебный год.

Практическая работа: Итоговой выставка « Сувениры своими руками» с приглашением друзей и родителей. Награждение активных учащихся. Вручение благодарственных писем.

По окончании 3 года обучения учащиеся

знают/понимают:

- правила пользования материалами и инструментами;

- технологию изготовления изделий в форме мастер-класса в различных техниках ДПИ;

- приемы различного декорирования изделий в разных техниках ДПИ;

- правила техники безопасности и гигиены труда при выполнении

практических работ;

умеют:

- работать на занятиях в форме мастер-классов;

- организовывать рабочее место;

- использовать по назначению материалы и инструменты;

- находить композиционное и цветовое решение различных изделий ДПИ;

- создавать авторский сюжет для конкурсных работ;

приобретают навык:

- бережного использования материалов и инструментов в согласии с требованиями правил техники безопасности;

- уборки рабочего места и утилизации отходов;

- экономичного использования лент, салфеток, красок, бумаги и других материалов в процессе выполнения практических работ;

- работать, по возможности, самостоятельно;

- вежливого и корректного общения с другими учащимися и преподавателем.

Учебно-тематический план 4 год обучения план занятий в форме «Мастер-классы»

Тема

Всего часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

2

3

2

Поделки из бросового материала.

-

33

33

3

Декупаж. Пейп-арт.

-

21

21

4

Изделия из салфеток.

-

9

9

5

Изделия из макарон.

-

9

9

6

Обереги.

-

33

33

7

Изделия из лент, капрона, вышивка лентами.

-

45

45

8

Макраме-шамбалы.

-

15

15

9

Изделия из копроновых колготок

-

24

24

10

Изделия из пористой резины «фоамерана»

-

21

21

11

Заключительное занятие

1

2

3

ИТОГО

2

214

216

Содержание программы 4 год обучения


1. Вводное занятие – 3 часа.

Вводный инструктаж, Т.Б. при ручных работах для разных видов декоративно-прикладного творчества, а так же различными материалами и инструментами, напоминание о правилах поведения на занятиях и в Центре.. Беседа о содержании работы студии на учебный год.

Практическая работа: Организация рабочего места.

2.Поделки из бросового материала – 33 часа.

Практическая работа: мастер-классы

3.Декупаж. Пейп-арт.- 21 часов.

Практическая работа: мастер-классы

4.Изделия из салфеток – 9 часов.

Практическая работа: мастер-классы

5.Изделия из макарон – 9 часов.

Практическая работа: мастер-классы

6.Обереги – 33 часа.

Практическая работа: мастер-классы

7.Изделия из лент, капрона, вышивка лентами – 45 часов.

Практическая работа: мастер-классы

8.Макраме-шамбалы – 15 часов.

Практическая работа: мастер-классы

9.Изделия из копроновых колготок – 24 часов.

Практическая работа: мастер-классы

10.Изделия из пористой резины «фоамерана» - 21 часов.

Практическая работа: мастер-классы

11.Итоговое занятие – 3часа.

Теоретическая работа: Подведение итогов за учебный год.

Практическая работа: Итоговой выставка « Сувениры своими руками» с приглашением друзей и родителей. Награждение активных учащихся. Вручение благодарственных

По окончании 4 года обучения учащиеся знают/понимают:

- правила пользования материалами и инструментами;

- технологию самостоятельного изготовления изделий в форме мастер-класса в различных техниках ДПИ;

- правила техники безопасности и гигиены труда при выполнении

практических работ;

умеют:

- организовывать самостоятельно рабочее место;

- использовать самостоятельно по назначению материалы и инструменты;

- выполнять самостоятельно изделия по технологическим картам в различных техниках ДПИ;

- находить оригинальные решение для изготовления композиций или декорирование различных изделий;

- создавать авторский сюжет для конкурсных работ;

- изготавливать изделия и композиции в различных техниках ДПИ;

приобретают навык:

- бережного использования материалов и инструментов в согласии с требованиями правил техники безопасности;

- уборки рабочего места и утилизации отходов;

- экономичного использования лент, салфеток, красок, бумаги и других материалов в процессе выполнения практических работ;

- работать, по возможности, самостоятельно;

- вежливого и корректного общения с другими учащимися и преподавателем.


Методическое обеспечение и условия реализации программы

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учащихся.

Индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учащихся и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

Групповая - учащимся предоставляется возможность самостоятель­но построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование обучающихся на создание подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Традиционные методы:

  • объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, объяснение, пояснение, обсуждение, демонстрация, опыты, таблицы);

  • репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у обучающихся умений и навыков;

  • проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые). В совокупности с репродуктивными служат развитию творческих способностей учащихся;

  • пооперационный метод (справочные таблицы);

  • метод создания проблемной ситуации.

Нетрадиционные методы обучения:

  • занятие–фантазия, занятие–игра, занятие–викторина, занятие–ролевые игры, занятие–экскурсия и др.

Особенность методов обучения по программе «Сувенир»:

  • мониторинг образовательно-воспитательного процесса;

  • ведение карт личностного роста;

  • развивающие задания;

  • готовая система занятий;

  • дифференцированный подход.

Формы подведения итогов: в ходе обучения по программе, ведется постоянный контроль за выявлением новых знаний и умений.

Объект контроля: знания; умения.



Виды

контроля

Цель

контроля

Формы

контроля

Входной (подготовительный

Выявить исходный уровень подготовленности учащихся к предстоящей деятельности

Анкеты, тест «Ваш творческий потенциал»,

творческие задания,

психологические упражнения

Текущий

(рубежный)

Определить степень усвоения материала, выявить отстающих/опережающих обучение.

Скорректировать методы, средства обучения

Викторины, игры, ребусы, кроссворды, практическая, самостоятельная работы

Тематический

Определить степень достижения результатов обучения и воспитания учащихся

Участие в городских и краевых выставках и конкурсах, игра-путешествие, творческие задания, праздники



Критерии оценок

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «5», «4», «3».

5 (отлично): работа выполнена в полном объеме, без технологических ошибок, аккуратно, проявлены фантазия и самостоятельность;

4 (хорошо): работа выполнена в полном объеме, но есть технологические ошибки;

3 (удовлетворительно): работа выполнена не в полном объеме, с ошибками.


Для успешного решения задач воспитания и обучения детей на занятиях в студии «Синтез» по программе «Сувенир» нужны определенные условия.

  • Использование личностно-ориентированного подхода, принципа гуманизма в процессе обучения и воспитания.

  • Желание учащихся получить новые знания и научиться изготавливать различные изделия из солёного теста своими руками.

  • Высокий уровень подготовки педагога.

  • Поддержка родителями увлечения детей. Задача педагога – заинтересовать не только учащихся, но и их родителей.

Наглядно-дидактический материал: Программа, спец.литература, методические пособия для проведения занятий, фотографии, технологические карты; учебно-методические таблицы, кроссворды, ребусы инструкции по технике безопасности и многое другое.

Также для более успешной реализации программы педагогу следует постепенно накапливать лучшие работы обучающихся по разным темам. При изучении работ своих сверстников обучающийся укрепляет веру в себя, реально оценивает свои силы, достоинства и недостатки.

Для подготовки к занятиям необходимо широко использовать кро­ме учебно-методической литературы, спец. литературу по лепке из солёного теста, а так же по искусст­ву и живописи и многих других техник декоративно-прикладного творчества.

Материально-технические обеспечение: Особенности организации учебного процесса: занятия проводятся на базе Центра детского творчества в стационарном, типовом, хорошо освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся.

Оборудование: Столы для теоретических и практических занятий, шкафы для хранения материалов, оборудования, литературы.

Инструменты и материалы:

для работы с лентами: ленты атласные и капроновые, канва, капрон, бусины, различные тычинки, ножницы, свеча, зажигалка, выжигатель по дереву, иглы для ручной работы и канцилярские, клей момент, клей пистолет, пинцет и всевозможные приспособления для самих изделий и их изготовления.

для работы с салфетками: салфетки различных видов, ножницы, клей (канцелярский, момент, термоклей).

для работы с солёным тестом: тесто, скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны.

для декупажа: декупажные салфетки, краски всевозможных видов, лак, ножницы, клей, кисти.

для работы с бросовым материалом: ножницы, клей (канцелярский, момент, термоклей).

различный бросовый материал.

для изготовления изделий из капроновых колготок: колготи, синтепон, иглы для ручной работы, клей момент, клей пистолет, пинцет и всевозможные приспособления для самих изделий и их изготовления.

для квилинга, аригамми: бумага, клей, ножницы, линейка, формы, приспособление для крутки квилинга.

для работы с фоамераном: фоамеран, молды - формы, термоклей, ножницы, линейка, приспособление для изготовления изделий.

для плетения шамбалы: станки для плетения, шнуры различных видов, бусины.































Список литературы


Для педагога:

  1. Ануфриева М.Я.Искусство бисероплетения. М.: Культура и традиции,1999

  2. Аполозова Л. Бисероплетение. М.: «Культура и традиции»,1997

  3. Ананина Т. В. Художественные изделия из кожи М.: « Издательство РУДН»,1994

  4. Берон Картины из вышитых цветов .М.: «Кристина-Новый век»,2006

  5. Базулина Л.В.,Новикова И.В. Бисер.Ярославль « Академия развития», 1998

  6. Бреннан Э. Украшение в стиле винтаж. ООО ТД « Издательство Мир книги», 2008

  7. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи « Hand made» Ростов-на-Дону:«Феникс»,2005

  8. Белова Н.Р, Кононович Т.П.Энциклопедия рукоделия М.: «Рипол классик», 2000

  9. Бредфорд Д., Лампе Д. Вышивка шелковыми и шерстяными нитями. М.: Мой Мир,2007

  10. Блинов И.И. Искусственные цветы (кожаные цветы) Спб.: «Триада», 1996

  11. Вешкина О.Декупаж. М.: Эксмо,2008

  12. Вышивка шелковыми лентами. М.: «Аст-Пресс»,2001

  13. ВойдиноваН.М. Куклы в доме. М.: Профиздат, 1998

  14. Евстратова Л.М.. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин.М.: «Культура и традиции»,1997

  15. Загребаева Л.В. Плетение из соломы, бересты и лозы.Мн: Миринда,1999

  16. Кудрявцевой М. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги. М.: Мой Мир, 2006

  17. Кискат И. Соленое тесто. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998

  18. Кудрявцева Т.Украшения для интерьера в технике « Терра». М.: «Эксмо»,2008

  19. Лобачевская О. Плетение из соломки. Культура и традиции,2000

  20. Ляукина М. Основы художественного ремесла. М.: « Аст-Пресс»,1998

  21. Махмутова Х. Домашний дизайн.Используем кожу, стекло, металл, дерево. М.: «Эксмо», 2007

  22. Магина А. Бисер: Плетение и вышивка. М.: «Олма-Пресс»,1998

  23. Новикова И.В.,Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. Ярославль «Академия развития»,1999

  24. Никологорская О. Волшебные краски М.: « Аст-Пресс», 1997

  25. Никерк Д.В. Объемная вышивка М.: «Аст-Пресс», 2008

  26. Одегова Л.И.,Сагитова Д.Р.,Турова С.Ф. и др. Домоводство (обработка кожи ) Ижевск:РИО «Квест»,1994

  27. От А до Я вышивка шелковыми лентами /Пер.с англ.-М.: Издательский дом «Ниола»,2005

  28. Петухова В.И. Мягкая игрушка. М.: 1998

  29. Педагогическая диагностика / Под.ред. А.И. Кочетова.Мн: 1987

  30. ПаццыЛ. Фантазии из соленого теста. М.:.Мой мир, 2007

  31. Стильные штучки для вашего дома. М.: «Аст-Пресс книга»,2006

  32. Суканова Н., Ермакова И.. Оригинальные украшения М.: « Аст-Пресс», 2001

  33. Сараева Ю.С. Роспись по ткани. Ростов-на-Дону :«Феникс», 2000

  34. Селиванова Т.А.Изделия из кожи (панно, сувениры, украшения) М.:Издательский дом МСП,2000

  35. Тюрина Н. Основы художественного ремесла (чудо-кожа) М.: « Аст-Пресс»,1998

  36. Терешкович Т.А. Рукодельница Мн.:« Полымя»,1993

  37. Уильямс М. Шелковая лента. Эксмр-Пресс,2000

  38. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. Мой Мир,2007

  39. Феоктистова Н.И. Вышивание, вязание, поделки из кожи. М.: « Знания», 1993

  40. ФедотовГ. Сухие травы. Основы художественного ремесла.М.: «Аст-Пресс»,1997

  41. Фидио.д.К. Изысканные цветы. М.: Мой мир,2007

  42. Ханаева И.Н.. Соленое тесто. М.: « АСТ-Пресс книга»,2006

  43. Шептуля А.Обереги своими руками ООО Издательство «Эксмо»,2007



для родителей и учащихся:

  1. Белов Н. Фигурки из бисера.Мн.: « Харвест»,2007

  2. Городкова Т.В Нагибина М.И. « Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки».Ярославль «Академия развития»,1997

  3. Калинич М, Павловская Л. Рукоделие для детей. Ми.: « Полымя»,1997

  4. Калинич М.М. Рукоделие для детей. Мн.:Полымя,1997

  5. Петрунькина А. Фенечки из бисера. Спб.: «Кристалл», 1998

  6. Ротемунд Х.Рамочки для фотографий своими руками. М.: « Мой Мир», 2006.

  7. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. М.:« Аст-Пресс»,1998.

  8. Ручная работа. 2006-2008

  9. Сергеев И. Плетение из соломки от деда Василия. Ростов-на- Дону «Феникс»,2000

  10. Черныш И. Поделки из природных материалов.М.: « Аст-Пресс», 1999

  11. Черныш И. Удивительная бумага. М.: « Аст-Пресс», 1998

  12. Чудесные мгновения 2005-2008

  13. ДЕКО 2006-2008

  14. Журнал «Золушка» - ежеквартальные журналы по рукоделию.

  15. Журнал «Наталья» - ежеквартальные журналы по рукоделию.

  16. Журнал «Лена» - ежемесячный журнал по рукоделию.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс