муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146» г. Рязани
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
(протокол от 30.08.2023 № 1) «Детский сад № 146»
______________ Е.В.Закусило
Приказ №135-А от 30.08. 2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Горелова Ольга Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Рязань
2023
Пояснительная записка
Актуальность и новизна: На современном этапе обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений, особое место отводится нестандартным дидактическим средствам, которые дают возможность проводить время с детьми более живо и интересно. Палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша являются эффективными дидактическими средствами логико-математического развития детей дошкольного возраста. Играя в игры, решая игровые ситуации, дошкольники овладевают простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство; удовлетворяют потребность в активности, инициативности, самостоятельности, общении.
Новизна программы состоит в создании системы занятий, на которых применяются современные игровые технологии: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. На занятиях последовательно и постепенно решаются интеллектуальные и творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Цели реализации программы: развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи программы:
Обучающие – учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению; соотносить схематическое изображение с реальными предметами; устанавливать причинно-следственные связи, побуждать делать самостоятельные выводы.
Развивающие – развивать познавательную сферу (процессы восприятия, памяти, внимания, воображения и мышления); способность умозаключения; способность к самооценке и самоконтролю, творческие способности; развивать умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.
Воспитательные – воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Уровень сложности и направленность: программа рассчитана на базовый уровень сложности; направленность - социально-педагогическая.
Категория обучающихся: дети от 5 до 6 лет. Специальный отбор не проводится.
Объём и срок освоения программы:
Год обучения | Общее количество часов | Количество часов в неделю |
1 | 36 | 1 |
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более «сильным» детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Отличительные особенности: программа представляет синтез авторских методик и современных образовательных технологий.
Данная программа разработана на основе программы Комаровой Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» и адаптируется к условиям детского сада. Понятийный аппарат занимает в содержании программы ограниченное место, так как программа имеет практическую направленность. Теоретические сведения, отдельные понятия включаются только в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков.
Условия реализации программы: формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Пол детей, участвующих в освоении программы, не учитывается. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких детей подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Планируемые результаты освоения программы:
К концу обучения обучающийся:
Знает: отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);
логические приемы, применяемые при решении задач;
Умеет: использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность ориентироваться в пространстве и на плоскости;
Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;
Свободно ориентироваться по числовому ряду; называть предыдущее и последующее число;
Считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку);
Составлять целое из частей.
Приобретает навыки: нестандартного решения различных математических задач;
следовать инструкциям и работать по схемам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
теория | практика |
1 | «Расскажи и покажи. Читаем символы» | 1 | 1 |
2 | «Угадай-ка» | | 1 |
3 | «Помоги муравьишкам» | | 1 |
4 | «Кондитерская фабрика» | | 1 |
5 | «Цветные палочки» | 1 | 1 |
6 | «Логические блоки Дьенеша» | 1 | 1 |
7 | «Составляем паспорт блока» | 1 | 1 |
8 | «Найди две ошибки» | | 1 |
9 | Игра-конструирование «Собачка» | | 1 |
10 | «Шерлок Холмс ищет преступника» | | 1 |
11 | «Моделируем прямоугольник» | | 1 |
12 | «Волшебная дверь или Что изменилось» | | 1 |
13 | «Где чей гараж?» | | 2 |
14 | «Строим мебель для матрешки» | | 1 |
15 | Игра-конструирование «Кошечка» | | 1 |
16 | «Засели домики» | | 1 |
17 | Игра-конструирование «Собачка» | | 1 |
18 | «У кого в гостях Винни-Пух» | | 1 |
19 | «Построение лестницы» | | 1 |
20 | «Помоги фигурам выбраться из леса» | | 1 |
21 | «Составление ковриков» | | 1 |
22 | «Загадки без слов» | | 1 |
23 | «Коврик для кошки», «Коврик для котенка» | | 1 |
24 | «Где спрятался Джерри» | | 1 |
25 | «Коврик для собачки» | | 1 |
26 | «Разноцветные заборы» | | 1 |
27 | «Угадай фигуру» | | 1 |
28 | «Длинные и короткие ленточки для кукол» | | 1 |
29 | «Построй дом» | | 1 |
30 | Игра-конструирование «Поезд» | | 1 |
31 | Диагностика | | 1 |
| Итого | 4 | 32 |
Общее количество часов | 36 ч |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Кадровые условия: педагог дополнительного образования
ФИО | Образование, год окончания обучения | Повышения квалификации /профессиональная переподготовка | Общий стаж работы/ стаж педагогической работы |
Горелова О.Г. | СПО, Спасский педагогический колледж, 2001г. Квалификация: учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области математики. Специальность: «Преподавание в начальных классах» ВПО, 2007г. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина». Квалификация: Учитель информатики. Специальность: «Информатика» | ОГБУ ДПО РИРО «Разработка дополнительных общеобразовательных программ» (16ч), 2016г. Удостоверение №1113 Всерегиональный научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» (ООО «ВНОЦ «СОТех) «Теоретические и дидактические основы математического развития дошкольников в организациях дополнительного образования» (16ч) 2019г. Удостоверение. Регистрационный номер 24/78949 ООО «Центр инновационного образования и воспитания» «Педагог дополнительного образования» (250ч) Диплом о профессиональной переподготовке, 2021г. | 22года/22 года |
Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий группы 10, соответствующее нормам СП2.4.3648-20 и СанПиН 2.3./2.4.3590-20;
Используется следующее оборудование: ноутбук, проектор, экран, ножницы.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебные и наглядные средства | 1. Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой. 2.Цветные счётные палочки Кюизенера. 3.Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера) 4. Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера) 5.Цветные схемы-карточки. 6.Учебно-методическое пособие (комплект рабочих тетрадей для детей в двух частях К. В. Шевелев Готовимся к школе 7. Блоки Дьенеша |
Расходные материалы | Бумага, карандаши, фломастеры |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Диагностика детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвует педагог. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Диагностика образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения программы.
С помощью средств диагностики образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в программе.
Результаты диагностики отражаются в Листе оценки результатов освоения программы.
Система диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: оценка результативности программы проводится 2 раза в год на основе «Диагностики уровня усвоения программы», начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.
8-10 баллов - высокий уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Самостоятельно и вариативно придумывает игровые упражнения с палочками Кюизенера развивающей направленности и вовлекает в них детей. Проявляет творчество.
4-7 баллов - средний уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Недостаточно самостоятелен, требуются советы, указания, подключение взрослого к процессу. Повторяет известные способы составления игровых упражнений.
1-3 балла - низкий уровень – ребёнок не сразу приступает к деятельности. Не принимает на себя ведущую роль в играх. Низкая самостоятельность, необходима прямая помощь взрослого. Творчество не проявляет.