СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика" социально-педагогической направленности для детей 5-6 лет

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная математика"»


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146» г. Рязани


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом Заведующий МБДОУ

(протокол от 30.08.2023 № 1) «Детский сад № 146»

______________ Е.В.Закусило

Приказ №135-А от 30.08. 2023 г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»


Направленность: социально-педагогическая

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель:

Горелова Ольга Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории






г. Рязань

2023

Пояснительная записка

Актуальность и новизна: На современном этапе обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений, особое место отводится нестандартным дидактическим средствам, которые дают возможность проводить время с детьми более живо и интересно. Палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша являются эффективными дидактическими средствами логико-математического развития детей дошкольного возраста. Играя в игры, решая игровые ситуации, дошкольники овладевают простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство; удовлетворяют потребность в активности, инициативности, самостоятельности, общении.

Новизна программы состоит в создании системы занятий, на которых применяются современные игровые технологии: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. На занятиях последовательно и постепенно решаются интеллектуальные и творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Цели реализации программы: развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи программы:

Обучающие – учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению; соотносить схематическое изображение с реальными предметами; устанавливать причинно-следственные связи, побуждать делать самостоятельные выводы.

Развивающие – развивать познавательную сферу (процессы восприятия, памяти, внимания, воображения и мышления); способность умозаключения; способность к самооценке и самоконтролю, творческие способности; развивать умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.

Воспитательные – воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.


Уровень сложности и направленность: программа рассчитана на базовый уровень сложности; направленность - социально-педагогическая.


Категория обучающихся: дети от 5 до 6 лет. Специальный отбор не проводится.


Объём и срок освоения программы:

Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

1

36

1


Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательной деятельности: Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более «сильным» детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.


Отличительные особенности: программа представляет синтез авторских методик и современных образовательных технологий.

Данная программа разработана на основе программы Комаровой Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» и адаптируется к условиям детского сада. Понятийный аппарат занимает в содержании программы ограниченное место, так как программа имеет практическую направленность. Теоретические сведения, отдельные понятия включаются только в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков.


Условия реализации программы: формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Пол детей, участвующих в освоении программы, не учитывается. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких детей подбираются задачи, которые они могут решать успешно).


Планируемые результаты освоения программы:

К концу обучения обучающийся:

Знает: отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);

логические приемы, применяемые при решении задач;

Умеет: использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;

Свободно ориентироваться по числовому ряду; называть предыдущее и последующее число;

Считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;

Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку);

Составлять целое из частей.

Приобретает навыки: нестандартного решения различных математических задач;

следовать инструкциям и работать по схемам.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

1

«Расскажи и покажи. Читаем символы»

1

1

2

«Угадай-ка»


1

3

«Помоги муравьишкам»


1

4

«Кондитерская фабрика»


1

5

«Цветные палочки»

1

1

6

«Логические блоки Дьенеша»

1

1

7

«Составляем паспорт блока»

1

1

8

«Найди две ошибки»


1

9

Игра-конструирование «Собачка»


1

10

«Шерлок Холмс ищет преступника»


1

11

«Моделируем прямоугольник»


1

12

«Волшебная дверь или Что изменилось»


1

13

«Где чей гараж?»


2

14

«Строим мебель для матрешки»


1

15

Игра-конструирование «Кошечка»


1

16

«Засели домики»


1

17

Игра-конструирование «Собачка»


1

18

«У кого в гостях Винни-Пух»


1

19

«Построение лестницы»


1

20

«Помоги фигурам выбраться из леса»


1

21

«Составление ковриков»


1

22

«Загадки без слов»


1

23

«Коврик для кошки», «Коврик для котенка»


1

24

«Где спрятался Джерри»


1

25

«Коврик для собачки»


1

26

«Разноцветные заборы»


1

27

«Угадай фигуру»


1

28

«Длинные и короткие ленточки для кукол»


1

29

«Построй дом»


1

30

Игра-конструирование «Поезд»


1

31

Диагностика


1


Итого

4

32

Общее количество часов

36 ч






ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Кадровые условия: педагог дополнительного образования

ФИО

Образование,

год окончания обучения

Повышения квалификации

/профессиональная переподготовка

Общий стаж работы/ стаж педагогической работы

Горелова О.Г.

СПО, Спасский педагогический колледж, 2001г. Квалификация: учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области математики.

Специальность: «Преподавание в начальных классах»


ВПО, 2007г. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина».

Квалификация: Учитель информатики.

Специальность: «Информатика»

ОГБУ ДПО РИРО

«Разработка дополнительных общеобразовательных программ» (16ч), 2016г. Удостоверение №1113


Всерегиональный научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» (ООО «ВНОЦ «СОТех) «Теоретические и дидактические основы математического развития дошкольников в организациях дополнительного образования» (16ч) 2019г. Удостоверение. Регистрационный номер 24/78949


ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

«Педагог дополнительного образования» (250ч) Диплом о профессиональной переподготовке, 2021г.

22года/22 года



Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий группы 10, соответствующее нормам СП2.4.3648-20 и СанПиН 2.3./2.4.3590-20;

Используется следующее оборудование: ноутбук, проектор, экран, ножницы.







Учебно-методическое обеспечение:

Учебные и наглядные средства

1. Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.

2.Цветные счётные палочки Кюизенера.

3.Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

4. Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

5.Цветные схемы-карточки.

6.Учебно-методическое пособие (комплект рабочих тетрадей для детей в двух частях К. В. Шевелев Готовимся к школе

7. Блоки Дьенеша

Расходные материалы

Бумага, карандаши, фломастеры



ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Диагностика детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвует педагог. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Диагностика образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения программы.

С помощью средств диагностики образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в программе.

Результаты диагностики отражаются в Листе оценки результатов освоения программы.

Система диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения

Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: оценка результативности программы проводится 2 раза в год на основе «Диагностики уровня усвоения программы», начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.

В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.

8-10 баллов - высокий уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Самостоятельно и вариативно придумывает игровые упражнения с палочками Кюизенера развивающей направленности и вовлекает в них детей. Проявляет творчество.

4-7 баллов - средний уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Недостаточно самостоятелен, требуются советы, указания, подключение взрослого к процессу. Повторяет известные способы составления игровых упражнений.

1-3 балла - низкий уровень – ребёнок не сразу приступает к деятельности. Не принимает на себя ведущую роль в играх. Низкая самостоятельность, необходима прямая помощь взрослого. Творчество не проявляет.