МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ГАПОУ СО «НТК»
УТВЕРЖДАЮ
Директор___________ М.И. Ждановских
«___ » ________2017г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я - ИНЖЕНЕР»
2017
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности – технический кружок «Я - ИНЖЕНЕР» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с целью: формирования у учащихся базовых представлений о физических основах электротехники и пневмоавтоматики, познавательного интереса к изучению предметов технической направленности, организации проектной научно-познавательной деятельности.
Организация - разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Новоуральский технологический колледж»
Разработчики:
Тюрина Г.А., преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «НТК»
Возчикова О.И., мастер производственного обучения высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «НТК»
Никифоров Д.В., преподаватель ГАПОУ СО «НТК»
Рассмотрена
на заседании научно-методического совета ГАПОУ СО «НТК»
Протокол № 12 от «19» октября 2017 года
Содержание
| Стр. |
1. Паспорт дополнительной общеразвивающей программы | 4 |
2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы | 7 |
3. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы | 12 |
1. паспорт ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Я – ИНЖЕНЕР»
1.1. Область применения программы
Дополнительная общеразвивающая программа (далее по тексту - программа) технической направленности «Я - ИНЖЕНЕР» направлена на привлечение школьников к участию в техническом творчестве, которое играет большую роль не только в повышении качества трудовой подготовки и профессиональной ориентации, но и способствует раскрытию и развитию у учащихся творческих способностей, инициативы, самостоятельности.
Актуальность и практическая значимость программы обусловливается получением школьниками первоначальных знаний и умений в области электропневмоавтоматики, которая уже многие годы успешно реализуется во многих отраслях промышленности. Во всем мире машины и системы по производству различной продукции, сборке и упаковке реализованы на элементах пневмоавтоматике.
На первых занятиях школьникам будет показана структура и принцип работы отдельных устройств, включающих в электропневмоавтоматичские системы. В дальнейшем, на реальных примерах, будет показан подход к проектированию таких систем и их ввод в эксплуатацию.
Отличительной особенностью программы является то, что она построена на обучении в процессе практики. Школьники смогут работать с системой обучения «Средства автоматизации и коммуникации», разработанной немецкой фирмой «Фесто Дидактик». Занятия в техническом кружке «Я – инженер» помогут подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по физике и углубить знания по разделам «Механика» и «Электродинамика».
Программа экспериментальная, рассчитана на обучение детей от 14 до16 лет. Набор обучающихся свободный.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения: 2 занятия в неделю по 2 часа, 72 академических часа в течение полугодия, из них 30 часов теоретического обучения, 42 часа – практических занятий.
1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения:
Цель: формирование у учащихся базовых представлений о физических основах электротехники и пневмоавтоматики, познавательного интереса к изучению предметов технической направленности, организации проектной научно-познавательной деятельности.
Реализация цели программы идет через решение ее задач:
Образовательные задачи:
- развитие познавательных интересов учащихся в области физики и электротехники путем участия в исследовательских и экспериментально-практических работах;
- формирования у учащихся практических умений и навыков при осуществлении сборки схем различной сложности, а также программируемых систем управления;
- ознакомление с процессами автоматизации на производстве;
- расширение знаний учащихся в области функционирования и применения электропневмоавтоматических элементов.
Воспитательные задачи:
- развитие нравственных качеств личности, настойчивости в достижении цели, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, коллективизма;
- содействие формированию всесторонне развитой личности;
- создание условий для социального, профессионального самоопределения учащихся.
Развивающие задачи:
-развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
- способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
- развивать навыков планирования проекта, умения работать в группе.
В результате освоения программы обучающийся должен знать:
- правила безопасной работы;
- основные элементы пневмоавтоматики;
- основы электротехники;
- системы управления с распределителями.
В результате усвоения программы обучающийся должен уметь:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе разработки проекта (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применение полученных знаний).
- логически мыслить;
- работать над проектом в команде, распределять обязанности;
- решать проблемные ситуации;
- исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данной программе является участие школьников в соревнованиях Junior по компетенциям «Мехатроника» и «Электромонтажные работы».
1.3. Количество часов на освоение программы:
Общее количество часов в год – 72 академических часов, в неделю – 4 часа (2 занятия по 2 часа). Занятия проводятся каждую неделю согласно расписанию.
2. Тематический план и содержание программы
Наименование разделов | Содержание учебного материала | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Введение | Организация работы кружка. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности | 2 |
Основные элементы пневмоавтоматики | 2 |
Принцип работы и примеры применения электропневмоавтоматических элементов | 2 |
Системы с одним исполнительным устройством | Прямое управление цилиндром одностороннего действия Разработка принципиально пневмо- и электросхем | 2 |
Прямое управление цилиндром двустороннего действия Разработка принципиально пневмо- и электросхем | 2 |
Непрямое управление цилиндром одностороннего действия Поворотное устройство | 2 |
Непрямое управление цилиндром двустороннего действия Устройство для установки крышек | 2 |
Основы электротехники | Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей | 2 |
Электроизмерительные приборы (устройство и принцип действия), правила включения в электрическую цепь | 2 |
Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании | 2 |
Соединение двух систем пневмоавтоматики и электротехники | Разбор конвейерной ленты на составляющие | 2 |
Проведения интеллектуальной игры «Брейн-ринг» | 2 |
Системы управления с распределителями, имеющими пружинный возврат | Практические работы | 18 |
Устройство сортировки | 2 |
Устройство открытия закрытия | 2 |
Поворотное устройство | 2 |
Устройство для установки крышек | 2 |
Сборочная станция | 2 |
Гильотинные ножницы | 2 |
Управление шибером | 2 |
Опрокидывающее устройство | 2 |
Передаточное устройство | 2 |
Системы управления с распределителями, имеющими двустороннее управление | Практические работы | 10 |
Управление бункером | 2 |
Гравитационный магазин | 2 |
Многоканальный гравитационный магазин | 2 |
Управление лентой конвейера | 2 |
Поворотный стол | 2 |
Системы управления с электрическим «самоподхватом» | Практические работы | 6 |
Стол подачи | 2 |
Зажимное устройство | 2 |
Передаточное устройство | 2 |
Системы управления с пневмоэлектри ческим преобразователем | Практические работы | 6 |
Устройство для штамповки | 2 |
Устройство для заварки | 2 |
Передаточная станция | 2 |
Проектная деятельность | Разработка проекта конвейерной линии | 4 |
Сборка мини-конвейера | 2 |
Презентация проекта | 2 |
ИТОГО: | 72 |
3. Условия реализации учебной дисциплин
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы технического кружка «Я - инженер» требует наличия учебного кабинета «Типовых узлов и средств автоматизации», лаборатории «Автоматизации производства», «Пневмоавтоматики»
Оборудование учебного кабинета и лаборатории:
- Кондиционер LG S24 LHU
- Учебно-лабораторные станции и учебные комплекты элементов FESTO DIDACTIC/
- Модульная система для изучения мехатронных сенсоров MECHATRONIC SENSORS TRAINER – 2
- Модульный стенд по автоматизированному управлению технологического процесса ТЕРМ – 2
- Набор инструмента - Arsenal Universal – 3
- Сейф металлический двухдверный
- Стенд по изучению мехатронного модуля-обратного маятника ROTPENT QNET - 00331
- Стенд по изучению мехатронного модуля-обратного маятника ROTPENT QNET - 00533
- Стенд по изучению мехатронных систем управления сервоприводом (постоянного тока) – 2
- Учебный комплекс «Модульная производственаня система мехатроники и автоматизации производства»
- Фильтр сетевой SVEN Optima 1,8 м 5 розеток – 5
- Фильтр сетевой SVEN Optima 5,0 м 5 розеток
- Флеш-память USB 2.0 Flash Drive Kingston 4Gb
- Шкаф для бумаг закрытый 854*450*1985 (бук) – 2
- Штангенциркуль цифровой ШЦЦ-1-300-0.01 – 5
Технические средства обучения:
- Монитор TFT 19 Samsung 943 N – 5
- Акустические колонки Genius SP-S200
- Системный блок iUkon P Core 2 Duo E7400 с лицензионным программным обеспечением
- Системный блок iUkon P Pentium – 4
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Ефремова К.Д. Физические основы пневматических систем [Электронный ресурс]: учебное пособие/ К.Д. Ефремова, В.Н. Пильгунов— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2013.— 52 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31584.html.
2. Жмудь В.А. Измерительные элементы автоматики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.А. Жмудь— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012.— 72 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/45373.html.
Дополнительные источники:
1. Г. Преде, Д. Шольц Электропневмоавтоматика. Учебник. Основной курс ТР 201, Перевод на русский язык, ООО «Фесто-РФ», Москва, 2003
2. Д. Валлер, Г. Вернер Электропневмоавтоматика. Сборник упражнений. Основной курс ТР 201, Перевод на русский язык, ООО «Фесто-РФ», Москва, 2003
3. Автоматика и автоматизация производственных процессов [Электронный ресурс]: методические указания/ — Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 56 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33294.html.
4. Баржанский Е.Е. Гидравлические и пневматические системы Т и ТТМО [Электронный ресурс]: лабораторный практикум/ Е.Е. Баржанский— Электрон. текстовые данные.— М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2013.— 38 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46441.html.
5. Методические материалы школы наставников, программа подготовки наставников и руководителей кружков и центров инженерно-технического творчества для работы с детьми по курсу «Я - инженер», Академия РОСАТОМА, Москва, 2017.
6. Методические материалы школы наставников, структура учебного курса «Я - инженер», Академия РОСАТОМА, Москва, 2017.
Интернет-ресурсы:
-
Пневмоавтоматика Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5532771/
Приложение 2
План итогового занятия кружка «Я – инженер»
Предмет (направление деятельности) | Кружок « Я – инженер» |
Класс | 8-9 |
Тип занятия | Итоговое практическое занятие в форме проектной деятельности (работа в команде) |
Технология построения занятия | 1. Организационная часть (вводный инструктаж) 2. Ход занятия 3. Текущий инструктаж 4. Заключительный инструктаж |
Тема | Презентация проектной работы |
Цель | Подведение итогов работы группы обучающихся |
Основные термины, понятия | Алгоритм, проектирование, сборка схемы |
Технологическая карта урока
Планируемые результаты |
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: | - планировать деятельность, определять и формулировать алгоритм самостоятельно; - уметь анализировать, обобщать, представлять информацию в сжатом виде; - излагать свое мнение, быть готовым изменить свою точку зрения, работать в команде, выполняя определенную роль, уметь договариваться; |
Организация пространства |
Форма работы | Ресурсы |
Групповая работа | Технические средства обучения Компьютеры Оборудование Оборудование пневмоавтоматики |
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
-
Организационная часть (вводный инструктаж) | Преподаватель проверяет наличие обучающихся, проводит вводный инструктаж: - команда составляет индивидуальный алгоритм; - представитель команды чертит схему на компьютере в программе sPlan 7.0; - команда собирает схему на стенде пневмоавтоматики, производят наладку схемы; | Слушают преподавателя Учащиеся (по желанию) разбиваются на группы по 3 человека (обсуждая, составляют алгоритм) На компьютере чертят схему, согласно алгоритма Команда собирает принципиальную схему на стенде пневмоавтоматики |
-
Текущий инструктаж | Преподаватель проводит текущий инструктаж непосредственно на рабочих местах обучающихся | Слушают, устраняют замечания преподавателя, задают сопутствующие вопросы по теме. |
-
Заключительный инструктаж | Преподаватель проводит заключительный инструктаж - оценивают работы обучающихся; - подводим итоги занятия | Слушают преподавателя, демонстрируют свои собранные схемы; Получают сертификаты |
Оценочный лист
Итогового занятия кружка «Я - инженер»
«Презентация проектной работы»
| Составление алгоритма, чертеж схемы | Сборка и наладка схемы | Работа в команде | Итого (баллов) |
Команда № | Написан четкий алгоритм | Схема не имеет К.З. | Схема начерчена в полном объеме | Подписаны все элементы схемы | Схема собрана согласно принципиальной схемы | Произведена наладка схемы | Соблюдена цветовая маркировка | Схема заработала с первого раза и без К.З. | Вся команда принимает активное участие в работе группы | Вся команда принимает участие в сборке, наладке схемы | |
| 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 10 |
| | | | | | | | | | |
10-8 баллов – «зачет»;
7 и менее – «не зачет».
Приложение 3
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Новоуральский технологический колледж»
Анкета
участников кружка технического творчества «Я-ИНЖЕНЕР»
1 | ФИО | |
2 | Как ты узнал о кружке? | |
3 | Что тебя побудило заниматься в кружке? | |
4 | Что было для тебя актуальным на занятиях в кружке? | |
5 | Испытывал ли ты трудности при выполнении заданий преподавателей кружка? | |
6 | Больше всего в работе кружка мне понравилось и запомнилось… | |
7 | Чему ты научился, что узнал нового на занятиях кружка в этом году? | |
8 | Помогли ли занятия в кружке определиться с твоим профессиональным выбором? | |
9 | Хотел бы ты посещать кружок в следующем году. | |
10 | Твои предложения по улучшению работы кружка… | |
| Дата заполнения | |
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 4
Приложение 5
Электронная тетрадь по русской...
Английский язык 6 класс ФГОС
Математика 4 класс ФГОС
Биология 7 класс. Позвоночные животные
Основы финансовой грамотности 5-7...
Мир мультимедиатехнологий 6 класс
Основы безопасности жизнедеятельности...
Русский язык 11 класс ФГОС
© 2019, Возчикова Ольга Ивановна 777 6
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы