СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени В.З. Петрашова»
Рассмотрена методическим объединением художественно-эстетического и спортивно-оздоровительного цикла руководитель МО Симеонова О.В. _____ Протокол № 5 от « 11 » 06.2023 | Принята на заседании педагогического совета Протокол № 10 от 11.06.2023 | Утверждена Приказ № 88/1 от 11.06.2023 Директор МБОУ «СОШ № 2 имени В.З. Петрашова» Т.Д. Бойтман |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Акварелька»
(изобразительное искусство)
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 8-11лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования:
Иваныкина Ольга Евгеньевна
г. Курск, 2023
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база программы «Акварелька»:
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дополнительного образования:
-Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012, № 273-ФЗ (Ст.2 п.9; Ст.25 п.4; Ст.28 п.3 пп.6; Ст.2 п.25; Ст.28 п.6 п.п.1).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р) ;
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.1918 г. №196), пп.6, 9, 11.
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г.).
- Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р).
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом особых образовательных потребностей (Минобрнауки от 29.03.2016 г. №ВК-641/09).
-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (приказ от 31.05.2021 г. №483)
- Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 № 737-па;
- Приказ Министерства образования и науки Курской области от 17.01.2023 г. № 1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;
Направленность программы.
Программа «Акварелька» художественной направленности.
Актуальность программы.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве. Новизна рабочей программы «Акварелька» в том, что она построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.
Отличительные особенности программы:
В контексте гармонизации интересов обучающихся содержание программы расширено знакомством с языковыми средствами изобразительного искусства включающее три раздела: «Золотая осень» (изучение основ цветовидения), «Золотая осень» (изучение языка графики), «Весенние деньки» (изучение основ композиции).
Уровень программы.
Программа «Акварелька» - стартового уровня. Учебный материал даёт возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся: первый год обучения - 5-7 лет, учащимся младших классов общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений. На второй обучения могут приниматься обучающиеся 7-9 лет, имеющие первичные навыки рисования. Состав группы формируется на добровольной основе.
Срок реализации и объём программы
Программа «Акварелька" для детей школьного возраста на 1 года обучения – 72 часа.
Деятельность педагога дополнительного образования на занятии направлена на решение задач по организации оптимизации обучения, реализацию целостного подхода, организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности. Поэтому занятия по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, контрольным..
Формы обучения, виды и режим занятий
Форма организации занятий— групповая ,в каникулярное время предусмотрены индивидуально - групповые занятия .Занятия проводятся в кабинете – мастерской, а также на пленэре. Для успешного выполнения поставленных учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие занятия, различающиеся видами деятельности : рисование с натуры , рисование на заданные темы по представлению, воображению, по памяти, другие виды занятий : беседа, игра, путешествие, экскурсия – урок. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности. Она включает информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог, художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия; изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная, художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений. Формирование навыков, понятий, представлений, развитие умений и творческих способностей происходит на занятиях, имеющими разные формы проведения:
Обучающие занятия, где обучающиеся осваивают пооперационное выполнение работ, а также овладевают изобразительным средствам и средствами выразительности: мазок, линия, плоскость, тон, цветовой тон и т. п
Творческие занятия, где задания распределены по жанрам, имеется алгоритм действий, заданный педагогом, проявляет творчество обучающийся при выполнении задания.
Творческие задания с выдвижением проблемы. Контрольные работы, где педагог осуществляет постановку целей, планируются действия в основном воспитанником, выполняется задание им самостоятельно. Эти задания направлены на активизацию умственной и творческой активности.
Экскурсии на выставки, дни отдыха с посещением мероприятий ЦДТ направлены на создание благоприятной среды в коллективе и активизацию познавательного интереса.
Творческие отчеты, аттестация обучающихся, организация и проведение выставок, направлены на стимулирование к дальнейшему овладению изобразительной деятельности и развитие творческих способностей, являются формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Режим проведения занятий в группах: в группе первого года обучения, модуль для детей школьного возраста – 1 раз в неделю по 2 часа;
Принципы образовательной деятельности.
Процесс обучения базируется на системе дидактических принципов:
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип дифференцированного обучения;
– принцип единства экологического и технологического подхода;
– принцип связи теории с практикой;
– принцип социокультурного соответствия;
– принцип наглядности;
− принцип систематичности и последовательности;
– принцип сознательности и активности учащихся;
– принцип добровольности;
− принцип психологической комфортности в коллективе.
Цель и задачи программы
Цель: развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с базовыми понятиями художественной деятельности;
Познакомить с последовательностью выполнения изделия в различных техниках и материалах;
Научить самостоятельно планировать свои действия;
Научить правильному использованию терминов, определений;
Научить самостоятельному подбору сюжетов, тем для своих творческих работ;
Познакомить с оформлением готовых изделий;
Познакомить с правилами организации своего рабочего места.
Развивающие:
Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в художественном творчестве;
Развитие мотивации участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня;
Развитие фантазии, мышления, пространственного воображения;
Развить устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к искусству своей страны, патриотических чувств;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Воспитывать понимание о существовании различных точках зрения;
Воспитывать этические чувства и качества;
Воспитывать культуру общения.
Планируемые результаты
У обучающегося будут сформированы:
умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
умение организовать рабочее место, бережное отношение к инструментам, материалам;
мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
знания художественных терминов и понятий;
наблюдательность зрительной памяти, художественный вкус.
Обучающиеся овладеют следующими компетенциями:
приобретение навыка работы в паре, группе; диагностирование причин успеха (неуспеха);
формирование способности действовать в различных ситуациях;
участие в коллективном обсуждении; самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Обучающиеся будут уметь:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Обучающиеся будут знать:
возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
базовые понятия художественной деятельности(аппликация, оригами, напёрсток, виды ткани)
последовательность выполнения изделия в различных техниках
Содержание программы.
Учебный план
Таблица №1
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов часов В том числе | Формы аттестации/контроля | |||
Всего часов | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 |
| Собеседование | |
2.1 | Цветовой круг. Цвета радуги | 16 | 1 | 5 |
| |
2.2 | Основные и дополнительные цвета. |
| 1 | 1 | Текущий контроль (Творческая работа Демонстрация поделок) | |
2.3 | Теплые цвета. |
|
| 1 | ||
2.4 | Холодные цвета. |
|
| 1 | ||
2.5 | Королевство красок |
| 1 | 1 | ||
2.6 | Коллективная работа "разноцветная страна" |
| 1 | 1 |
| |
2.7 | Осеннее настроение. |
| 1 | 1 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспозиция работ, отслеживание результатов по разделу) | |
3.1 | Аппликация инструменты и материалы. | 7 | 1 | 1 | ||
3.2 | Аппликация из бумаги. |
| 1 | 1 | ||
3.3 | Аппликация и рисование. |
|
| 1 | ||
3.4 | Объемная аппликация. |
| 1 |
| ||
3.5 | Коллективная работа. |
|
| 1 | ||
4.1 | Оригами – что это такое? | 12 |
| 1 | ||
4.2 | Оригами. приемы складывания |
|
| 1 | ||
4.3 | Оригами. Плоскостное складывание |
|
| 1 | ||
4.4 | Оригами. Объемное складывание. |
|
| 1 | ||
4.5 | Коллективная работа. |
|
| 1 | ||
4.6 | Оригами Волшебные снежинки. |
| 1 | 5 |
| |
4.7 | Оригами. Новогодние игрушки. |
| 1 |
| Текущий контроль (Педагогическое наблюдение, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ, отслеживание результатов по разделу) | |
5.1. | Рисование нетрадиционными материалами. | 17 |
| 1 | ||
5.2 | Рисование со свечкой. |
|
| 1 | ||
5.3 | Рисование по сырому. |
|
| 1 | ||
5.4 | Рисование печатным способом. |
|
| 1 | ||
5.5 | Зима - художница, рисует... |
| 1 |
| ||
5.6 | Пальчиковое рисование. |
|
| 1 | ||
5.7 | Волшебные ладошки. |
| 1 | 6 |
| |
5.8 | Трафаретный способ рисования. |
|
| 1 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспозиция работ) | |
5.9 | Способ набрызга рисунка. |
|
| 1 | ||
5.10 | Открытка к 23 февраля. |
|
| 1 | ||
5.11 | Коллективная работа. |
|
| 1 | ||
6.1 | Рисование растений. Цветы, деревья, травы. | 12 |
| 1 | ||
6.2 | Открытка к 8 марта |
| 1 |
| Итоговый контроль (собеседование, выполнение творческих упражнений, выставка. Тестирование ) | |
6.3 | Рисование растений по этапам |
|
| 1 | ||
6.4 | Рисование декоративных растений. |
|
| 1 | ||
6.5 | Рисование растений с помощью геометрических фигур |
|
| 1 | ||
6.6 | Растительный и животный мир. |
|
| 2 | ||
6.7 | Пасхальные открытка. |
|
| 1 | ||
6.8 | Рисование животных. Дикие и домашние животные. |
|
| 1 | ||
6.9 | Рисование животных с помощью геометрических фигур |
|
| 1 | ||
6.10 | Рисование животных по этапам. |
|
| 1 | ||
6.11 | Коллективная работа |
|
| 1 | ||
7.1 | Мир, Труд, Май | 7 |
| 2 | ||
7.2 | Этот День Победы... |
|
| 2 | ||
7.3 | Цветочная открытка. |
|
| 1 | ||
7.4 | Рисунок – фантазия. Свободная тема. |
|
| 1 | ||
7.5 | Итоговое праздничное мероприятие. |
|
| 1 | ||
| Итого: | 72 | 14 | 58 |
|
1.4.Содержание учебного плана
Раздел 1. Чем рисует художник?
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с работой кружка, инструментами и материалами для работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т.
Практика: Выполнение рисунка на свободную тему, для выявления умений и навыков обучающихся.
Раздел 2. Основы рисунка. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг.
Тема 1.Цветовой круг. Цвета радуги
Теория: рисунок, как основа изображения, 7 цветов радуги, цветовой круг.
Практика: выполнение цветового круга и рисунка радуги акварелью.
Тема2. Основные и дополнительные цвета
Теория: понятие основных и дополнительных цветов
Практика: выполнение работы по смешиванию цвета.
Тема 3.Теплые цвета
Теория: понятие теплых цветов, просмотр таблицы и рисунков
Практика: рисование осенних листьев, веточки рябины акварелью.
Тема4. Холодные цвета
Теория: понятие холодных цветов, изучение цветовой таблицы
Практика: рисование подводного мира, букета синих цветов акварелью.
Тема5. Королевство красок.
Теория: вопросы по изученным темам.
Практика: рисование - игра.
Тема6. Коллективная работа"Разноцветная страна"
Теория: повторение изученного материала
Практика: выполнение коллективной работы на закрепление изученного материала
Тема7. Осеннее настроение
Теория: вопросы по изученным темам.
Практика: игра - викторина посвященная краскам и цветам.
Раздел 3. Аппликация и рисование – творческое содружество.
Тема1. Аппликация инструменты и материалы(2часа)
Теория: Аппликации, виды аппликации, инструменты и материалы, инструктаж по ОТ, техника безопасности при работе с клеем и ножницами.
Практика: выполнение основных приемов работы, склеивание деталей
Тема2. Аппликация из бумаги
Теория: инструктаж по ОТ, приемы отрывной аппликации
Практика: выполнение отрывной аппликации Осеннее дерево, Облака
Тема3. Аппликация и рисование.
Теория: инструктаж по ОТ, приемы совмещения аппликации и рисования.
Практика: выполнение аппликации Кораблик, острова в океане. Дорисовывание работы цветными карандашами.
Тема4. Объемная аппликация.
Теория: инструктаж по ОТ, приемы объемной аппликации
Практика: выполнение аппликации букет цветов. Дорисовывание работы цветными карандашами.
Тема5. Коллективная работа
Теория: повторение изученного материала
Практика: выполнение коллективной работы на закрепление изученного материала.
Раздел 4:Основы оригами.
Тема1. Оригами – что это такое?
Теория: Бумага, ее свойства. История возникновении оригами и его развитии как об одном из видов творчества. Техника безопасности при работе с ножницами
Практика: Упражнение на выполнение складывания (диагональ, квадрат, треугольник)
Тема2. Оригами. Приемы складывания.
Теория: поэтапное выполнение. Техника безопасности при работе с ножницами
Практика: приемы складывания выполнение базовых форм для поделок.
Тема3. Оригами. Плоскостное складывание.
Теория: поэтапное выполнение. Техника безопасности при работе с клеем.
Практика: выполнение простых фигурок (тюльпан, кошка, собака), дорисовывание образа.
Тема4. Оригами. Объемное складывание.
Теория: поэтапное выполнение. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: выполнение фигурок (синичка, уточка, пингвин), раскрашивание готовых поделок.
Тема5. Коллективная работа
Теория: повторение изученного материала
Практика: выполнение коллективной работы на закрепление изученного материала
Тема6. Оригами Волшебные снежинки
Теория: поэтапное выполнение. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: складывание и вырезание снежинок разными способами, выполнение объемных снежинок.
Тема7. Оригами. Новогодние игрушки
Теория: поэтапное выполнение. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практика: выполнение более сложных фигурок (лебедь, журавлик). Изготовление отдельных частей для выполнения объемной творческой работы. Раскрашивание готовых поделок.
Раздел5.Рисование нетрадиционными материалами.
Тема1. Рисование нетрадиционными материалами
Теория: Различные способы рисования без кисти: с помощью ниток, штампов, воска и т.д., демонстрация различных способов рисования
Практика: выполнение рисунков-образцов с помощью набрызга.
Тема2. Рисование со свечкой
Теория: этапы работы, демонстрация выполнения, показ готовых работ.
Практика: выполнение рисунка с помощью кусочка парафина, дорисовывание работы акварелью.
Тема3. Рисование по сырому, салют
Теория: этапы выполнения, показ готовых работ.
Практика: выполнение рисунков Салют, звездочки, северное сияние с помощью губки.
Тема4. Рисование печатным способом
Теория: объяснение хода работы, демонстрация выполнения, показ готовых работ.
Практика: выполнение рисунков Снежного дерева, бабочки с помощью штампов.
Тема5. Зима - художница рисует...
Теория: беседа о зимних праздниках и забавах .
Практика: Игра - викторина по рисованию посвященная зимним играм, праздникам, загадки про зиму.
Тема6. Пальчиковое рисование
Теория: техника безопасности, объяснение хода работы, демонстрация выполнения, показ готовых работ.
Практика: выполнение рисунков пальцами. Свободная тема.
Тема7. Волшебные ладошки
Теория: демонстрация выполнения, показ готовых работ.
Практика: выполнение рисунков покрашенной ладонью. Свободная тема.
Тема 8.Трафаретный способ рисования
Теория: Понятие трафарет, этапы выполнения, показ готовых работ.
Практика: выполнение рисунков с помощью засушенных листьев, картонных заготовок.
Тема9. Способ штампа
Теория: техника безопасности, этапы работы, показ готовых работ.
Практика: выполнение рисунков Снежного дерева, бабочки с помощью штампов.
Тема10. Открытка к 23 февраля
Теория: беседа о празднике 23 февраля. Воспитание патриотизма и уважения к защитникам Отечества.
Практика: выполнение открытки к празднику в любой понравившейся технике рисования.
Тема11. Коллективная работа
Теория: повторение изученного материала
Практика: выполнение коллективной работы на закрепление изученного материала.
Раздел 6.Рисование животных и растений.
Тема1. Рисование растений. Цветы деревья травы
Теория: окружающий мир животных и растений, бережное отношение к природе.
Практика: выполнение рисунка животного или растения цветными карандашами.
Тема 2.Открытка на 8 марта
Теория: беседа о празднике 8 марта. Проявление любви и заботы к мамам.
Практика: выполнение открытки к празднику. Букет цветов.
Тема3. Рисование растений по этапам
Теория: Правила рисования по этапам, по образцу, по памяти и представлению, схемы рисования.
Практика: поэтапное выполнение набросков (цветы, трава, деревья,), выполнение рисунков живой природы (лес, пустыня, тропики и т.д.).
Тема4. Рисование декоративных растений
Теория: сказки о волшебных растениях, иллюстрации к рассказам и сказкам.
Практика: выполнение рисунка по представлению.
Тема5. Рисование растений с помощью геометрических фигур
Теория: Способы выполнения работы с помощью простых и сложных геометрических фигур. Демонстрация готовых рисунков.
Практика: выполнение рисунка цветка с помощью кружков, линий, треугольников. Свободное исполнение работы.
Тема6. Растительный и животный мир
Теория: презентация "Природа вокруг нас", беседа о бережном отношении к природе и животным
Практика: игра - викторина "угадай животное по цвету"
Тема7. Пасхальная открытка
Теория: беседа Пасха – светлый праздник. Символы Пасхи.
Практика: Выполнение открытки Пасхальный кролик, Пасхальные цыплята, расписные яйца.
Тема8. Рисование животных по этапам
Теория: Беседа о диких и домашних животных. Правила рисования по этапам, по образцу, по памяти и представлению. Просмотр иллюстраций.
Практика: Выполнение рисунков животных по этапам (кошка, гусь, жираф, слон и тд.), по представлению.
Тема9. Коллективная работа
Теория: повторение изученного материала
Практика: выполнение коллективной работы на закрепление изученного материала.
Раздел 7.Тематическое рисование.
Тема1. Мир, труд, май
Теория: майские праздники, символы мира.
Практика: Выполнение рисунка голубей, веточки сирени, воздушных шаров в небе, творческая работа учащихся.
Тема2. Этот День Победы
Теория: Великая Победа, память о подвигах дедов и прадедов.
Практика: рисование Георгиевской ленточки, цветов, салюта.
Тема3. Цветочная открытка
Теория: этапы выполнения открытки, техника безопасности при работе с клеем и ножницами.
Практика: Выполнение открытки на свободную тему, творческая работа учащихся. Дорисовывание открытки цветными карандашами.
Тема4. Рисунок – фантазия. Свободная тема.
Теория: Беседа о творчестве в жизни человека.
Практика: Выполнение творческих работ. Самостоятельный выбор материала для выполнения рисунка. Подготовка к выставке обучающихся.
Тема5. Игра "Что я знаю"
Практика: Тестирование по пройденным темам, игра - викторина
Тема6. Итоговое занятие.
Теория: Беседа о том, что нового узнали, что хотели бы узнать, закрепление пройденного материала.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график
Талица № 2
№п\п | Группа | Год обучения, номер группы | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Нерабочие праздничные дни | Сроки проведения промежуточной аттестации |
1 | №1 | 1 год обучения | Сентябрь | Май | 34 | 165 | 165 | По 1 часу 2 раза в неделю | 6 ноября. С 1-7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая,
| Декабрь. май |
2.2. Оценочные материалы
Для оценки результатов обучения на стартовом уровне проводится комплексный мониторинг и промежуточная диагностика в конце каждого полугодия.
Комплексный педагогический мониторинг включает в себя: мониторинг результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка) (Приложение 1); мониторинг уровня выраженности личностных способностей учащихся дошкольного возраста (Приложение 3) и проявления ключевых компетенций (Приложение 2); сводную карту педагогического мониторинга (Приложение 4)
Результатом обучения на стартовом уровне является освоение обучающимися программы и переход на базовый уровень не менее 25% детей, освоивших программу.
2.3. Формы аттестации
Опрос, практическая работа, тестирование, самостоятельная творческая работа, мини-выставка, выставка, творческий отчет, проект, защита проекта.
Аттестация проводится дважды в течение учебного года: в конце первого полугодия, в конце второго полугодия.
2.4. Методические материалы
На занятиях используются следующие дидактические материалы: образцы фрагментов и готовых изделий по тематике разделов как раздаточные и наглядные материалы; пакет алгоритмов для проектной деятельности; карточки тестирования; перечень вопросов для тематических опросов, бесед; журналы и специализированная учебная литература по различным видам росписи; фото- и видеоматериалы по темам занятий.
Методы обучения
В процессе реализации программы применяются следующие методы и приемы обучения:
- словесный метод (рассказ, объяснение);
- наглядно-зрительный метод (показ педагога, видеоматериалов);
- наглядно-слуховой метод (личный показ педагога с комментариями)
- практический метод (совместная работа по созданию композиций);
- репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
- метод формирования интереса к учению (игра, создание ситуаций успеха, приёмы занимательности);
- методы проблемного обучения (поиск способов разрешения проблемных ситуаций);
- методы поисково-исследовательской деятельности (проектная деятельность);
- метод самоконтроля (самостоятельная работа учащихся, подготовка к выставкам, анализ собственных готовых работ);
- метод контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тест, творческие задания).
Педагогические технологии
В образовательном процессе используются элементы следующих педагогических технологий:
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технологии коллективной творческой деятельности;
- технологии педагогики сотрудничества («проникающая технология»);
- технологии проблемного обучения;
- технологии развивающего обучения;
- технологии мастер-классов.
Дидактические материалы. Индивидуальные комплекты дидактических материалов для каждого обучающегося, рабочие тетради, карточки с заданиями, специализированная учебная литература, тематические фото - и видеоматериалы.
Дидактические и методические материалы представлены в таблице
№ п/п | Тема занятия | Дидактические и методические материалы |
|
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях | ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/4788-pravila-raboti-na-yrokah-tehnologii-v-nachalnoi-shkole |
|
2 | Цветовой круг. Цвета радуги | Работа с природным материалом https://infourok.ru/rabota-s-prirodnym-materialom-v-nachalnoj-shkole-5280963.html
https://uchi.ru/teachers/groups/16173673/subjects/6/course_programs/2/cards/38168
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2019/12/21/osenniy-peyzazh-poetapno |
|
Холодные цвета |
| ||
Королевство красок. |
| ||
Осеннее настроение
|
| ||
3 | Аппликация и рисование – творческое содружество. | Как и из чего делают бумагу. https://vk.com/video-60805723_456239020?list=cf6177fc71c8be4638 История возникновения ножниц https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/01/26/istoriya-vozniknoveniya-nozhnits https://dzen.ru/a/ZDQx923IxCOErs8W Аппликация https://ru.wikipedia.org/wiki/Аппликация |
|
Объемная аппликация. |
| ||
Аппликация и рисование. |
| ||
| |||
4 | Основы оригами.
|
История оригами https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/03/prezentatsiya-origami-nachinaetsya-s-bazovyh-form поэтапное выполнение
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2019/01/07/didakticheskoe-posobie-v-tehnike-origami |
|
Оригами. Плоскостное складывание. |
| ||
Оригами. Новогодние игрушки |
| ||
5 | Рисование нетрадиционными материалами | Рисование нетрадиционными материалами https://infourok.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada-i-shkoly-4147072.html
Пальчиковое рисование https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-palchikovoe-risovanie-2448316.html |
|
6 | Рисование печатным способом | Нетрадиционный способ рисования
https://infourok.ru/master-klass-netradicionnoj-tehniki-risovaniya-pechat-vetochkoj-kak-rezultat-raboty-po-proektu-cvetnye-ladoshki-6351663.html
Изготовление пасхальной открытки
https://infourok.ru/plan-uroka-konspekt-po-tehnologii-klass-3197445.html |
|
Пальчиковое рисование
|
| ||
Пасхальные открытка |
| ||
Рисование животных с помощью геометрических фигур |
| ||
7 | Мир, Труд, Май | https://infourok.ru/proekt-pozdravitelnaya-otkrytka-svoimi-rukami-4144761.html
Реальность и фантазия https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-izo-v-klasse-na-temu-realnost-i-fantaziya-1562565.html |
|
Цветочная открытка. |
| ||
Рисунок – фантазия. Свободная тема. |
|
2.5. Материально-технические условия
Кабинет. Для занятий объединения используется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г). Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением, с проточным водоснабжением. Кабинет эстетически оформлен, правильно организованы рабочие места. Места хранения инструментов и материалов соответствуют технике безопасности.
Оборудование, инструменты, материалы. Столы (со столешницей с регулируемым наклоном) и стулья для учащихся, мольберты, доска настенная, шкафы, - плакат «Цветовой круг»; справочная и специальная литература, демонстрационные стенды, ноутбук, проектор, документ-камера, интерактивная доска.
В процессе обучения используются кисти, губки, пяльцы, рамки, яичная скорлупа для писанок, салфетки, предметы для декорирования, ножницы, образцы готовых работ и изделий, инструкции по безопасным условиям труда (при работе с ножницами, красками), справочная и специальная литература.
Акварельная бумага ФА3, ФА1, дизайнерский картон, гуашевые, акварельные и акриловые краски, краски для батика и писанок, отрезы ткани разной фактуры для батика и аппликации, тушь, анилин, клей, воск, вощеный шнур, альбом с образцами рисунков, ластики, карандаши простые и цветные.
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности, так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности. В нашем обществе основными критериями отношения к труду, людям, окружающему миру всегда были, есть и будут нравственные критерии, без которых невозможно дать настоящую оценку даже самому яркому профессиональному мастерству, ведь нравственность является основой человеческих взаимоотношений, жизни человека в обществе. Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности. «Взращивание» культурной личности ребенка происходит постепенно: начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом, – пониманием и желанием участвовать самому.
Следует отметить, что воспитание нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Поэтому наша работа по воспитанию будущих граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, мы учим детей быть скромными, честными, принципиальными, учим любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям
3.1. Цели воспитательной программы
Цель: разностороннее развитие и воспитание творческой, активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам нетрадиционного изображения.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:
- формировать способности к самоорганизации;
- формировать общественно активную личность с четкой гражданской позицией;
- формировать культуру общения и поведение в социуме;
- воспитывать навыки ведения здорового образа жизни;
- формировать: трудолюбие, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и результатам труда;
- воспитывать любовь к изобразительному искусству.
3.2. Формы организации деятельности.
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий; показ способов действия с инструментами и материалами;
- беседа/разговор;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы)
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- анализ выполненных работ;
- непосредственно творческий процесс
- сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- экспериментирование с различными художественными материалами;
- экскурсия, экспедиция, ярмарка;
- выставки лучших работ, использование работ в оформлении кабинета.
3.3. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа;
-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, изучение качественных показателей, таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками.
Для исследования результативности воспитательной работы используется совокупность критериев и показателей.
3.4. Календарный план воспитательной работы
№ п\п | Название мероприятия, события | Форма проведения | Срок и место проведения | Ответственный |
1 | Дидактическая игра: «Перо павлина» | Игровая программа | Сентябрь | Педагог-организатор |
2 | Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень» | Выставка | Октябрь | Педагог-организатор |
3 | Презентация: «Животные нашего леса» | Презентация | Ноябрь | ПДО |
4 | «Малая родина. За что мы любим свой город.» Д/и «Что в родном городе есть» | Беседа | Ноябрь | ПДО |
5 | Беседа: "Что такое хорошо, что такое плохо" | Беседа | Декабрь | ПДО |
6 | Сюрпризный момент: «Поздравление Деду Морозу, именинник благодарит детей за подарки и приносит угощение. Чаепитие.» | Представление | Декабрь | Педагог-организатор |
7 | «Мои друзья» | Викторина | Январь | ПДО |
8 | Выставка работ «Снеговик – лучший друг Деда Мороза» | Выставка | Январь | ПДО |
9 | Презентация: «Животные Южного полюса» | Презентация | Февраль | ПДО |
10 | Создание игровой ситуации: «Путешествие в подводный мир» | Игра | Февраль | ПДО |
11 | Рассматривание репродукций натюрмортов с вазами. | Презентация | Март | Педагог-организатор |
12 | Рассматривание репродукций натюрмортов с цветами. | Презентация | Март | ПДО |
13 | Презентация «Большие аквариумы в больших городах» | Презентация | Март | ПДО |
14 | Беседа: «Весна идет! Весне дорога!», музыкальное сопровождение: песенка о весне муз Г. Фрида, слова Н. Френкель, «Весна-красна идёт» | Беседа | Апрель | Педагог-организатор |
15 | «День Победы». Беседа о подвиге наших солдат, людей во время ВОВ; просмотр презентации. | Выставка | Апрель | ПДО |
16 | Круглый стол: «Берегите природу» | Беседа | Май | ПДО |
17 | Презентация: «К бабушке в деревню», дидактическая игра «Съедобные- несъедобные грибы» | Презентация | Май | Педагог-организатор |
IV. Список литературы
4.1. Список литературы, рекомендованный педагогам
1. Алферова Е.Л. Костюмы Курской губернии. – Изд-во: ОБУК Курский дом народного творчества, 2012.
2. Алферова Е.Л. Народный костюм Курской губернии. – Изд-во: ОБУК Курский дом народного творчества, 2006.
3. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572.
4. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. -256 с.
5. Давыдов С. Батик: техника, приемы, изделия. – М.: АСТпресс, 2010. – 84с.
6. Давыдова Ю. Роспись по шелку: платки, панно, палантины в технике «батик». – Изд. 2-е. Издательство: Феникс, 2006. – 220 с.
7. Данильченко Л. А., Скребцова Т. О. Шелковые картины в технике холодного батика. Серия: Город мастеров. – Издательство: Феникс, 2007. – 224 с.
8. Дворкина И. Батик: горячий, холодный, узелковый. Издательство: Радуга, 2008. – 240 с.
9. Дьюбери Д. Роспись по ткани. 40 стильных проектов. – Издательство: Арт-Родник, 2009. – 128 с.
10. Жолобчук А.Я. Подарки из батика. Серия: Подарок своими руками. Издательства: АСТ, Сталкер, 2006. – 80 с.
11. Зайцева О.В. Батик. Серия: Своими руками. – СПб: Издательства АСТ, Астрель Ю, 2008. – 80 с.
12. Кастль-Брайтнер К. Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани. – Издательство: Арт-Родник, 2008. – 48 с.
13. Красюкова А.Ю. Роспись одежды. Серия: Серебряная библиотека увлече- ний. – СБУ: Издательство АСТ-Пресс, 2015. – 96 с.
14. Масалова Е.В. Батик в интерьере Серия: Город мастеров. Издательство: Феникс, 2006. – 81 с.
15. Нестеренко Т.Ю. Рушники Курской губернии, Изд-во: ОБУК Курский дом народного творчества, 2012.
16. Русский орнамент X-XVI веков по древним рукописям. – Москва, Изд-во: Арт – Родник, 2008.
17. Савахата Леса. Гармония цвета (справочник). – Москва, Астрель-Аст, 2006.
18. Синеглазова М.О. Батик. Серия: Делаем сами. Издательство: Издательский Дом МСП, 2004. – 96 с.
19. Терешина Г. В. Батик своими руками. Серия: Ручная работа. – Издательство: АСТ-Пресс, 2009. – 88 с.
20. Шилкова Е. Волшебный батик. Серия: Школа рукоделия. – Москва: Изд. РИПОЛ-классик, 2012. – 112 с.
21 Эм А. Батик: 100 уникальных примеров. Самоучитель. – Издательство Харвест, 2010. – 256 с.
4.2. Список литературы, рекомендованный родителям
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: издательский дом «Федоров», 2015. - 48 с.
Малышева А.Н. Аппликация – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2002
Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997.
Докучаева Н. Сказки из даров природы. / - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Валери СПД», 1998
4.3. Список рекомендованной литературы для обучающихся
1. Давыдов С. Батик: техника, приемы, изделия. – М.: АСТпресс, 2010. – 184 с.
2. Жолобчук А.Я. Подарки из батика. Серия: Подарок своими руками. Издательства: АСТ, Сталкер, 2006. – 80 с.
3. Дворкина И. Батик: горячий, холодный, узелковый. Издательство: Радуга, 2008. – 240 с.
4. Красюкова А.Ю. Роспись одежды. Серия: Серебряная библиотека увлече- ний. – СБУ: Издательство АСТ-Пресс, 2015. – 96 с.
5. Батик: 100 уникальных примеров. Самоучитель. – Издательство Харвест, 2010. – 256 с.
4.4. Электронные интернет - ресурсы, рекомендованные педагогам и учащимся
1. http://www.liveinternet.ru/users/softlabirint/post328443031/ – Библиотека Батика (10 книг) [Электронный ресурс]
2. https://www.youtube.com/watch?v=yaIn5PXg8T8 – Видеоурок «Технология батика» [Электронный ресурс]
3. https://www.youtube.com/watch?v=VaGumWO4LsU – Видео мастер-класса по батику. Техника «холодный батик» [Электронный ресурс]
4. http://blogbatik.ru/ – Сайт «Батик для начинающих». Книги, видео [Электронный ресурс]
5. http://uamasters.com.ua/blog/handmade-master-klassy/rospis-po-tkani-batik/batik-dlya-nachinayuschih-video-master-klassy-po-4-m-populyarnym-tehnikam.html – Батик для начинающих: видео мастер-классы по 4-м популярным техникам батика [Электронный ресурс]
6. https://www.youtube.com/watch?v=HZQaGVxPWDQ – Элементы народной росписи (видео)
7. https://www.youtube.com/watch?v=eK4qWbZVPyM Мастер-класс «Городецкая роспись. Ягодка» (видео)
8. https://www.youtube.com/watch?v=eA6waBWKMII Мастер-класс «Городецкая роспись». Каплевидные листики (видео)
9. https://www.youtube.com/watch?v=PyKrtjJX4T4 – Рисуем городецкий цветок (видео)
10. https://www.youtube.com/watch?v=2-a8EbPAtGI – Городецкая роспись. Основные элементы (видео)
11. https://www.youtube.com/watch?v=RIfqtBJTS0A – Подготовка деревянного изделия к росписи (видео)
12. https://www.youtube.com/watch?v=Az-Qx2pMXSw – Роспись по дереву. Мастер класс «Роспись дощечки гуашью» (видео)
13. https://www.youtube.com/watch?v=hiyqcq6777s – Роспись разделочной доски акриловыми красками (видео)
14. https://www.youtube.com/watch?v=kA0Dz60Znlg – Роспись по дереву. Техника одного мазка (видео)
15. https://www.youtube.com/ watch?v=zc7UQWvRfxg – Точечная роспись
17. https://www.youtube.com/watch?v=WUjqeUPrx2E – Творческая мастерская. Роспись по дереву. Часть 1 (видео)
18. https://www.youtube.com/watch?v=ZfDA_FeWysY – Русская традиционная деревянная игрушка. Роспись по дереву (видео)
Приложение 1
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Акварелька»
Объединение «Искусство росписи», 2022-2023 уч. год
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого показателя | Кол-во баллов | Способы отслеживания результатов |
1. Теоретическая подготовка | ||||
1.1.Теоретические знания (по разделам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | Низкий уровень (учащийся овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой в конкретный период) | 1 | Тестирование, контрольный опрос |
Средний уровень (объём усвоенных учащимся знаний составляет более ½) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся освоил весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период) | 3 | |||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Низкий уровень (учащийся часто избегает употреблять специальные термины) | 1 | Собеседование, тестирование |
Средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся употребляет специальные термины осознанно, в полном соответствии с их содержанием) | 3 | |||
2. Практическая подготовка | ||||
2.1. Практические умения и навыки (по разделам учебного плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Низкий уровень (учащийся овладел программными умениями и навыками менее чем ½) | 1 | Контрольное задание, практическая работа |
Средний уровень (объём освоенных учащимся умений и навыков составляет более ½) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся овладел всеми программными умениями и навыками за конкретный период) | 3 | |||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Низкий уровень (учащийся испытывает значительные затруднения при работе с оборудованием) | 1 | Контрольное задание, практическая работа |
Средний уровень (учащийся работает с оборудованием с помощью педагога) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся работает с оборудованием самостоятельно, без затруднений) | 3 | |||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Низкий (элементарный) уровень (учащийся может выполнять лишь простейшие практические задания педагога) | 1 | Учебный проект, выставка |
Средний (репродуктивный) уровень (учащийся в основном выполняет задания на основе образца) | 2 | |||
Высокий (творческий) уровень (учащийся выполняет практические задания с элементами творчества) | 3 |
Критерии оценки результатов обучения учащихся:
- (Н) низкий уровень – 1 балл за каждый показатель;
- (С) средний уровень – 2 балла за каждый показатель;
- (В) высокий уровень – 3 балла за каждый показатель.
Примечание
Для показателей пунктов 1.1 и 2.1 оценивается каждый раздел учебного плана программы и высчитывается количество балов на основе среднего арифметического.
Приложение 2
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Акварелька»
Объединение «Искусство росписи», 2022-2023 уч. год
Ключевые компетенции | Критерии | Уровень проявления оцениваемой компетенции | Способы отслеживания результатов |
3.1. Ценностно-смысловые компетенции | Нравственные ориентиры, понимание ценности здоровья, семьи, учения, внутренняя мотивация к обучению, соблюдение моральных норм в социуме | Низкий уровень (учащийся не воспринимает или слабо воспринимает ценностные установки по отношению к себе) | Наблюдение |
Средний уровень (учащийся осознает ценностные смыслы только в значимых для себя событиях) | |||
Высокий уровень (учащийся демонстрирует интериоризацию ценностных смыслов в любых ситуациях) | |||
3.2. Учебно-познавательные компетенции | Самостоятельная познавательная деятельность, умение ставить цель и планировать работу, анализировать, сопоставлять, делать выводы | Низкий уровень (учащийся затрудняется с целеполаганием, планированием, анализом, самооценкой, почти не проявляет познавательной активности) | Анализ практической, исследовательской работы |
Средний уровень (учащийся с помощью педагога определяет цель, план, результативность своей работы, проявляет познавательную активность к ряду разделов программы в конкретный период) | |||
Высокий уровень (учащийся самостоятельно определяет цель, составляет план работы, анализирует, сопоставляет, делает выводы, проявляет интерес и высокую познавательную активность ко всем разделам программы в конкретный период) | |||
3.3. Информационные компетенции | Овладение основными современными средствами информации, поиск, структурирование, применение новой информации для выполнения работы, для самообразования | Низкий уровень (учащийся слабо ориентируется в источниках информации, испытывает значительные затруднения в ее поиске, структурировании, применении) | Анализ практической, исследовательской работы |
Средний уровень (учащийся с помощью педагога выбирает, структурирует и применяет информацию, в том числе для самообразования) | |||
Высокий уровень (учащийся самостоятельно находит источники информации, выбирает новый материал для выполнения работы, для самообразования) | |||
3.4. Коммуникативные компетенции | Способы продуктивного и бесконфликтного взаимодействия в коллективе, речевые умения (изложить свое мнение, задать вопрос, аргументировано участвовать в дискуссии) | Низкий уровень (речевые умения учащегося выражены слабо, поведение в коллективе неуверенное или отстраненное, взаимодействие малопродуктивное) | Наблюдение |
Средний уровень (учащийся побуждается педагогом к коллективной деятельности, участвует в обсуждениях и дискуссиях выборочно, больше слушает, чем говорит сам) | |||
Высокий уровень (учащийся активно и доказательно участвует в коллективных дискуссиях, легко встраивается в групповую работу, поддерживает бесконфликтный уровень общения) | |||
3.5. Компетенции личностного самосовершенствования | Виды мышления, мыслительная деятельность, психосоматические способности, положительные личностные качества | Низкий уровень (мышление учащегося в основном образное, слабо выражены способности к анализу, синтезу, сравнению, классификации, психосоматические способности развиты незначительно, личностные качества направлены на реализацию своих интересов) | Наблюдение |
Средний уровень (мышление учащегося в целом ассоциативно-образное с элементами логического, абстрактного, пространственного мышления, психосоматические способности проявляются с помощью педагога, личностные качества частично транслируются в коллектив) | |||
Высокий уровень (мышление учащегося комбинированное с преобладанием сложных видов, психосоматика уверенная, самостоятельная, личностные качества позитивные и в целом транслируются в коллектив) | |||
3.6. Общекультурные компетенции | Культура общения в коллективе, в быту, самоконтроль эмоций и поведения, духовно-нравст-венные основы, расширение картины мира | Низкий уровень (учащийся не контролирует эмоции и поведение, духовно-нравст-венные основы неустойчивы и слабо осознаются) | Наблюдение |
Средний уровень (эмоции и поведение учащегося регулируются с помощью педагога, в разной степени выражены, частично расширена картина мира) | |||
Высокий уровень (учащийся полностью контролирует свои эмоции и поведение, духовно-нравственные представления ориентированы на социум, на позитивное мировосприятие) |
Условные обозначения:
Н – низкий уровень;
С – средний уровень;
В – высокий уровень.
Приложение 3
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВЫРАЖЕННОСТИ
ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа «Акварелька»
Объединение «Искусство росписи», 2022-2023 уч. год
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Уровни выраженности оцениваемого показателя | Обозначение уровня | Способы отслеживания результатов |
1. Познавательные способности | Проявленная любознательность, познавательная активность, стремление осваивать новое | Низкий уровень (пассивная позиция учащегося при изучении и освоении нового, активность побуждается извне) | Н | Наблюдение |
Средний уровень (слабая активная позиция, активность частично побуждается самим учащимся) | С | |||
Высокий уровень (постоянная активная позиция учащегося, внутренняя потребность узнавать новое) | В | |||
2. Мыслительные способности | Способности к умственной и мыслительной деятельности | Низкий уровень (слабо проявлены конкретные и абстрактные виды мышления; анализ, аналогия, сравнение, классификация только с помощью педагога) | Н | Наблюдение |
Средний уровень (конкретные виды мышления развиты достаточно, абстрактные – частично; анализ, аналогия, сравнение, классификация вызывают затруднения, частично выполняются с помощью педагога, частично – самостоятельно) | С | |||
Высокий уровень (конкретные и абстрактные виды мышления учащегося продуктивны, активно задействованы; анализ, аналогия, сравнение, классификация не вызывают затруднений, способны выполняться учащимся самостоятельно) | В | |||
3. Психосоматические способности | Согласованность умственных команд и различных моторных реакций | Низкий уровень (отслежена слабая связность мелкой и общей моторики, пальцевой сенсорики учащегося; действия, связанные с точностью движений, глазомером, двигательной активностью, выполняются с помощью педагога, редко – самостоятельно) | Н | Наблюдение |
Средний уровень (отслежена уверенная связность мелкой и общей моторики, пальцевой сенсорики учащегося; вызывают частичные затруднения действия, связанные с точностью движений, глазомером, двигательной активностью) | С | |||
Высокий уровень (отслежена точная связность мелкой и общей моторики, пальцевой сенсорики учащегося; действия, связанные с точностью движений, глазомером, двигательной активностью не вызывают затруднений, выполняются учащимся самостоятельно) | В | |||
4. Коммуникативные способности | Стремление к позитивному взаимодействию в коллективе, следование социальным и культурным нормам, проявленные речевые способности, проявленные положительные качества личности | Низкий уровень (учащийся пассивен или слабо контактен в коллективном взаимодействии, следует социальным и культурным нормам часто при побуждении извне, речевые умения часто затруднены, положительные качества личности проявлены частично, часто – подражательно) | Н | Наблюдение |
Средний уровень (учащийся частично активен в коллективном взаимодействии, часто осознанно следует социальным и культурным нормам, речевые умения иногда затруднены и требуют участия педагога, положительные качества личности проявлены часто в достаточной мере) | С | |||
Высокий уровень (учащийся положительно активен в коллективном взаимодействии, следует социальным и культурным нормам осознанно, его речевые умения не затруднены и проявлены в полной мере, качества личности всегда проявляются положительно) | В |
Условные обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень
Приложение 4
Сводная карта педагогического мониторинга
на 2022-2023 учебный год
Ф.И.О. педагога дополнительного образования _________________________
Результаты обучения по программе
«Акварелька»
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | Образовательно-предметные результаты | Итого | ||||||
Теория | Практика | ||||||||
Полугодия | |||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | ||||||
1 | | | | | | | |||
2 | | | | | | | |||
3 | | | | | | | |||
4 | | | | | | | |||
5 | | | | | | | |||
6 | | | | | | | |||
7 | | | | | | | |||
8 | | | | | | | |||
9 | | | | | | | |||
10 | | | | | | | |||
11 | | | | | | | |||
12 | | | | | | | |||
13 | | | | | | | |||
14 | | | | | | | |||
15 | | | | | | |
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | Уровень проявления ключевых компетенций | ||||||||||||||||
Ценностно-смысловые | Учебно-познавательные | Информационные | Коммуникативные | Личностного самосовершенствования | Общекультурные | |||||||||||||
Полугодия | Полугодия | Полугодия | Полугодия | Полугодия | Полугодия | |||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | |||||
2 | | | | | | | | | | | | | | |||||
3 | | | | | | | | | | | | | | |||||
4 | | | | | | | | | | | | | | |||||
5 | | | | | | | | | | | | | | |||||
6 | | | | | | | | | | | | | | |||||
7 | | | | | | | | | | | | | | |||||
8 | | | | | | | | | | | | | | |||||
9 | | | | | | | | | | | | | | |||||
10 | | | | | | | | | | | | | | |||||
11 | | | | | | | | | | | | | | |||||
12 | | | | | | | | | | | | | | |||||
13 | | | | | | | | | | | | | | |||||
14 | | | | | | | | | | | | | | |||||
15 | | | | | | | | | | | | | |