Нижне – Колыбельский филиал МБОУ лицея
села Хлевное Хлевенского района Липецкой области
группа полного дня
«Дружная семейка»
(конспект познавательного занятия в средней группе)
Воспитатель: Черникова Н.В.
Программное содержание:
Закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу.
Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких,
сбор информации с помощью родителей. Словарная работа:
Ввести в словарь: мизинец, безымянный, средний, указательный,
большой пальцы.
Активизировать слова: любит, хвалит, помогает, заботится, ласковая,
добрая, красивая, любимая, папочка, папулечка , мамулечка.
Оборудование:
Силуэт ладошки из фанеры, шапочки на каждый палец ладошки, гуашь, силуэты перчаток на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Воспитатель изображает пальцами птичку, зайчика, петушка. Дети подражают воспитателю.
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать.
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре?
Воспитатель (показывает, разгибая из кулака пальцы и сопровождая движение текстом):
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!»
Дети подражают воспитателю. Воспитатель: О чем же эта игра? ( Добивается от детей ответа «О семье»).
Воспитатель показывает детям силуэт ладошки: У меня есть вот такая ладошка. Давайте найдем на ней самый маленький пальчик - мизинец. (Дети показывают).
Воспитатель: А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье? (Дети высказываются). Воспитатель предлагает надеть шапочку на мизинец ладошки-силуэта. Дети выполняют.
Воспитатель: Послушайте стихотворение: Мы с мамой делали котлеты, А за окошком дождик шел. Мы с мамой думали при этом, Как вместе быть нам хорошо! - О ком я вам прочитала? Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама? (Дети высказываются).
Воспитатель: А как вы помогаете маме? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает надеть шапочку на следующий палец ладошки-силуэта - безымянный. Дети выполняют.
Воспитатель: Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?
( Читает стихи Е.Серовой)
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь. (Ответы детей).
Воспитатель: Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? (Дети произносят ласковые слова).
Воспитатель предлагает надеть шапочку на средний палец, обозначающий папу, ладошки-силуэта. Дети выполняют.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем с нашими ладошками.
( Читает стихи Н. Голя и Г.Григорьева) (Сопровождает текст жестами и движениями. Дети подражают).
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки.
(Хлопают в ладоши).
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.
(Показывают руки ладонями вверх).
А у бабушки ладони
Добрые - предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга).
Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивают кулачком о ладони).
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу).
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Имитируют поглаживание).
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони).
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(Хлопают в ладоши). Воспитатель: Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте похвалим бабушку! Моя бабушка самая! ... (Ответы детей). Воспитатель предлагает надеть шапочку на указательный палец ладошки-силуэта.
Воспитатель: Дети, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это? Правильно, дедушка.
(Читает стихотворение Р. Гамзатова). У меня есть дедушка, Как зима, седой, У меня есть дедушка С белой бородой. Мне на все мой дедушка, Может дать ответ. И не стар мой дедушка, Хоть ему сто лет! Воспитатель: Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас?
(Дети рассказывают). Воспитатель предлагает надеть последнюю шапочку на большой палец.
Воспитатель: Дети! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. А как вы думаете, какой же домик у нашей семьи на ладошке? (Ответы детей). Пальчики живут в перчатке. У меня есть перчатки для «семейки» на вашей ладошке. Хотите украсить их, чтобы «домик» был красивым, нарядным, уютным? Давайте постараемся, чтобы «домик» украшали все «члены семьи», пусть каждый пальчик выберет свою краску и оставит след на перчатке.
Воспитатель использует нетрадиционную технику рисования - пальцами. Дети выполняют работу.
Музыкальное сопровождение: песня «Улыбка» В. Шаинского на слова М. Пляцковского.
Воспитатель предлагает рассмотреть домики-перчатки других детей, интересуется, какие пальчики принимали участие в составлении узора. (Словарная работа: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы).
Воспитатель: Дети! Я очень рада, что ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг другу и домики получились нарядными.