МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок географии в 6 классе
«Движения земной коры»
| Разработал учитель географии МБОУ Орловский УВК Шеремет Р.М. |
с. Орловское 2024
6 класс География Дата_______________
Тема: Движения земной коры.
Задачи урока:
- получить знания о видах движения земной коры; о вулканах, их строении, причинах возникновения, сформировать представления о горячих источниках и гейзерах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с горизонтальными и вертикальными движениями Земли, с землетрясениями, с вулканами, с гейзерами.
Метапредметные: – воспитывается аналитическое мышление, коммуникабельность.
Личностные: творческий подход, внимание и уважение к мнению других.
Содержание урока:
Движения земной коры:
горизонтальные;
вертикальные.
Землетрясения:
причины возникновения;
значение в природе.
Вулканы.
строение;
действующие, потухшие, уснувшие;
виды;
Горячие источники и гейзеры.
Сейсмические районы на земном шаре.
тест
Ход урока
I. Ориентация учащихся на урок
II. Изучение нового материала:
Движения земной коры.
На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия?
Думаю, что вывод можно сделать только один: земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются.
Хочу обратить ваше внимание на то, что существует причинно-следственная связь, в результате которой происходит движение земной коры.
Итак, главная причина движений земной коры – это процессы, происходящие внутри Земли. Исследование земной коры показало, что одни ее участки более устойчивы, другие – более подвижны.
Давайте вместе с вами рассмотрим и составим схему о том, какие виды движений свойственны земной коре.
Движения земной коры
Землетрясения.
В отдельных частях земной коры происходят грозные явления природы – землетрясения.
В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд или даже долей секунды одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров. Происходит смещение одних участков земной коры относительно других и в горизонтальном направлении. Причина образования землетрясений – внезапные смещения или разрывы на большой глубине в литосфере.
Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения.
Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения.
Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно. Сила землетрясения измеряется в баллах, от 1 до 12.
Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения. Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.
Вулканы.
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
Вулканы – особые по форме и составу пород горы.
Строение вулкана
Магма – (от греч. - густая мазь) – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Мантия – (от греч. – покрываю) – геосфера, окружающая ядро Земли. Вещество находится в твердом кристаллическом состоянии.
Лава – (от лат.- обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.
- Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются. (Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет).
Вулканы
Действующие | Потухшие | Уснувшие |
Которые извергаются, и сведения об этом на памяти человечества. Их насчитывается 800 | Об извержении не сохранилось никаких сведений. | Те, которые потухли вдруг начинают действовать. |
- Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь).
Виды вулканов.
Найдите вулканы на физической карте мира:
влк. Везувий
влк. Этна
влк. Котопахи
влк. Ключевская Сопка
влк. Фудзияма
влк. Орисаба
влк. Килиманджаро
Горячие источники и гейзеры.
Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются пара - водяные вулканы-гейзеры. Очень интересны их извержения.
Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определенные промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздается страшный грохот, вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная струя; она поднимается на 30-40 м и рассыпается в воздухе ослепительно белой мельчайшей пылью; водяные брызги еще не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются все выше и выше. Водяные струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги, поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные облака пара окутывают водяные столбы; в глубине раздается глухой удар, и сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Все смолкает…
Когда ветер разнесет густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды воронка, покрытая серо-пепельными натеками. В глубоком канале вода стоит спокойно и тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается клокотание и шипение воды, чтобы закончиться таким же величественным зрелищем.
Вопрос: Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
Вулканический пепел – удобрение для растений
Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений)- возводят здания
Горячая вода источников и гейзеров - для отопления теплиц и домов
Пар горячих источников - для вращения турбин электростанций
Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания
Сейсмические районы на земном шаре.
III. Закрепление нового материала
Тест.
Место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород?
А. эпицентр
Б. очаг
В. магма
Излившаяся магма называется:
А. жерло
Б. лава
В. очаг
Место на земной поверхности, находящееся над очагом:
А. очаг
Б. эпицентр
В. кратер
Канал, по которому поднимается магма:
А. жерло
Б. кратер
В. очаг
Фонтанирующий источник:
А. вулкан
Б. очаг
В. гейзер
Вопрос:
Может ли вулкан появиться в твоем дворе?
IV. Оценка знаний учащихся
V. Домашнее задание. Прочитать соответствующий параграф учебника.