СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двойная роль букв е, ё, ю, я. Урок №2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема изучается 2 урока. Представлен конспект урока №2.

Просмотр содержимого документа
«Двойная роль букв е, ё, ю, я. Урок №2»

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Урок №2

Класс: 5

Предметные цели урока:

  • Повторение темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка умений и навыков учащихся.

  • Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.  

II. Актуализация знаний.

1. Лингвистическая разминка

Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.

а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)

б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)

в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)

г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)

д) Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

–Какой вывод напрашивается? (Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения).

- Какой раздел науки о языке изучает буквы и звуки?

2. Блиц-опрос.

  1. Что такое фонетика?

  2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?

  3. Звуки делятся на …

  4. Гласные бывают …

  5. На какие группы делятся согласные?

  6. Из чего состоят слова, которые мы пишем?

  7. Сколько букв в русском алфавите?

  8. Сколько гласных звуков в русском языке?

  9. А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?

III. Формулирование проблемы.

- На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?(Ученики фиксируют возникшее затруднение (буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука). Причина - не знают позиции, в которых эти буквы обозначают два звука)

 IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

- Какой  вопрос возникает?

- Какова будет тема нашего урока?                                 

- Чему мы сегодня должны научиться?

Ученики: - Формулируют вопросы:

 -В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?

 Делают вывод:  тема урока…(коллективное формулирование темы урока).  Двойная роль букв е,ё,ю,я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).

Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.

Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. Приведите свои примеры.


мера

ем

боец

отъезд

полёт

ёлка

приём

съёмка

клюв

юг

каюта

вьюга

сяду

яблоко

стоят

обезьяна


Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.

Учитель: - Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника? (Да)

Учитель: - Давайте вместе составим алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я.(коллективное формулирование правила- алгоритма.)

Таблица-схема № 1.



Обозначают мягкость согласного (один звук)

Обозначают два звука, если стоят:

в начале

слова

после Ъ и Ь

после

гласных

Е – [э]

Мера - [ м‘]

ем - [й]

[э]

отъезд - [й]

[э]

Боец - [й]

[э]

Ё – [о]

полёт - [ л‘]

ёлка -[й]

[о]

съёмка -[й]

[о]

приём - [й]

[о]

Ю – [у]

клюв - [ л‘]

юг - [й]

[у]

вьюга - [й]

[у]

каюта - [й]

[у]

Я – [а]

сяду - [с‘]

ясный - [й]

[а]

обезьяна- [й]

[а]

стоят - [й]

[а]

















Таблица-схема №2




VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Ученики работают по алгоритму.Решение задачи по алгоритму.

Упражнение № 305.  Фронтально  проговаривают изученный материал, определяют количество букв и звуков в словах, обдумывают  то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (работа в группах)

Учитель: - В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.

(Белый, бюро, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, яд, юмор).

IX. Включение в систему знаний и повторение.

1. Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)

2. Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков.

Карточка с заданием

Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.

( Группы обмениваются работами, проводят взаимопроверку, исправляют ошибки).

3. Работа с текстом. (Прочитать текст. Найти предложение, выражающее главную мысль текста. Пересказать текст)


Пройдись по тихим школьным этажам.
Здесь прожито и пройдено немало,
Был голос робок, мел в руке дрожал,
Но ты домой с победою бежал.
И если вдруг удача запропала,
Пройдись по тихим школьным этажам.

(В.В.Волина)

4. Прочитайте про себя, а затем вслух стихотворение А.А.Прокопьева.

Волна, волна – все звуки влажны,

Да и слились в один размах.

Я произнес сейчас их дважды

И ощутил их на губах!

Я произнес их снова. Вскоре

Ко мне пришли издалека

Волненье рек, дыханье моря

И колокольчик ручейка.

Повсюду волны, волны, волны,

Великой влаге вечный путь.

Таков язык!

И трепет полный

Мою охватывает грудь!

Задание:1 группа – выберите и запишите слова с буквами е,ё, ю я, обозначающими один звук, 2 группа – два звука. Расположите слова в алфавитном порядке.

С помощью каких звуков поэт создает впечатление перекатывающихся волн? (звукопись)

X. Рефлексия. 
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

-Оцените свою деятельность на уроке.

 

 

 ?

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

XI. Домашнее задание. На выбор: №304, №308 или составление теста с выбором ответа по теме урока



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!