СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двусоставное предложение. Подлежащее и сказуемое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Двусоставное предложение . Подлежащее и сказуемое.

Просмотр содержимого документа
«Двусоставное предложение. Подлежащее и сказуемое»

Двусоставное предложение .  Подлежащее и сказуемое. Методическая разработка для 8 класса Составитель Морозова В.А., учитель МБОУ СОШ №2

Двусоставное предложение . Подлежащее и сказуемое.

Методическая разработка для 8 класса

Составитель Морозова В.А., учитель МБОУ СОШ №2

Главные члены предложения  (грамматическая основа ) Подлежащее- значит «лежащее в основе предложения» Сказуемое- то, что «сказано о подлежащем» Термины введены М.В.Ломоносовым

Главные члены предложения (грамматическая основа )

  • Подлежащее-

значит «лежащее в основе предложения»

  • Сказуемое-

то, что «сказано о подлежащем»

Термины введены М.В.Ломоносовым

Определение любого члена предложения всегда состоит из  3 частей что обозначает на какой вопрос отвечает какими частями речи может быть выражен

Определение любого члена предложения всегда состоит из 3 частей

  • что обозначает
  • на какой вопрос отвечает
  • какими частями речи может быть выражен
Подлежащее - главный член предложения, который обозначает предмет речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (значит, всегда в Именительном падеже!) может быть выражено существительным в И.п. или другой частью речи в значении существительного

Подлежащее - главный член предложения, который

  • обозначает предмет речи
  • отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (значит, всегда в Именительном падеже!)
  • может быть выражено существительным в И.п. или другой частью речи в значении существительного
Способы выражения подлежащего Существительное в Им.п. (Шумел ветерок .) Прилагательное  ( Знакомые опаздывали.) Причастие ( Окружающие молчали.) Числительное  ( Семеро одного не ждут.) Наречие  ( Завтра будет лучше, чем вчера.) Междометие  ( Громкое ура пронеслось по рядам.) Местоимение в Им.п . (Вдали кто-то запел.) Неопределенная форма глагола ( Учиться – наша работа.) Словосочетание  (Во дворе стояла пара лошадей .) Термин  ( Черная смородина - ягода полезная.) Фразеологизм  ( Эзоповский язык нам знаком.)

Способы выражения подлежащего

  • Существительное в Им.п. (Шумел ветерок .)
  • Прилагательное ( Знакомые опаздывали.)
  • Причастие ( Окружающие молчали.)
  • Числительное ( Семеро одного не ждут.)
  • Наречие ( Завтра будет лучше, чем вчера.)
  • Междометие ( Громкое ура пронеслось по рядам.)
  • Местоимение в Им.п . (Вдали кто-то запел.)
  • Неопределенная форма глагола ( Учиться – наша работа.)
  • Словосочетание (Во дворе стояла пара лошадей .)
  • Термин ( Черная смородина - ягода полезная.)
  • Фразеологизм ( Эзоповский язык нам знаком.)
Назовите подлежащее и способ выражения Понимать - значит сочувствовать. На берег с залива летели черные тучи. Каждый предложил свою идею. Взрослые пили чай на террасе. Провожающие давали последние советы. Большинство гостей уже приехали. Полосой протянулся Млечный путь. Пять - простое число. Мы с дедом любим рыбачить.

Назовите подлежащее и способ выражения

  • Понимать - значит сочувствовать.
  • На берег с залива летели черные тучи.
  • Каждый предложил свою идею.
  • Взрослые пили чай на террасе.
  • Провожающие давали последние советы.
  • Большинство гостей уже приехали.
  • Полосой протянулся Млечный путь.
  • Пять - простое число.
  • Мы с дедом любим рыбачить.
Проверь себя Понимать - значит сочувствовать. (н.ф.) На берег с залива летели черные тучи . (сущ.) Каждый предложил свою идею. (мест.) Взрослые пили чай на террасе. (прил.) Провожающие давали последние советы.(прич.) Большинство гостей уже приехали. (словосоч.) Полосой протянулся Млечный путь . (словосоч.) Пять - простое число. (числ.) Мы с дедом любим рыбачить. (словосоч.)

Проверь себя

  • Понимать - значит сочувствовать. (н.ф.)
  • На берег с залива летели черные тучи . (сущ.)
  • Каждый предложил свою идею. (мест.)
  • Взрослые пили чай на террасе. (прил.)
  • Провожающие давали последние советы.(прич.)
  • Большинство гостей уже приехали. (словосоч.)
  • Полосой протянулся Млечный путь . (словосоч.)
  • Пять - простое число. (числ.)
  • Мы с дедом любим рыбачить. (словосоч.)
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? кто он такой? что он такое? Обычно выражен глаголом в любом из наклонений, а также существительным, прилагательным, местоимением, наречием, словосочетанием

Сказуемое – главный член предложения, который

  • обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство)
  • отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? кто он такой? что он такое?
  • Обычно выражен глаголом в любом из наклонений, а также существительным, прилагательным, местоимением, наречием, словосочетанием
Чем выражены сказуемые? Нивы сжаты. Рощи голы. Добрая работа – всему начало . Алексей учился в вечерней школе. Мне сегодня нездоровится . Сирень начала цвести . При старании вы можете добиться многого. Молодой специалист хотел заняться делами. Метель была страшная . Самолет – быстрое средство передвижения .

Чем выражены сказуемые?

  • Нивы сжаты. Рощи голы.
  • Добрая работа – всему начало .
  • Алексей учился в вечерней школе.
  • Мне сегодня нездоровится .
  • Сирень начала цвести .
  • При старании вы можете добиться многого.
  • Молодой специалист хотел заняться делами.
  • Метель была страшная .
  • Самолет – быстрое средство передвижения .
Проверь себя Нивы сжаты. Рощи голы .(кр.прич.,кр.прил.) Добрая работа – всему начало .(сущ.) Алексей учился в вечерней школе.(гл.) Мне сегодня нездоровится .(н.ф.) Сирень начала цвести .(гл.+гл..) При старании вы можете добиться многого.(гл.+гл..) Молодой специалист хотел заняться делами.(гл.+гл.) Метель была страшная .(гл.+прил.) Самолет – быстрое средство передвижения .(словосоч.)

Проверь себя

  • Нивы сжаты. Рощи голы .(кр.прич.,кр.прил.)
  • Добрая работа – всему начало .(сущ.)
  • Алексей учился в вечерней школе.(гл.)
  • Мне сегодня нездоровится .(н.ф.)
  • Сирень начала цвести .(гл.+гл..)
  • При старании вы можете добиться многого.(гл.+гл..)
  • Молодой специалист хотел заняться делами.(гл.+гл.)
  • Метель была страшная .(гл.+прил.)
  • Самолет – быстрое средство передвижения .(словосоч.)
Способы выражения сказуемого Мы отдыхали в деревне.(гл.) Девочка перестала плакать.(гл.+н.ф.) Собака начала красться.(гл.+н.ф.) Мой брат студент.(сущ.) День был теплый.(прил.) Вещи были собраны накануне.(кр.прич.) Платье ей впору.(нареч.) Он был невысокого роста.(словосоч.)

Способы выражения сказуемого

  • Мы отдыхали в деревне.(гл.)
  • Девочка перестала плакать.(гл.+н.ф.)
  • Собака начала красться.(гл.+н.ф.)
  • Мой брат студент.(сущ.)
  • День был теплый.(прил.)
  • Вещи были собраны накануне.(кр.прич.)
  • Платье ей впору.(нареч.)
  • Он был невысокого роста.(словосоч.)
Найдите грамматические основы в предложениях, определите, чем выражены сказуемые . Кончилась теплая летняя ночь. Я хочу быть певцом. В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Говорить могут все, да не все могут слушать. Скрипач продолжал играть. Он был весельчак. Учиться- наша задача. Брат всегда был душой компании. Вижу примеры - начинаю понимать причины. Без помощи я не добрался бы до города.

Найдите грамматические основы в предложениях, определите, чем выражены сказуемые .

  • Кончилась теплая летняя ночь.
  • Я хочу быть певцом.
  • В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость.
  • Говорить могут все, да не все могут слушать.
  • Скрипач продолжал играть.
  • Он был весельчак.
  • Учиться- наша задача.
  • Брат всегда был душой компании.
  • Вижу примеры - начинаю понимать причины.
  • Без помощи я не добрался бы до города.
Проверьте, правильно ли вы нашли сказуемые? Кончилась теплая летняя ночь. Я хочу быть певцом . В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Говорить могут все, да не все могут слушать . Скрипач продолжал играть . Он был весельчак . Учиться- наша задача . Брат всегда был душой компании . Вижу примеры - начинаю понимать причины. Без помощи я не добрался бы до города.

Проверьте, правильно ли вы нашли сказуемые?

  • Кончилась теплая летняя ночь.
  • Я хочу быть певцом .
  • В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость.
  • Говорить могут все, да не все могут слушать .
  • Скрипач продолжал играть .
  • Он был весельчак .
  • Учиться- наша задача .
  • Брат всегда был душой компании .
  • Вижу примеры - начинаю понимать причины.
  • Без помощи я не добрался бы до города.
Виды сказуемых Простое глагольное Составное глагольное Составное именное

Виды сказуемых

  • Простое глагольное
  • Составное глагольное
  • Составное именное
Простое глагольное сказуемое может быть выражено  глаголом в форме любого из наклонений Мы отдыхали ( отдыхаем, будем отдыхать, отдохнули бы) в деревне. Отдохните в деревне! Буду петь я радость и горе.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме любого из наклонений

Мы отдыхали ( отдыхаем, будем отдыхать, отдохнули бы) в деревне. Отдохните в деревне!

Буду петь я радость и горе.

Составное глагольное сказуемое :  вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола Девочка перестала плакать . Собака начала красться . Малыш продолжал рассматривать рисунки. Я готов к работе .

Составное глагольное сказуемое : вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Девочка перестала плакать .

Собака начала красться .

Малыш продолжал рассматривать рисунки.

Я готов к работе .

Составное именное сказуемое :  вспомогательный глагол +  именная часть речи Любовь – главное чувство в жизни человека. День был теплый . День теплый .  Не все острова были изучены . Младший сын был лицом в отца . Утро казалось прекрасным . Из прохода ребята вернулись отдохнувшими.

Составное именное сказуемое : вспомогательный глагол + именная часть речи

Любовь – главное чувство в жизни человека.

День был теплый . День теплый .

Не все острова были изучены .

Младший сын был лицом в отца .

Утро казалось прекрасным .

Из прохода ребята вернулись отдохнувшими.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может выражать значение начала , конца , продолжительности , желательности, возможности действия  начать, стать, продолжать, перестать, кончать, мочь, хотеть, решать, собираться, желать и др.(Мы собирались  встретиться через неделю.)  В роли связки могут быть краткие прилагательные : рад, готов, способен, намерен, должен ( Я был бы рад тебе помочь .)

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может выражать значение начала , конца , продолжительности , желательности, возможности действия

начать, стать, продолжать, перестать, кончать, мочь, хотеть, решать, собираться, желать и др.(Мы собирались встретиться через неделю.)

В роли связки могут быть краткие прилагательные : рад, готов, способен, намерен, должен ( Я был бы рад тебе помочь .)

Вспомогательная часть( глагол-связка) составного именного сказуемого может выражаться глаголами делаться, являться, казаться, называться и др.( Удивительно прекрасным показалось мне утро.) А также глаголами движения, состояния : прийти, приехать, вернуться ( Работники вернулись уставшими .)

Вспомогательная часть( глагол-связка) составного именного сказуемого может выражаться глаголами

делаться, являться, казаться, называться и др.( Удивительно прекрасным показалось мне утро.)

А также глаголами движения, состояния : прийти, приехать, вернуться ( Работники вернулись уставшими .)

Использованная литература: Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с. Русский язык: Учебно-справочное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов/М.Б. Багге, Л.Г. Гвоздинская, В.Н. Ивлева и др. (Серия «Готовимся к ЕГЭ. Поступаем в вузы»). – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 175с.

Использованная литература:

  • Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.
  • Русский язык: Учебно-справочное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов/М.Б. Багге, Л.Г. Гвоздинская, В.Н. Ивлева и др. (Серия «Готовимся к ЕГЭ. Поступаем в вузы»). – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 175с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!