СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхание, значение дыхания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дыхание, значение дыхания»

Тема. Значение дыхания. Органы дыхания.

Цели урока. Формирование знаний о значении дыхания, строении и функциях органов дыхательной системы.

Задачи:

  • раскрыть значение дыхания;

  • показать взаимосвязи органов дыхания и кровообращения;

  • показать роль кислорода в энергетическом обмене;

  • рассмотреть строение и функции органов дыхания.

  • продолжить формирование умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, анализировать;

  • развивать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: учебник, мультимедийная установка.

Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный.

  1. «Пока дышу, надеюсь» Римский поэт Овидий.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?- дыхание

А теперь наберите воздуха и попытайтесь не дышать, что вы чувствуете? - значение дыхания.

Отвечают на вопросы. Ставят цели и задачи урока.

- Что такое дыхание?

- Как мы дышим?

- Зачем мы дышим?

- Какую роль в организме играет кислород?

Что мы для этого должны знать?

1. Строение и функции дыхательной системы;

2. Механизм осуществления дыхания;

3. Роль кислорода.


Сегодня на уроке мы:

-Познакомимся с особенностями строения органов дыхательной системы, их функциями;

- дадим определение дыхания;

Выясним значение дыхания и роль кислорода в обмене веществ.


Актуализация знаний.

Давайте поработаем в группах. Каждая группа получает задание и через 5 минут дает ответы на свой вопрос.

1 группа.

Без пищи и без воды животные и человек могут прожить несколько дней, а без воздуха не могут жить даже 10 минут.

- Почему без воздуха, без дыхания, человек жить не может?

- В чём заключается функция органов дыхания?

2 группа.

Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите, какой путь пройдёт с воздухом молекула от ноздрей до лёгких. Используя справочный материал, составьте схему движения кислорода.



3 группа.

Используя знания, полученные при изучении курса «Животные», а также таблицу «Ароморфозы», ответьте на вопросы:

- у каких животных впервые появляется дыхательная система?

- какие эволюционные преобразования произошли в дыхательной системе?

Проверка заданий.

Выводы.

  1. Изучение нового материала.

Учитель рассказывает материал, а ребята делают записи в тетради.


Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа.


1)Процесс дыхания складывается из 3-х этапов: .

1. Внешнее дыхание (лёгочное);

2. Транспорт газов;

3. Тканевое (клеточное) дыхание.


Задание 1.

Самостоятельная работа с учебником.

Найдите в учебнике на стр. 101 §23 определения:

- лёгочное дыхание –


-тканевое дыхание –

Выпишите определения в тетрадь.


2) Органы, осуществляющие внешнее дыхание, составляют систему органов дыхания.

Задание 2.

Рассмотрите рис. 52 на стр. 102. Выпишите в тетрадь органы дыхания.

Органы дыхания:

1. носовая полость

2.носоглотка

3.ротоглотка

4.гортань

5.трахея

6.главные бронхи

7.лёгкое

8.лёгкие с лёгочной плеврой

9.альвеолы

10.бронхиальное дерево



3) Каждый орган системы выполняет определённую функцию, соответствующую его строению

Задание 3.

У вас на партах лежит таблица 1. «Строение и функции органов дыхания». Она заполнена не полностью. Ваша задача: заполнить таблицу, используя карточки с текстом.

При необходимости можете использовать статью «Органы дыхания» (стр. 101-102 учебника) и статью «Строение лёгких» (стр.103-104 учебника).


Органы дыхания



Воздухоносные пути Лёгкие

Нижние дыхательные пути

(гортань, трахея, бронхи).

Верхние

дыхательные пути

(носовые полости,

носоглотка, )


Анализируем собранные таблицы.

Название органа

Функции органа

Строение органа

Носовая полость

Согревание или охлаждение воздуха, очищение от механических частиц и болезнетворных микроорганизмов, увлажнение, ощущение запаха.

Образована костями лицевого отдела черепа и хрящами, разделена на 2 половины, выстлана мерцательным (ресничным) эпителием, много желёз, выделяющих слизь, сеть капилляров, окончания обонятельного нерва.


Гортань

Проведение воздуха, голосообразование и звукообразование, надгортанник закрывает вход в гортань, при глотании.

Хрящи: щитовидный, перстневидный, черпаловидные, надгортанник, голосовые связки.


Трахея

Свободное прохождение воздуха, не препятствует прохождению пищи по пищеводу.

Трубка из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая, внутри – мерцательный эпителий.

Бронхи

Свободное прохождение воздуха.

2 главных, ветвятся, образуя бронхиальное дерево, состоят из хрящевых колец, выстланы слизистой оболочкой с мерцательным эпителием.

Лёгкие

Происходит газообмен. В капилляры поступает кислород воздуха. Из крови в альвеолы поступает углекислый газ. Диффузия газов происходит вследствие разности концентрации этих газов в воздухе и крови.

Парные губчатые органы конусовидной формы. Образованы бронхиолами и множеством лёгочных пузырьков – альвеол. Покрыты плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость. В ней нет воздуха, давление ниже атмосферного.


Из всех отделов дыхательных путей строение гортани отличается наибольшей сложностью - это хорошо выраженный хрящевой скелет и большое число мышц, приводящих его в движение.

  1. мышцы, расширяющие голосовую щель;

  2. мышцы, суживающие голосовую щель;

3.мышцы, изменяющие напряжение голосовых связок.


Задание 4.

  1. Как осуществляется транспорт газов?

  2. Тканевое (клеточное) дыхание.


Задание 5.

Расположите в правильной последовательности, перечисленные ниже процессы. Подчеркните названия процессов, осуществляемых органами дыхания. Объясните, почему дыхательная и кровеносная системы связаны друг с другом.

  1. Поступление воздуха в лёгкие

  2. Удаление воздуха из лёгких

  3. Перенос кровью кислорода от лёгких к тканям

  4. Перенос кровью углекислого газа от тканей к лёгким

  5. Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в лёгких.

  6. Поступление кислорода в тканевую жидкость

  7. Поступление кислорода в клетки тела

  8. Поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость

  9. Окисление органических веществ с освобождением энергии

  10. Поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях

  11. Диффузия углекислого газа из капилляров, расположенных в лёгких, в альвеолы


  1. Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия.


- Что такое дыхание?

- Как мы дышим?

- Зачем мы дышим?

- Какую роль в организме играет кислород?

Выводы:

    • Дыханием называется процесс газообмена между организмом и окружающей средой.

    • Важнейший механизм газообмена у животных и человека – диффузия.

    • При диффузии молекулы перемещаются из области более высокой концентрации в область низкой концентрации за счет их собственной кинетической энергии.

    • Однако перемещаться путем диффузии молекулы могут лишь на малые расстояния (до 1 мм).

    • При переносе веществ на большие расстояния в организме животных используются различные системы вентиляции и транспорта газов.

    • Обмен газов в организме животных и человека осуществляется за счет органов дыхания и кровеносной системы.

I V. Домашнее задание. § 23, в § 24 «Строение лёгких».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!