СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательные:
    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
    • выяснить механизмы голосообразования;
  • Развивающие:
    • формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
    • развитие логического мышления, внимания;
    •  успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Планируемые результаты:

  • личностные: самоопределение с целью получения наивысшего результата; формирование личного (эмоционального) отношения к правилам гигиены дыхания.
  • метапредметные:

- познавательные: выделение необходимой информации о строении органов дыхания; осмысление взаимосвязи между компонентами органов дыхания; систематизация знаний о строении органов дыхания.

- результативные: формирование умения выполнять задание в соответствии с целью уметь планировать свою деятельность, для решения поставленной задачи;

- коммуникативные: слушать и вступать в диалог; уметь отвечать на поставленный вопрос умение объяснять свой выбор.

  • предметные: осмысление преставлений о строении органов дыхания, умение находить каждый компонент органов дыхания, называть его функцию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"»

Конкурсный урок

«Учитель года-2019»

муниципальный этап


Учитель – Диденко К. В.

МБОУ Гришинская школа

Предмет – Биология

Класс – 8

Дата – 24.12.2018 г.

Урок №30


Раздел: «Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья»

Тема урока: "Строение и функции органов дыхания"

Цели урока:

  • Образовательные:

    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

    • выяснить механизмы голосообразования;

  • Развивающие:

    • формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

    • развитие логического мышления, внимания;

    • успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;

  • Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Планируемые результаты:

  • личностные: самоопределение с целью получения наивысшего результата; формирование личного (эмоционального) отношения к правилам гигиены дыхания.

  • метапредметные:

- познавательные: выделение необходимой информации о строении органов дыхания; осмысление взаимосвязи между компонентами органов дыхания; систематизация знаний о строении органов дыхания.

- результативные: формирование умения выполнять задание в соответствии с целью уметь планировать свою деятельность, для решения поставленной задачи;

- коммуникативные: слушать и вступать в диалог; уметь отвечать на поставленный вопрос умение объяснять свой выбор.

  • предметные: осмысление преставлений о строении органов дыхания, умение находить каждый компонент органов дыхания, называть его функцию.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, работа с учебником.

Оборудование и материалы: 1.компьютер, проектор; 2.презентация; 3.карточки с заданием (проверка д/з); 4.произведение Н.В. Гоголя «Нос»; 5. Учебники Л. Н. Сухорукова и др.; 6. тетради, ручки; 7.плакат «Лёгкие» (пазл).

Базовые понятия: Дыхательная система. Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи. Лёгочные пузырьки – альвеолы.

Связь с другими дисциплинами: медицина, литература, история.

ХОД УРОКА

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка организации рабочих мест. (слайд 1)


Организация рабочих мест, приветствие.

2

Актуализация знаний обучающихся

1.Работа с пазлом. (разгадывают пазл)

(слайды 2-9)

Фронтальный опрос:

Есть тело, отросток- аксон и дендриты.

Скорей клетку эту мне назови ты.

                                                                  (Нейрон)

Импульс по клеточкам этим бежит,

Он сообщение отправить спешит,

Только в одном направлении:

 Из органа в мозг сообщение.

                                              (Чувствительные нейроны)

На пути из мозга в орган

Те нейрончики лежат,

И команды мозга строго

Передать ему спешат.

                                                   (Двигательные нейроны)

По дендритам и аксонам

Он стремительно бежит,

Информацию нейронам

Срочно передать спешит.

                                                    (Нервный импульс)

Яркое солнце, глазки закрыли.

Коль кофе горячий, его остудили.

А удивительный этот процесс

Носит простое название - … .

                                                                 (Рефлекс)

Он не может отдохнуть:

Импульс держит сложный путь,

Информацию несет от рецептора вперед:

По нейронам афферентным в мозг спинной и головной.

Обработал мозг сигнал,

Органу команду дал.

Эфферентные волокна

Тот сигнал доставят ловко.

Этот путь зовем с тобой

…..   ……                        .

              (Рефлекторною дугой)

Одна, вторая, третья клетка

В работу вновь вовлечена,

Такой процесс для нас нередкий,

Растет он быстро как волна.

                                                                 (Возбуждение)

Адреналин из клетки в клетку

Возникший импульс пропускает,

А ацетилхолин так метко

Такой процесс не допускает.

                                                                 (Медиаторы)

Разгадывают пазл (на доске). Отвечают на вопросы








3

Определение темы и Целеполагание

Ребята, мы с вами разгадали пазл, и что же мы увидели?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока: «Строение и функции органов дыхания». (слайд 10)


- Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?


- Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?


Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.


Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.


Недавно меня посетила мысль о том, связаны ли между собой по происхождению слова «дух», «душа» и «дыхание»? Что общего между ними?

Среди множества значений, присущих слову «дух», которые можно обнаружить в толковых словарях, можно выделить два основных:

1) Во-первых, это значения, связанные с дыханием.

То есть дух - то же, что дыхание.

Дух - источник жизни (тела и души), центр физической и психической жизни человека.

Не случайно мертвые языки великих культур древнего мира, например, греческая душа («психе») и дух («пневма»), латинский spiritus и древнеиндийская «прана» своим исходным значением имеют именно «дыхание» как вдыхание-выдыхание воздуха.

2) Вторым значением слова «дух» является «душа».

В христианизированной культуре восточных славян и дух, и душа стали мыслиться как особые, отличные от тела сущности, покидающие человека «с последним вздохом» и способные существовать отдельно от тела.

Дыхание – есть та жизненная способность человека, приданием которой последнему Бог завершает творение мира. Именно об этом говорится в Святом писании: (слайд 11)

«И создал Господь Бог человека из праха земного,

и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»

(Быт. 2:7).

Дух – начало души, а душа – начало тела.

Суть человека - единство тела, души и духа.

Как вы думаете, какой вывод мы могли бы извлечь из сказанного?


Размышления по этому поводу позволяют заключить: ещё в древности люди знали, что дыхание – главный признак жизни и живого. Без дыхания нет жизни.


(слайд 12)

Ребята, давайте сформулируем задачи нашего урока:

  • Знакомство со строением органов дыхания и их функциями.

  • Знакомство с процессом голосообразования.

  • Выявления роли кислорода в организме.

  • Выявление значения дыхания.








Выполняют практическое задание



Делают выводы

4

Этап изучения нового материала

  1. Проблемный вопрос: (слайд 13)

Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?


1.Определение дыхания (слайд 14)

Дыхание

совокупность физиологических процессов,

включающих газообмен между организмом и окружающей средой.


Инструктивная карта. Задание 1. Карточка 1. Какие органы дыхания человека вы знаете? У вас на столах лежат перечни органов. Подчеркните из них те, которые, по вашему мнению, можно отнести к органам дыхания.

(слайд 15)

Процесс дыхания состоит

из 4-х этапов:

  1. обмен газов между воздушной средой и легкими;

  2. обмен газов между легкими и кровью;

  3. транспорт газов кровью;

  4. газообмен в тканях.


2.Значение дыхания. (слайд 16)

  • обеспечение организма О2

  • образование и удаление из организма СО2

  • окисление органических соединений с высвобождением энергии

  • удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ


3.Внешнее, внутреннее дыхание и транспорт газов кровью.

Существует внешнее и внутреннее дыхание, а также транспорт газов кровью.

Внешнее дыхание (легочное) - (слайд 17)

газообмен между наружным воздухом и воздухом лёгких.

Газообмен между легкими и другими органами осуществляет система кровообращения.

Внутреннее дыхание (тканевое) – (слайд 18)

дыхание, протекающее в клетках.

В процессе клеточного дыхания постоянно потребляется кислород. Поэтому он поступает из плазмы крови в межклеточное вещество других тканей и далее - в клетки. Выделяемый клетками CO2 , наоборот, поступает в кровь, где частично связывается гемоглобином, а большей частью - с водой. Артериальная кровь превращается в венозную.

Транспорт газов кровью(слайд 19)

В капиллярах легких (малый круг кровообращения) кровь насыщается кислородом и избавляется от углекислого газа, превращаясь из венозной в артериальную. Благодаря работе сердца кровь разносится по всем органам (большой круг кровообращения), в капиллярах которых происходят обратные процессы.


4.Органы дыхания. (слайд 20)

Органы дыхания делятся на 2 группы:

1.Лёгкие.

2.Воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

Инструктивная карта. Задание 2. Карточка 2.


А) Нос (слайд 21)

Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица? У человекообразных обезьян его не было! Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..»

При дыхании нос выполняет несколько функций: (слайд 22-23)

  • защитная (очищает и обеззараживает воздух);

  • согревание воздуха;

  • увлажнение воздуха;

  • обонятельная.

Б) Гортань (слайд 24-29)

Функции

  1. Обеспечивает прохождение воздуха

  2. Голосовой аппарат

  3. Участвует в акте глотания

Строение гортани

  • Хрящи.

  • Эластичная мембрана, (ее волокна образуют голосовые связки).

  • Поперечно-полосатые мышцы.

  • Слизистая оболочка






Определение дыхания дети записывают в тетрадь.



Работают в инструктивной карте















Функции дыхания дети записывают в тетрадь







Самостоятельное прочтение слайдов








































Работают в ИК

5

Первичное закрепление материала

Ответить на задание на карточке (слайд 30)

Работают по карточкам

Задание 6 №4

6

Физминутка

Слайд 31

Выполняют упражнения

7

Продолжение этапа изучения нового материала

В) Трахея (слайды 32-33)

Трахея – трубка (10-12 см), состоящая их хрящевых полуколец.

Трахея делится на два главных бронха – левый и правый

Г) Бронхи

Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами.

Д) Лёгкие

Лёгкие расположены в грудной полости. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Лёгкие имеют форму конуса:

верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя – более широкая – основание.

Снаружи лёгкое покрыто оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков: наружный срастается с внутренней поверхностью грудной клетки, а внутренний плотно срастается с лёгким. Между листками плевры есть узкая замкнутая щель – плевральная полость, содержащая жидкость, которая уменьшает трение лёгкого при дыхании. Давление в межплевральной полости ниже атмосферного. Ткань лёгких образована ветвящимися бронхами и альвеолами. Альвеолы – это лёгочные пузыри. Плотно прилегают друг к другу и густо оплетены сетью капилляров. У взрослого человека альвеолы занимают поверхность до 150 кв. м.

5.Газообмен в лёгких и тканях. (слайд 34-36)


Просмотр видеоматериала

8

Первичное закрепление материала

Проверьте себя (слайд 37)

Задание 7 карточка №5


Взаимопроверка (слайд 38)

Индивидуальная работа

Проверят работы

9

Домашнее задание

Слайд 39-40

Запись д/з в дневник

10

Рефлексия. Подведение итогов

Слайд 41-42

Слайд 43


Ответы на вопросы учителя



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!