Ребята, мы с вами разгадали пазл, и что же мы увидели? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Тема урока: «Строение и функции органов дыхания». (слайд 10) - Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха? - Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут? Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм. Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Недавно меня посетила мысль о том, связаны ли между собой по происхождению слова «дух», «душа» и «дыхание»? Что общего между ними? Среди множества значений, присущих слову «дух», которые можно обнаружить в толковых словарях, можно выделить два основных: 1) Во-первых, это значения, связанные с дыханием. То есть дух - то же, что дыхание. Дух - источник жизни (тела и души), центр физической и психической жизни человека. Не случайно мертвые языки великих культур древнего мира, например, греческая душа («психе») и дух («пневма»), латинский spiritus и древнеиндийская «прана» своим исходным значением имеют именно «дыхание» как вдыхание-выдыхание воздуха. 2) Вторым значением слова «дух» является «душа». В христианизированной культуре восточных славян и дух, и душа стали мыслиться как особые, отличные от тела сущности, покидающие человека «с последним вздохом» и способные существовать отдельно от тела. Дыхание – есть та жизненная способность человека, приданием которой последнему Бог завершает творение мира. Именно об этом говорится в Святом писании: (слайд 11) «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Дух – начало души, а душа – начало тела. Суть человека - единство тела, души и духа. Как вы думаете, какой вывод мы могли бы извлечь из сказанного? Размышления по этому поводу позволяют заключить: ещё в древности люди знали, что дыхание – главный признак жизни и живого. Без дыхания нет жизни. (слайд 12) Ребята, давайте сформулируем задачи нашего урока: Знакомство со строением органов дыхания и их функциями. Знакомство с процессом голосообразования. Выявления роли кислорода в организме. Выявление значения дыхания. |