Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
1986 год, 26 апреля - авария и взрыв на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции имени Ленина (Украинская ССР).
1986 год, 31 августа - в порту г. Новороссийск (Краснодарский край) в столкновении с грузовым судном, сухогрузом «Пётр Васев», утонул пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов».
1988 год, 4 июня - при подходе к станции Арзамас-1 (Горьковская область) грузового поезда, следовавшего из г. Дзержинск в Казахскую ССР, произошёл взрыв 3 вагонов с 18 т промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны.
Землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года ...
На фоне этих событий в нашей стране в апреле 1992 г. Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Функции РСЧС: 1. предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС; 2. ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи РСЧС: Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях Прогнозирование чрезвычайных ситуаций Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС Надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий Ликвидация ЧС
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
• на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России;
• на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ
• на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления; на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органами повседневного управления РСЧС являются: • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, охватывающий всю территорию РФ
региональный — территорию нескольких субъектов РФ
территориальный — территорию субъекта РФ
местный — территорию района (города, населенного пункта)
объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя: координирующие органы; органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС); органы повседневного управления; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности режим повышенной готовности режим чрезвычайной ситуации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.