Экологическое воспитание на уроках английского языка в школе
Автор: Суворова Н.А.
учитель английского языка МАОУ СОШ№1
Экологическое обучение и воспитание школьников являются важными задачами современной школы и основными формами экологической культуры, включающей в себя систему научных знаний , которые способствуют появлению ответственности за состояние окружающей среды, охрану природы и разумное использование природных богатств.
Благодаря метапредметному подходу учителя иностранного языка могут принять активное участие в решении этой важной проблемы.
Тема экологического воспитания включена в программы обучения иностранным языкам многими авторами учебных комплексов.
При работе по УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н.”EnjoyEnglish'' и УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.”HappyEnglish”, УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “English” мы изучаем темы «Погода», «Животные в опасности», «Лондонский зоопарк», «Мир вокруг нас»,» Человек и природа», «Олимпийские игры»,«Вымирающие животные»», «Глобальное потепление».
Особое внимание необходимо уделить процессу экологического воспитания на уроках иностранного языка в средней школе (7–9 классы).
Ведь именно на средней ступени снижается мотивация к изучению иностранного языка. Причиной того являются трудности, возникающие в процессе овладения иностранным языком, отсутствие реальных возможностей применения языка в повседневной жизни и др.
Следовательно, требуется тщательная подготовка к уроку со стороны учителя. Необходимо применение таких разнообразных форм и методов работы в урочное и внеурочное время, как ИКТ на уроках иностранного языка, метод проектов, игровой метод, подбор краеведческого материала и др .
Учебные проекты по экологии на уроке английского языка.
Возможность подробного обсуждения вопросов экологии имеется в 6,7,8 классах при работе по УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. “Happy English”, УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “English”. Авторы ставят серьезные задачи экологического образования и воспитания школьников, многократно возвращаются к теме экология и защиты окружающей среды на разных ступенях обучения, предлагая обучающимся выполнить проекты по разным аспектам данной темы.
Traffic problem
Air pollution
Water pollution
Global warming
Учащиеся 6-7-х классов посвятили свои учебные исследовательские проекты по решению экологических проблем.
«Загрязнение воды» , «Загрязнение воздуха»
«Мусор – это экологическая проблема?»
«Проблемы экологии», «Экологические проблемы в моем городе»,
Цели проекта:
практическая - совершенствование лексических навыков в разных видах речевой деятельности по теме; совершенствование умений монологического и диалогического высказывания.
общеобразовательная – пополнение лексического минимума учащихся; развитие коммуникативных навыков.
воспитательная – развитие экологического образования учащихся, воспитание бережного отношения к окружающей среде; расширение кругозора.
развивающая – развитие языковых способностей; навыков употребления новых лексико-грамматических единиц в речи: развитие творческих и презентационных способностей учащихся, повышение уровня экологической культуры.
Задачи проекта :
- развитие речевых умений по теме: «Загрязнение окружающей среды в родном городе, бережного отношения к окружающей среде»;
- совершенствование и автоматизация лексических, грамматических навыков;
- совершенствование навыков аудирования с извлечением необходимой информации;
- развитие навыков письма;
Ученик должен:
- знать/ понимать лексический и грамматический материал по теме; сопоставлять, анализировать информацию и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения; проектировать, мыслить на английском языке посредством изучения экологической проблемы создать презентацию, доклад по теме;
- знать/ понимать лексический и грамматический материал по теме;
- сопоставлять, анализировать информацию и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения; проектировать, мыслить на английском языке посредством изучения экологической проблемы
- создать презентацию, доклад по теме;
Описание проекта:
Обучающиеся делятся на группы, вырабатывают и создают исследовательские мини-проекты , сообщения о загрязнении окружающей среды.
Школьники учатся взаимодействовать, у них развиваются творческие способности, углубляются знания .
Учащиеся придумали экологические лозунги и девизы на английском языке. Работы были выполнены индивидуально и в группах по 2 человека.
Под руководством учителя учащиеся создали презентации и придумали подписи на русском и английском языках.
Тема экологии тесно связана с домашними животными. Обучающимся предлагалось сделать видеосюжеты к передаче “In the World of Animals” Школьники самостоятельно – подготовили индивидуальные проекты о домашних животных .
Такие проекты способствует развитию творческих способностей обучающихся, учат школьников воспринимать себя как часть мира, природы, учат их доброте и отзывчивости.
В настоящее время школьный предмет «Английский язык» является замечательным инструментом для формирования и развития экологического мышления школьников, их экологической культуры.
Проектная деятельность на уроках английского языка способствует экологическому образованию школьников, как в теоретическом, так и практическом аспекте.
выводы
- Реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Решается задача экологического воспитания учащихся средствами учебного предмета «Английский язык»;
- Отработана методика выполнения учебно-исследовательских проектов экологической направленности на уроках английского языка;
- Реализуется создание учебно-исследовательских проектов экологической направленности, как формы творческой работы на уроках английского языка;
- Обучающиеся и преподаватели школы вовлечены в учебно-исследовательскую деятельность;
- Проект – прекрасный способ реализации творческого потенциала обучающихся.
библиография
- 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы.-5-изд., дораб. – М. : Просвещение, 202. -202 с. – (Стандарты второго поколения).
- К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. Счастливый английский. ру/ Happy English.ru: УМК для общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2009, -112 с. (Метод. биб-ка)
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204 5. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
Спасибо
за внимание!