СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропинка в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и появляется опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Все эти формы можно реализовать, создав «Экологическую тропинку» на территории детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропинка в ДОУ»

Семинар-практикум для участников творческой группы «Экологическая тропинка как средство экологического воспитания дошкольников»

Еремина Ирина Анатольевна,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №79»

г.Каменск - Уральский

Ход мероприятия

Не то, что мните вы, — природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев

Добрый день, уважаемые коллеги!  Тема нашего доклада звучит следующим образом: «Экологическая тропинка, как средство экологического воспитания дошкольников». Важность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и, только правильно сформированная экологическая культура, экологическая грамотность ныне живущих людей, могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В детском саду ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения здесь любовью и уважением к природе. На сегодняшний день приветствуются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Они общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед нами, знакомящих детей с природой, то: 

Первой среди них будет - формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателями, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и появляется опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Все эти формы можно реализовать, создав «Экологическую тропинку» на территории детского сада. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Игра «Ассоциации».

Предлагаем поиграть в игру «Ассоциации», попробуйте подобрать для себя ассоциации с различными природными явлениями, животными или предметами, можно употреблять выражения «цвету как роза», «работаю как лошадь», «устала как собака», «грациозна как лань» и т. д.

Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие? Предлагаем зачитать свои ассоциации и проверить, есть ли попадания. (зачитать)

Вот видите, как тесно мы связаны с природой! Наши знания экологии, помогли сейчас применить их на практике.

Как мы уже говорили ранее, для того, чтобы у детей сформировать не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, нами и было принято решение о создании на территории нашего детского сада «Экологической тропинки «Зелёная сказка».

-А как вы думаете, что такое экологическая тропинка, дайте ей определение. (…..)

Экологическая тропинка - специально разработанный маршрут для познавательной экскурсии, проложенный таким образом, чтобы на сравнительно небольшом отрезке пути можно было увидеть, как можно больше разнообразных интересных экологических объектов или явлений.

Педагогическая змейка:

Для определения вашего понимания сущности экологической тропы мы предлагаем вам лист бумаги, который запускаем как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», сложить лист гармошкой и передать следующему участнику семинара. (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).

Мы в свое время, взвесив все ЗА и ПРОТИВ, на одном из педсоветов приняли решение о необходимости создания экологической тропинки на территории нашего ДОУ.

В 2016 году наш детский сад принимал участие в конкурсе по озеленению территории, проводимых РУСалом, и занял первое место. По результатам конкурса, при реализации проекта, на территории нашего детского сада были высажены саженцы наиболее подходящих видов деревьев, кустарников и цветочных культур. Оформлены точки экологической тропинки. По всему маршруту экологической тропинки «Зелёная сказка» регулярно проводятся занятия, экскурсии, целевые прогулки по экологическому воспитанию дошкольников. А также праздники развлечения, с участием родителей.

Сейчас мы хотим поделиться с вами опытом создания нашей экологической тропинки.

Маршрут экологической тропинки представляет собой движение или от одного объекта к другому, или к определенной точке экологической тропы, наглядно показан нумерацией и схематичным изображением на картосхеме тропы, нарисованной на фасаде здания. Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов, которые были специально созданы нами на территории ДОУ №79. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога и хозяина тропинки «Старичка Лесовичка».

Но, сначала, мы поставили себе Цель: Создание творческой группы для работы по реализации проекта «Экологическая тропинка «Зелёная сказка». Создание условий для развития экологического сознания дошкольника, начал экологической культуры через озеленение и благоустройство территории детского сада. Организации массовых мероприятий по экологическому воспитанию.

Для достижения цели определили первоочередные Задачи:

  1. Совершенствование территории детского сада через улучшение условий для отдыха, занятий спортом, игры и развития детей.

  2. Развитие познавательного интереса ребенка к миру природы, формирования чувства ответственности за ее сохранность, его самоидентификацию в качестве части природы через организацию деятельности на экологической тропинке.

  3. Формирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропинки.

  4. Привлечение детей к участию в деятельности по уходу за объектами экологической тропинки, по охране и защите природы.

  5. Повышение уровня педагогического мастерства педагогов в вопросах организации разнообразных форм работы с детьми по экологическому воспитанию.

Наметили Предполагаемые результаты:

  1. Улучшены условия на территории детского сада для отдыха, занятий спортом, игры и развития детей.

  2. Участие детей в организации и проведении различных экологических мероприятий, в том числе трудовых.

  3. Повышен уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

  4. Дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.

  5. Активизация деятельности работников и родителей детского сада по благоустройству и озеленению территории привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

  6. Удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников создание своего «образа» территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения

Продумали формы и методы работы с дошкольниками и родителями в процессе реализации проекта. К участию в проекте были привлечены педагоги и сотрудники детского сада, родители детей, воспитанники старшего дошкольного возраста, труженик тыла, жители микрорайона.

Перед тем, как приступить к созданию экологической тропинки, разбили свою деятельность на этапы:

  1. Создание творческой группы для работы по реализации проекта «Экологическая тропинка «Зелёная сказка».

  2. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

  3. Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде рисунков-символов для собственной проработки идей.

  4. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропинки» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МБДОУ д/c № 79 хозяином тропинки был выбран «Старичок Лесовичок».

  5. Составление паспорта экологической тропинки.

  6. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

  7. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

  8. Оформление тропинки и изготовление элементарного оборудования для организации деятельности, проведения опытов и наблюдений, игр.

  9. Разработка методического материала и конспектов деятельности на экологической тропинке.

Затем был составлен План-график работ по проекту и определены Сроки проведения работ. За организацию каждой разработанной экологической точки были назначены ответственные: педагоги групп и специалисты.

На нашей экологической тропинке было организовано 11 экологических точек. Также, были разработаны методические материалы и конспекты деятельности на экологической тропинке, которые активно использовались нами в летний и осенний период.

  1. «Пруд»

  2. «Уголок леса»

  3. «В деревне у бабушки Матрёны»

  4. «Дубовая аллейка»

  5. «Огород бабушки Федоры»

  6. «Метеостанция»

  7. «Туристическая база «Привал»

  8. «Цветочный лабиринт»

  9. «Зеленая аптека»

  10. «Цветочная палитра»

  11. «Тропа туриста»

 Мозговой штурм.

А сейчас, мы предлагаем вам написать, какие точки, по вашему мнению, обязательно должны присутствовать на экологической тропинке дошкольного учреждения.

Возможно, эти подсказки вам пригодятся в будущем!

Какие экологические точки вы бы посоветовали нам добавить? (……..)

В дальнейшем, в рамках реализации проекта, мы планируем экологическую тропинку дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения, в зависимости от сезона, тематического планирования работы Детского сада, актуальности и интереса воспитанников. В этом учебном году, в нашем детском саду, реализуется проект "Эколята - дошколята", направленный на формирование природолюбия воспитанников.

Спасибо за внимание!!!