Экологические игры на свежем воздухе.
Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста. Уже с детства необходимо воспитывать человечность, доброту, ответственное отношение к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно отстаивать землю пригодным для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Надо научить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Лучшим способом для такого обучения будет игра - наиболее понятный, радостный и естественный вид деятельности. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают живыми и более интересными для детей.
Дидактические экологические игры лучше всего проводить на открытом воздухе, во время прогулок. В процессе таких игр решается несколько задач: оздоровительная и обучающая одновременно. Дети знакомятся с природой, обществом и развиваются физически. Кроме того, подобные игры заставляют детей думать, сопоставлять, сравнивать, постоянно находиться в поиске новых путей и решений. Дети с большим интересом и желанием включаются в подобные игры, проявляют двигательную, умственную и речевую активность, что в конечном итоге влияет на физическое и интеллектуальное развитие детей.
Чего здесь не должно быть.
На определённом участке к деревьям или кустам прикрепляется что-либо такое, чего там быть не должно. Например, к пихте крепится веточка сосны, к лиственнице – еловая шишка и т.п. Побеждает тот, кто заметит все несуразности.
Угадай, какой цветок
Дети делятся на две группы. Одни получают листки с изображением цветов, другие – листки с их названием. По команде нужно быстро найти соответствующий листок у другого игрока. Выигрывает тот, кто найдёт его раньше всех.
Слепой ботаник.
Несколько хорошо известных и имеющих типичный запах цветов дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и, дав понюхать цветок, предлагают по запаху определить его. За каждое правильно названое растение игрок получает по очку.
Сам себе дерево.
В этой игре участники представляют себя деревьями. Необходимо выяснить у игроков всем ли известно, что необходимо дереву для жизни? Участники игры становятся на расстоянии не менее 1 м друг от друга на лист бумаги формата А-4 двумя ногами – это прикорневая зона с которой нельзя сходить во время игры. На полу вокруг них раскладываются прямоугольники из цветной бумаги (синего, жёлтого, зелёного – вода, солнечный свет и питательные вещества) равномерно. По команде ведущего «Начали», игроки собирают прямоугольники, до которых смогут дотянуться, не сходя с места. Те деревья, которые собрали по крайней мере один синий, один зелёный и один жёлтый прямоугольник – здоровые деревья – они остаются в игре, а «нездоровые деревья» - выбывают. Так повторяется несколько раундов.
Вариации игры:
Участники располагаются близко друг к другу подобно группе деревьев. Это демонстрирует как трудно деревьям, растущим близко друг к другу, конкурировать за воду, солнечный свет и питательные вещества.
Смоделировать засуху: положить мало синих квадратов, а больше жёлтых и зелёных.
Представьте, что у дерева засохла одна ветка – в игре только одна рука, или начал засыхать корень – играть стоя на одной ноге.
Найди своё дерево.
Обычно проводят на полянке или любом открытом месте, где растут различные деревья. Детей разбивают на пары, одному завязывают глаза, а второй ведёт его за руку, петляя по своему усмотрению к заранее выбранному дереву. После этого разрешает тщательно ощупать кору, а потом отводит на место сбора игроков. Повязку снимают, и ребёнок пытается найти «своё» дерево, при этом напарник следит, чтобы дерево было обнаружено правильно.
Природное – неприродное.
Выбирается от 10 до 20 предметов: природные (листья, ветки, шишки, жёлуди, орехи и т. п.) и неприродные (гвозди, бумага, банки, ручки и т.п) – лучше всего использовать те, которые загрязняют природу.
Выбирается маршрут на протяжении которого раскладываются данные предметы, с элементами маскировки для развития наблюдательности. Даётся задание пройти по маршруту всем детям, выявить природные и неприродные объекты, запомнить их. После того как проходят все участники, подводятся итоги: кто нашёл больше, какие не нашли вообще.
Вариации:
Провести как командное соревнование.
Для упрощения игры «природная тропа» прокладывается в помещении, а не «природная» - на природе.
Вместо маршрута можно выделить участок, обозначить его и раскладывать предметы на нём.
Цикл жизни дерева
Участники располагаются по кругу, и выполнять действие, о которых говорит руководитель игры:
- вы семена – присесть, обхватив колени
- дерево растёт – распрямляются и становятся на колени
- выросла одна ветка – выставляется одна рука
- выросла другая ветка – выставляется другая рук
- выросли листья – шевелим пальцам
- дерево продолжает расти – встаем на ноги (ноги вместе)
- у дерева растут корни – расставить немного ноги
- растут меленькие корешки – шевелим пальцами ног
- дерево атакуют насекомые – начинаем чесаться
- дерево поражено молнией и теряет одну ветку – делаем громкий шум
(к-х-х-х)
- дерево стало домом для живой природы – улыбка и вздох (а-х-х)
- на дереве поселился дятел – говорим «тук-тук»
- дерево попало в ураган и погибло – скрипящий звук и падение.
- из семян упавшего дерева начинает расти молодое дерево (всё начинается сначала).
ВЫВОД: использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.
Подведение итогов
Решение экологических задач