Экологическое образование дошкольников
Экологическое образование как основа формирования экологической культуры общества. Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста. Экологизация образования в ДОУ. Принципы экологического образования. Аксиологический и деятельностный подходы в экологическом образовании дошкольников. Цель и задачи экологического образования дошкольников. Экологическое развитие личности дошкольника в условиях специально организованного образовательного процесса. Развитие психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей в процессе экологического образования.
Необходимость экологического образования подрастающего поколения, начиная с раннего детства, обусловлена обострившимся экологическим кризисом. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей природной средой могут быть решены только при условии формирования ценностного отношения к природе и экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Решение этой проблемы возможно только при содействии всех социальных структур, важнейшей из которых является система образования.
Стремление гармонизировать отношения человека и природы порождает новую гуманистически ориентированную культурологическую модель образования, методологическим основанием которой служит концепция устойчивого развития. В данной модели на передний план выступает идея гармоничного развития ребенка через обретение целостной картины мира, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами.
Эта новая образовательная парадигма совпадает с парадигмой экологического образования, которое на современном этапе приобретает статус системообразующего фактора образования в силу своей универсальности, поскольку концептуальными основами экологического образования выступают идеи антропокосмизма и коэволюции, природо - и культуросообразности образования, ориентирующие на гармонию Человека и Космоса (Природы), на гармоничное развитие личности как достигшей гармонии в своем внутреннем мире и во взаимоотношениях с Космосом, позволяющие рассматривать ребенка как микрокосм — активную саморазвивающуюся часть Космоса. Таким образом, экологическое образование направлено на овладение накопленным человечеством социально-экологическим опытом, освоение внутреннего и внешнего мира, природы и социума, взаимодействие с ними на основе экологической этики милосердия я добра.
Экологическое образование не является частной областью общего образования, ограниченной рамками классической экологии, оно играет ведущую роль в системе образования, выполняет мировоззренческую функцию, охватывая все предметные области, является приоритетным направлением развития системы образования. В последние годы активно идет процесс экологизации системы образования через введение специализированных экологоориентиров энных дисциплин и разработку соответствующих программ. Однако эти меры не оказывают существенного влияния на массовую педагогическую практику. Наблюдается разрыв между теорией экологического образования и практической реализацией ее положений.
Стратегическая цель экологического образования - формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в отношениях с окружающей средой, границы которой определяются законами устойчивого равновесия.
Под экологической культурой общества понимают систему социальных норм, ценностных ориентации, отношений людей в области сохранения и гармоничного развития окружающей среды. Экологическая культура развивается при условии взаимодействия всех сфер общественного сознания: научной, художественной, правовой, экономической и др.
В результате присвоения опыта общественной экологической культуры формируется экологическая культура личности. При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:
-
экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
-
экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
-
экологическое чувствование - эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
-
экологические знания - отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
-
экологическое отношение - действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.
Таким образом, сущность экологической культуры может быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности» (Б.Т.Лихачев).
Под экологической субкультурой понимают совокупность определенных экологических норм и ценностей, нравственно-экологических .представлений, стереотипов экосообразного поведения, интерпретированных конкретным относительно замкнутым сообществом. В частности, можно говорить о субкультуре конкретного ДОУ.
В системе непрерывного экологического образования период дошкольного детства занимает основополагающее место в силу его уникальности с точки зрения развития личности. Дошкольный возраст - важный этап в развитии личности. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления отношений с ведущими сферами жизни - миром людей, миром природы и собственным внутренним миром. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста (интенсивно развивающиеся чувственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая сферы) являются объективными предпосылками становления и развития экологической культуры. По-этому экологическое образование дошкольников является приоритетным в системе образования детей. Образовательная область «Экологическая культура» выделена в проекте Государственного образовательного стандарта дошкольников.
В экологической педагогике определены основные руководящие положения, которые раскрывают особенности экологической подготовки подрастающего поколения - принципы экологического образования. При их разработке учитывались общие тенденции развития педагогической науки.
Принципы экологического образования дошкольников согласуются с общими принципами дидактики и экологической педагогики и отражают специфику образования в данной области:
-
гуманистической направленности означает создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребенка, активного взаимодействия с миром, самовыражения в разных видах деятельности (деятельностный подход); - ценностной ориентации (аксиологический подход) предполагает обращение к общечеловеческим ценностям, познание природы, жизни, человека во всей их многогранности и универсальной ценности,
-
междисциплннарности направлен на формирование интегрированного образа мира на основе синтеза различных областей знаний о человеке, обществе и природе через изучение различных учебных предметов:
-
непрерывности связан с постоянным совершенствованием экологической подготовки на разных этапах онтогенеза и разных уровнях системы образования, обусловленным нестабильностью состояния окружающей среды и как следствие мобильностью научной информации о проблемах взаимодействия общества и природы;
-
взаимосвязи глобального и локального требует рассмотрения экологических проблем на разных уровнях (планетарном, национальном, региональном, краеведческом и местном);
-
целостности ориентирован на понимание единства окружающего мира, своей слитности с ним, взаимообусловленности протекающих в нем явлений;
-
взаимосвязи познания, переживания, действия (взаимосвязи рационального и эмоционального восприятия) означает познание мира на основе взаимодействия когнитивной (оперирование знаниями) и аффективной (эмоционально-чувственное восприятие) сфер ребенка, применение экологических знаний в деятельности;
-
системности означает взаимосвязь целей, содержания, методов, и средств, детерминированность отдельных содержательных компонентов связями между ними, отражается в характере, логике, последовательности изучения материала;
-
прогностичности ориентирует на формирование умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
Целью экологического образования дошкольников и планируемым результатом процесса экологического развития детей и является становление экологической культуры, уровень которой отражается в экологической образованности каждого ребенка.
В соответствии с выделенными компонентами экологической культуры ребенка дошкольного возраста (развитая экологическая ответственность, основанная на экологических знаниях; владение экологически целесообразными способами деятельности; принятие на личностно-значимом уровне экологических ценностей) определяются задачи экологического образования.
-
Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
-
Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе
-
Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, эстетического видения, ее
-
Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
Экопедагогический процесс в ДОУ требует решения всех перечисленных задач в единстве и ориентирован на приобретение практического опыта гармоничного взаимодействия с природой. Экообразовательные технологии в целом включают три этапа.
В ходе практической деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
Важно включать детей в творческую деятельность, которая предполагает создание нечто нового, творческое преобразование действительности. Для детей дошкольного возраста творческая деятельность связывается с готовностью к поиску решения проблем и выполнением художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, изготовление поделок из природного материала, сочинение стихов и т.п.).
Таким образом, задачи экологического образования решаются в комплексе.
Организация экологического воспитания дошкольников
Экологическая культура ребенка воспитывается в определенных условиях. Общеизвестно, что окружающий мир оказывает непосредственное влияние на воспитание экологической культуры ребенка. Природный мир способствует обогащению его опытом эмоционально-чувственного восприятия и развитию представлений. Социальный мир обеспечивает воспитание ценностных ориентаций и определяет его отношение к природе, людям, самому себе. Ближайшее окружение определяет развитие и воспитание ребенка в дошкольном детстве.
Оно включает социальное окружение: семью, детский сад, другое социальное окружение (школа, общественные учреждения и т. п.) и природное окружение (естественную природу и, проникающую в той или иной степени в социальные сферы, окультуренную природу).
Каждая из сфер, оказывая непосредственное влияние и являясь составной частью жизни ребёнка, оставляет след воздействия. Причём культура самого ребенка – это результат общего воздействия, при котором непременным условием является взаимопроникновение данных сфер друг в друга.
Таким образом, в экологическом воспитании дошкольников необходимо взаимодействие детского сада и семьи, детского сада и социального окружения, семьи и социального окружения, а также максимальное проникновение природной среды в социальные сферы.
Организация развивающих сред для детей включает в себя:
Процесс экологического воспитания детей предполагает рассмотрение методов и форм организации их жизни и деятельности.
Взаимосвязь всех форм организации экологического воспитания дошкольников осуществляется через единство форм и развитие их содержания по схеме «прогулки – целевые прогулки – экскурсии – занятия». Система данных форм организации основана на эколого-системном подходе к развитию их содержания и представлена на определённой модели.
Эколого-системный подход
Эколого-системный подход, прослеживающийся через взаимосвязь и последовательность содержания форм (прогулок, целевых прогулок, экскурсий, занятий), обеспечивает системную организацию педагогического процесса. Сущность эколого-системного подхода заключается во взаимопроникновении и последовательном развитии содержания наблюдений в разных формах. Первичные представления об отдельных объектах природы, особенностях их взаимосвязи с окружающей средой ребенок получает и совершенствует через индивидуальные или групповые наблюдения (циклы наблюдений) на ежедневных прогулках. Наблюдения на целевых прогулках организуются для развития представлений о природных сообществах и сезонных изменениях в них. Наблюдения на экскурсиях служат для развития представлений об экосистемах, взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в них. Завершающим звеном системы форм являются занятия по ознакомлению с окружающим миром, закрепляющие эмоционально-чувственные впечатления, углубляющие, расширяющие и обобщающие представления детей об окружающем мире. Воспитание и развитие детей на разных возрастных этапах дошкольного детства осуществляется через развитие содержания экологического воспитания, взаимопроникновение и развитие методов, в одних и тех же формах организации жизни и деятельности.
Отражение эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, усиление эмоциональных впечатлений и развитие творческих способностей должно осуществляться в разных видах деятельности детей, в ходе моделирования картин мира. На музыкальных занятиях дети учатся слышать, узнавать и отражать музыкальную картину мира в музыкальных произведениях – песнях, музыкально-ритмических движениях, танцах и т. д. Занятия по развитию речи и обучению грамоте будут способствовать развитию у детей способности «рисовать», отражая в словесной форме оттенки чувств, вербальную «понятийную» картину мира. Занятия по изобразительной деятельности позволят детям не только познакомиться с разными видами изобразительного искусства, но и соединить в единое целое в их сознании мир природы и мир людей и отразить в творческой деятельности свое видение картин мира. Математическая картина мира, воспринятая во время наблюдений окружающего мира во всем её многообразии форм, величин, количеств даст возможность детям научиться «переводить» всё на знаковый язык, в т. ч. на занятиях по развитию элементарных математических представлений. Занятия по физической культуре помогут детям найти в природе и окружающем мире людей, образцы для физического совершенствования своего тела, убедиться в тождестве с живыми существами. Отражение региональных аспектов в разных видах деятельности детей позволит показать целостность, неразделимость, взаимосвязь окружающего мира природы и людей, соединить в картине мира каждого ребенка природу и культуру в единое целое, необходимых для жизни людей.
Отметим, что предложенная система форм познания должна в течение сезона года неоднократно (2–3 раза) повторяться.
Это обеспечит усвоение детьми представлений о наблюдаемых изменениях и их причинных зависимостях, происходящих в природе и социокультурном мире в течение каждого сезона, а также в течение года. Наблюдения детей превращаются в эффективное средство интеллектуального, эмоционального и волевого развития, при условии установления субъектсубъектных взаимоотношений педагогов с детьми. При такой организации процесс воспитания экологической культуры детей выступает не отдельно взятым процессом, а воедино слитым с общим ходом развития личности ребенка. Он не только органично соотносится с педагогическим процессом воспитания и развития детей, но и содержание экологического воспитания в дошкольном детстве становится основой планирования процесса воспитания и развития детей. Реализация содержания происходит через организацию системы познавательной деятельности (наблюдений) детей на прогулках, целевых прогулках, экскурсиях и занятиях в течение каждого сезона года. Наблюдение – ведущая познавательная деятельность детей является начальной основой развития личности.
Ребенок воспринимает во время наблюдений на прогулках изменяющуюся в разные сезоны года природу родного края, накапливает субъектный опыт, совместно с воспитателем анализирует происходящие изменения, сравнивает их, приходит к обобщениям результатов. Познавательная деятельность ребенка развивается в ходе накопления им субъектного опыта и его закрепления в разных видах деятельности (лепке, изобразительной, музыкальной и т. д.), на разных занятиях и в повседневной жизни. Участие в разных формах организации жизни способствуют расширению, углублению и обобщению опыта детей, что активизирует развитие экологического мышления как особого вида познавательной деятельности. Обмен полученным опытом между воспитателем и детьми, самими детьми является ещё одним видом познавательной деятельности – общением. Так, приобретая новые качества на каждом этапе развития, познавательная деятельность ребенка (внешняя – предметная и внутренняя – психических познавательных процессов) развивается, обогащается и обеспечивает при помощи экологического содержания развитие познавательных способностей и личностных качеств ребенка.
По данной модели педагогического процесса – развитие ребенка осуществляется через организацию и развитие познавательной деятельности на прогулках, целевых прогулках, экскурсиях, занятиях с помощью ведущих методов (наблюдение, игра, беседа, созидательная деятельность) и методических приемов, адекватных возрасту и индивидуальным особенностям детей. Модель системы организации познавательной деятельности детей в природе и социокультурном окружении отражает преемственность развития детей в разных возрастных группах дошкольного детства.
Данная интегрированная модель системы организации дошкольного экологического воспитания включает все формы организации и виды деятельности детей в ДОУ, обеспечивает систематизацию всего педагогического процесса в детском саду. Планирование экологического воспитания на основе данной модели, с учетом организации и развития системы наблюдений детей, обеспечивает эффективность воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, являющихся стартовой ступенью для использования развивающих педагогических технологий в начальной и средней школе.