СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия как средство активизации исследовательской деятельности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается педагогический и методический потенциал  иссдедовательчкой деятельности  спомощью экскурсий

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия как средство активизации исследовательской деятельности»

Экскурсия как средство активизации исследовательской деятельности


Владимирова Алевтина Анисимовна, МБОУ Образовательный комплекс "Школа № 29 г. Йошкар-Олы", учитель истории.


В настоящее время ведущим принципом процесса обучения является системно- деятельностный подход в обучении и воспитании обучающихся, направленный на формирование средств и способов самостоятельной мыслительной деятельности. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Реализовать эти принципы педагог может при помощи экскурсий. Экскурсии вносят неоценимый вклад в развитие педагогического процесса, повышают познавательный интерес к предмету.

Наблюдение чего-либо своими глазами куда убедительнее, чем рассказ из чужих уст, как говорит народная мудрость, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». 

Экскурсия рассматривается как постоянный спутник исследовательского метода обучения, который позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. В ходе работы я часто использую эту форму организации. Экскурсия служит стартовой площадкой для исследований, дает мощный импульс мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий.

В качестве примера обратимся к опыту посещения Православного центра г. Йошкар-Олы.  Экскурсия и беседа с сестрами милосердия стали темами исследовательских проектов «Белые голубки», «Российская традиция благотворительности в истории Царевококшайска», ««Духовный подвиг преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны Романовой".

Еще одной инновационной разновидностью познавательных путешествий выступает квест-экскурсия, в которой присутствуют игровые элементы в стиле «поиска сокровищ». Этот метод позволяет ребятам стать активными участниками интересного и захватывающего события. Во время квест-экскурсии учащиеся разделяются на группы. Каждая группа получает свой маршрут и подсказки, а главное, если есть цель (раскрыть тайну, найти клад, опередить соперника и т. п.), то дети проявляют неподдельную заинтересованность. Примером может служить квест «#EvseevChallenge» по Национальному музею Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева.  Который, предложил своим участникам не только подробнее ознакомиться с выставочными залами музея, но и попытаться решить те проблемы, с которыми столкнулся краевед Тимофей Евсеев при сборе этнографического материала. Благодаря данной технологии, учащиеся начинают смотреть на историю, не как на «скучный, покрытый пылью предмет», а они начинают понимать, что история — сама жизнь, которая фактически происходит на наших глазах.

Реализовать исследовательский подход при работе с местными достопримечательностями помогает и самостоятельная подготовка школьниками виртуальных экскурсий. В условиях современного информационного обеспечения это не составляет сложности для учащихся, скорее даже позволяет удовлетворять их потребности, ведь многие умеют и любят работать с компьютером. Создание виртуальной экскурсии тоже можно рассматривать как вариант информационного проекта.

Был апробирован вариант создания виртуальной экскурсии по городу Йошкар-Ола, который назывался «Азбука нашего города». Ученикам предлагалось выбрать объекты, значимые с его точки зрения по буквам русского алфавита. В нашем опыте предлагали такие варианты отбора экспонатов: самые красивые места нашего города, памятники нашего города (обелиски, монументы), памятники архитектуры ,места, значимые для современной жизни горожан – предприятия, магазины, клубы скверы, парки, дома культуры, люди, интересные (знаменитые) своими характерами и поступками. Рассказ, сопровождавший виртуальную экскурсию, как правило, содержал информацию о времени возникновения объекта (объектов), его назначении в момент создания, о его современном состоянии и использовании, а также мнения горожан об этом объекте. Такого рода работа по созданию собственных виртуальных музеев (экскурсий) есть возможность для школьника предъявить свои знания исторических знаний , свою оценку прошлого, отношение к нему, выразить свои чувства.

Даже экскурсия по школьному музею дает импульс для поиска новых экспонатов. Привлекая внимание школьников к сбору экспонатов не только как к памятнику прошлого, который нужно беречь, но и как к историческому источнику, который может многое поведать о прошлом, в том числе о тех людях, которые изготовили данную вещь и (или) пользовались ею, позволяет памятка-алгоритм. Она направляет ход размышлений ученика при «разглядывании» экспонатов музейных коллекций и выполнении исследовательских заданий.

Предоставление экспоната для школьного музея ( с разрешения родителей)

Описание:

- в чьей семье хранился, кому принадлежал;

- история приобретения, получения ( запись рассказа );

- возможная стоимость, ценность для семьи;

- При возможности указание точного года, места, событи.

Темы для проекта «История одного экспоната» ( до 1991г)

1. Посуда советского периода 2. Открытки

3. Значки, марки, вымпелы, знаки отличия

4. Детали интерьера (статуэтки, шкатулки, салфетки и т.д.)

5. Предметы быта (этажерки, тумбочки)

6. Фото на фоне зданий города, с массовых праздников (Первомай, 9 мая, 7 ноября, демонстраций)

7. Набор открыток с видами Йошкар-Олы

8. Пионерская, комсомольская атрибутика

Выполняя такие задания, школьники будут осваивать конкретные приемы исследовательской деятельности с вещественными источниками.

Несомненно, что в рамках внедрения стандартов нового поколения изучение истории невозможно без экскурсионной деятельности, потому что экскурсия дает возможность учащимся наглядно продемонстрировать исторический материал.

Список литературы:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.


Зверева К. Е. «История вокруг нас»: исследовательская деятельность старшеклассников в пространстве урока-экскурсии / К. Е. Зверева, О. М. Хлытина // Образование в истории, история в образовании: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. «Интеграция исторического и образовательного пространства», посвящ. 50-летию со дня рождения М. Ю. Брандта . Новосибирск: НГПУ, 2011.


Нарышкина В. С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7-х классов // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!