СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по биологии для 7 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационная работа по биологии для 7 класса, содержит тестовые вопросы, вопросы на установление соответствия и последовательности, работа с текстами и таблицами

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по биологии для 7 класса»

Вариант № 1

Выберите 1 правильный ответ из 4:

1. Какая система органов в процессе эволюции впервые появилась у представителей типа кольчатых червей?

1)нервная 2)пищеварительная

3)кровеносная 4)половая

2. Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых тесно связано с водой, объединяют в класс

1)Костные рыбы 2)Млекопитающие

3)Пресмыкающиеся 4)Земноводные

имеет кровеносную систему?

1)гидра 2)печёночный сосальщик

3)дождевой червь 4)аскарида

4. Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие наземные животные, так как они

1)имеют две пары рычажных конечностей

2)имеют развитую нервную систему

3)приспособлены к наземному размножению и развитию

4)помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание

5. Инфузория передвигается с помощью:

1) щетинок 2) ресничек

3) жгутиков 4) ложноножек

6. Кровеносная система у тритона:

1) замкнутая 2) незамкнутая

3) отсутствует 4) с 1 кругом кровообращения

7. К жгутиковым не относятся:

1) амеба обыкновенная 2) лямблии

3) трипанасомы 4) эвглены

8. К классу пресмыкающихся относится:

1) саламандра 2) тритон обыкновенный

3) ящерица прыткая 4) ланцетник

9. Сколько пар ног имеют пауки:

1) одну 2) восемь 3) три 4) четыре

10. Как называется кровь насыщенная углекислым газом:

1) смешанная 2) венозная

3) артериальная 4) голубая

Выберите три верных ответа из шести

11. Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести.

1) дыхание атмосферным кислородом

2) преобразование конечностей в ласты

3) наличие диафрагмы

4) толстый слой подкожного жира 5) обтекаемая форма тела

6) выкармливание детёнышей молоком

12. Какие из перечисленных организмов имеют двустороннюю симметрию тела?

1)гидра 2)медуза

3)дождевой червь 4)майский жук

5)коралловый полип 6)гадюка обыкновенная


Установите правильную последовательность

13. Установите правильную последовательность развития в процессе эволюции кровеносной системы:

1) четырехкамерное сердце, раздельная кровь

2) двухкамерное сердце, один круг кровообращения

3) трехкамерное сердце, смешанная кровь

4) трехкамерное сердце с перегородкой в желудочке

5) незамкнутая кровеносная система

14. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток.

1) замена жаберного дыхания лёгочным

2) откладка икры самкой в воду

3) развитие жабр, мускулатуры и скелета

4) оплодотворение икры самцами

5) появление личинки

15. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле.

1)появление пищеварительной системы

2)возникновение кровеносной системы

3)появление трахей и дыхалец

4)развитие одноклеточных гетеротрофных организмов

5)появление в организме двух слоёв клеток

Работа с текстом

16. Используя содержание текста, ответьте на вопросы.

1) К какому классу животных относят печёночного сосальщика?

2) Кто является окончательным хозяином бычьего цепня? Кто является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?

3) Какие правила нужно соблюдать для профилактики заражения паразитическими плоскими червями? Приведите не менее двух правил.

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЧЕРВИ

Плоские черви – древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относятся планария, а к паразитическим – сосальщики и цепни. У свободноживущих червей есть органы чувств – светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни – крючки, присоски, развитие со сменой хозяев.

Среди паразитических червей наиболее распространены печёночный сосальщик и бычий цепень. Печёночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своём развитии он проходит несколько стадий. Из яиц, попавших в воду, развиваются личинки с ресничками. Они попадают в организм улитки – малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит их превращение в хвостатые личинки. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.

Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова – промежуточный хозяин бычьего цепня. В её организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.


17. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук - крестовик — сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы. 5. Паук - крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.


Работа с таблицей

18. Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?

2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?

3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?


Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости, лет

Средний возраст рыб,

выловленных рыбаками

в разных водоёмах, лет

Щука обыкновенная

30

2,7

3 - 4

5

Норвежская сельдь

200

1,3

2–7

8

Треска балтийская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Колюшка

трёхиглая

0,1–1

1,8

1

2

Установите соответствие

19. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОТНОЕ

А) сердце двухкамерное 1) треска

Б) дыхание лёгочное 2) гадюка

В) для размножения не требуется вода

Г) тело покрыто чешуёй

Д) есть боковая линия

Е) два круга кровообращения


Дайте развернутый ответ

20. Каковы отличительные признаки млекопитающих. Назовите не менее семи признаков.

































Вариант № 2

Выберите 1 правильный ответ из 4:

1. Путь заражения эхинококком -

1)употребление недоваренного мяса 2)немытые фрукты

3)питье некипяченой воды 4)контакт с собаками

2. Представители типа Хордовые, в отличие от других животных, имеют

1)трёхслойное строение 2)внутренний скелет

3)полость тела 4)кровеносную систему

3. Второй круг кровообращения впервые появляется у:

1) рыб 2) земноводных

3) пресмыкающихся 4) птиц

4. Какой из перечисленных организмов относится к членистоногим?

1)ланцетник 2)речной рак

3)морская звезда 4)тигровая акула

5.Для представителей какого класса хордовых животных характерно кожное дыхание?

1)Земноводные 2)Рептилии

3)Птицы 4)Млекопитающие

6. У ракообразных, в отличие от паукообразных, имеется(-ются)

1)две пары усиков 2)головогрудь и брюшко

3)членистые конечности 4)хитиновый покров

7. Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для бабочки капустной белянки?

1)яйцо → бабочка

2)яйцо → бабочка → личинка

3)яйцо → личинка → куколка → бабочка

4)яйцо → куколка → личинка → бабочка

8. Какой одноклеточный организм относят к царству Животные?

1) амёбу 2) хлореллу

3) хламидомонаду 4) дрожжи

9. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию

1)волосяного покрова и ушных раковин

2)голой кожи, покрытой слизью

3)рогового панциря или щитков

4)сухой кожи с роговыми чешуями

10. Сколько пар ног имеют раки:

1) пять 2) две

3) три 4) четыре





Выберите три верных ответа из шести

11. Какие особенности характерны для представителей костных рыб

1)Сердце образовано тремя камерами и имеется один круг кровообращения.

2)Дышат кислородом, растворенным в воде.

3)В коже отсутствуют железы.

4)Имеют жаберные крышки.

5)Имеют плавательный пузырь.

6)Обладают постоянной температурой тела

12. Каких животных относят к классу Пресмыкающиеся? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)змеи 2)ящерицы

3)лягушки 4)тритоны

5)жабы 6)крокодилы


Установите правильную последовательность

13. Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к её щупальцам.

1) захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно - мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях

2) доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию

3) прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры

4) удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости

5) переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока

14. Установите правильную последовательность развития в процессе эволюции кровеносной системы:

1) четырехкамерное сердце, раздельная кровь

2) двухкамерное сердце, один круг кровообращения

3) трехкамерное сердце, смешанная кровь

4) трехкамерное сердце с перегородкой в желудочке

5) незамкнутая кровеносная система

15. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток.

1) развитие зародышей внутри яиц

2) выход молодых ящериц

3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов

4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки

5) откладка самкой яиц

Работа с текстом

16. Пользуясь текстом «Хрящевые и костные рыбы», ответьте на вопросы.

1) Почему скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели?

2) Чем можно объяснить большую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами?

3) Почему акулы должны находиться в постоянном движении?



ХРЯЩЕВЫЕ И КОСТНЫЕ РЫБЫ

Современные представители хрящевых рыб (акулы и скаты) утратили броню и костный скелет своих предков. Скаты имеют плоское тело и плавают у дна, питаясь, в основном, моллюсками. Акулы живут в открытом море, питаясь костными рыбами и иногда млекопитающими. Хрящевые рыбы получили своё название потому, что их внутренний скелет построен из хряща. Жаберных крышек нет, поэтому акулы дышат, заглатывая ртом воду и пропуская её через жаберные щели, расположенные спереди по бокам тела или снизу. Большинство скатов, которые подолгу лежат на дне, пропускают воду через брызгальце (остаток ещё одной жаберной щели), расположенное на верхней стороне тела. Хрящевые рыбы – существа живородящие, яйцеживородящие и яйцекладущие. Зародыши развиваются долго – от 4 месяцев до 2 лет в зависимости от вида. Плодовитость у живородящих и яйцеживородящих невелика. Акулята, вылупившиеся в чреве матери, могут съесть своих братьев и сестёр. Яйцекладущие откладывают от двух до нескольких десятков яиц. Полярная акула и некоторые скаты откладывают до 500 яиц. Яйца защищены крепкой капсулой, надёжно защищающей зародыш от врагов. Плавательного пузыря у большинства этих рыб нет. Только у песчаных акул есть «воздушный карман» желудка. У костных рыб скелет в основном костный. Жабры прикрыты крышками, движения которых активно прогоняют воду через жабры. Плавательный пузырь есть у большинства видов костных рыб. Встречаются рыбы и без плавательного пузыря, например, камбала. Оплодотворение у большинства внешнее, хотя встречаются иногда виды, у которых оплодотворение внутреннее. Икра развивается от нескольких часов до нескольких месяцев (у лососей). Плодовитость костных рыб различна. Некоторые африканские рыбки откладывают от 12до 14 икринок, а процесс их вынашивания происходит во рту. Луна - рыба вымётывает до 300 млн. икринок.


17. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Рыбы — водные хордовые животные. 2. Опорой тела всех рыб является внутренний хрящевой скелет 3. Дыхание у рыб жаберное. 4. В кровеносной системе два круга кровообращения, а в сердце только венозная кровь. 5. Центральная нервная система рыб имеет вид трубки, передняя часть которой превращена в передний мозг, состоящий из 5 отделов. 6. Большинство рыб гермафродиты.


Работа с таблицей

18. Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

1) Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2) Какая рыба живет дольше всего?

3) Какая птица дольше всего проживет в зоопарке?

4) Зависит ли продолжительность жизни животного от его размеров?





















Установите соответствие

19. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОТНОЕ

А) отсутствие плавательного пузыря 1) Хрящевые рыбы

Б) жабры открываются наружу жаберными щелями 2) Костные рыбы

В) для некоторых видов характерны миграции во время нереста

Г) жабры прикрыты жаберными крышками

Д) как правило, есть плавательный пузырь

Е) широко распространены в океанах, морях, реках, озёрах


Дайте развернутый ответ

20. Какие приспособления у птиц в связи с полетом? Назовите не менее пяти признаков.