СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 2

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания разного уровня сложности: с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, с выбором трех верных ответов из шести предложенных, задания на соответствие, задания, на которые нужно дать полный развернутый ответ.

В конце  вы найдете систему оценивания экзаменационной работы по биологии

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 2»

Экзаменационная работа по биологии. Вариант 2

В заданиях А1–А36 выберите один верный ответ из четырех.

А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) клеточный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический

4) биосферный

A2. О единстве органического мира свидетельствует

1) наличие ядра в клетках живых организмов

2) клеточное строение организмов всех царств

3) объединение организмов всех царств в систематические группы

4) разнообразие организмов, населяющих Землю

A3. Наука, изучающая два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость, –

1)

цитология

2)

селекция

3)

генетика

4)

эмбриология

А4. Хроматиды – это

1) две цепи одной молекулы ДНК

2) кольцевые молекулы ДНК

3) участки хромосомы в неделящейся клетке

4) две субъединицы хромосомы делящейся клетки

А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

1) вирусы

2) бактерии

3) лишайники

4) грибы

А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,

1) повышается адаптация к новым условиям

2) появляется много новых признаков

3) набор генов идентичен родительскому

4) проявляется комбинативная изменчивость

А7. Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

1) аа

2) ааВВ

3) ВВ

4) аВ

А8. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа;

2) Аа х АА;

3) Аа х Аа;

4) АА х АА.

A9. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,

1) носит обратимый характер

2) не связана с изменениями хромосом

3) носит массовый характер

4) передаётся по наследству

A10. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе

1) паразитов

2) сапротрофов

3) автотрофов

4) симбионтов

A11. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1)

Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.

2)

Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.

3)

Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.

4)

Клетки эукариот обязательно имеют клеточную стенку.

A12. Набор хромосом в соматических клетках человека равен

1)

48

2)

46

3)

44

4)

23

A13. Двойная спираль ДНК образуется за счет связей между

1)

аминокислотами

2)

азотистыми основаниями и дезоксирибозой

3)

фосфорной кислотой и дезоксирибозой

4)

комплементарными азотистыми основаниями

A14. Энергия солнечного света преобразуется в химическую в процессе

1)

фотосинтеза

2)

хемосинтеза

3)

дыхания

4)

брожения

A15. В основе формирования органов у многоклеточного организма лежит процесс

1)

мейоза

2)

митоза

3)

оплодотворения

4)

конъюгации

A16. Редупликация ДНК лежит в основе процесса

1)

размножения

2)

дыхания

3)

выделения

4)

питания

A17. С помощью какого метода была изучена хромосомная болезнь человека – синдром Дауна?

1)

генеалогического

2)

близнецового

3)

цитогенетического

4)

биохимического

A18. Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков и витаминов, называют

1)

биохимическим синтезом

2)

генной инженерией

3)

клеточной инженерией

4)

микробиологическим синтезом

A19. В процессе дыхания растения поглощают

1)

озон

2)

азот

3)

кислород

4)

углекислый газ

A20. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида

1) географическому

2) генетическому

3) экологическому

4) морфологическому

A21. Пример внутривидовой борьбы за существование −

1) соперничество самцов из-за самки

2) “борьба с засухой” растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

A22. Приспособленность организмов к среде обитания – результат

1) стремления особей к самоусовершенствованию

2) взаимодействия движущих сил эволюции

3) методического отбора

4) проявления конвергенции

A23. У человека в связи с прямохождением

1) большой палец противопоставляется остальным

2) когти превратились в ногти

3) срослись фаланги пальцев стопы

4) сформировался свод стопы

A24. К абиотическим факторам среды относят

1) распространение семян птицами

2) нашествие саранчи

3) миграции рыб

4) обильный снегопад

A25. Конкурентные отношения между организмами в экосистемах характеризуются

1) угнетением особей друг друга

2) ослаблением внутривидовой борьбы

3) созданием среды одними видами для других

4) разными потребностями в пище

A26. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как

1)

существуют виды-двойники

2)

виды разделены на популяции

3)

близкие виды могут занимать один ареал

4)

разные виды могут скрещиваться

A27. Лизосомы формируются из

1) комплекса Гольджи

2) клеточного центра

3) пластид

4) митохондрий

A28. Примером ароморфоза у хвойных растений служит возникновение у них

1)

плода

2)

семени

3)

цветка

4)

корней

A29. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало

бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс

1) митоза

2) оплодотворения

3) мейоза

4) опыления

A30. При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаBb, ааBb, Ааbb, ааbb в соотношении

1) 3 : 1

2) 9 : 3 : 3 : 1

3) 1 : 1 : 1 : 1

4) 1 : 2 : 1

A31. Социальные факторы эволюции способствовали формированию у человека

1)

сложных инстинктов

2)

прямохождения

3)

второй сигнальной системы

4)

S-образных изгибов позвоночника

A32. Под воздействием антропогенного фактора уменьшается площадь природных экосистем, что ведет к

1)

изменению климата

2)

усилению процесса саморегуляции

3)

удлинению цепей питания

4)

сокращению биоразнообразия

A33. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

1)

лисица  дождевой червь  ёж  листовой опад

2)

листовой опад  дождевой червь  ёж  лисица

3)

ёж  дождевой червь  листовой опад  лисица

4)

дождевой червь  ёж  лисица  листовой опад

A34. Митохондрии и лизосомы отсутствуют в клетках

1)

бактерий

2)

грибов

3)

животных

4)

растений

A35. Популяцию считают элементарной единицей эволюции, так как

1) ее генофонд способен изменяться во времени

2) особи популяций имеют сходный обмен веществ

3) особи популяции отличаются размерами

4) она не способна изменяться во времени

A36. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, что способствует

1) круговороту веществ

2) саморазвитию экосистем

3) размножению организмов

4) росту и развитию организмов


В заданиях B1–B3 выберите три верных ответа из шести.

B1. Биологическое значение мейоза заключается в

1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении

2) образовании мужских и женских гамет

3) образовании соматических клеток

4) создании возможностей возникновения новых генных комбинаций

5) увеличении числа клеток в организме

6) кратном увеличении набора хромосом

B2. Результатом эволюции является

1) дрейф генов

2) многообразие видов

3) мутационная изменчивость

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды

5) повышение организации живых существ

6) борьба за существование

B3. В чём сходство природной и искусственной экосистем?

1)

небольшое число видов

2)

наличие цепей питания

3)

замкнутый круговорот веществ

4)

использование солнечной энергии

5)

использование дополнительных источников энергии

6)

наличие продуцентов, консументов, редуцентов


При выполнении заданий B4–B5 к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

B4. Установите соответствие между строением и функциями эндоплазматической сети и комплекса Гольджи.


СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ



ОРГАНОИДЫ

А)

состоит из группы полостей с пузырьками на концах

1)

эндоплазматическая сеть

Б)

состоит из системы связанных между собой канальцев

2)

комплекс Гольджи

В)

участвует в биосинтезе белка



Г)

участвует в образовании лизосом



Д)

участвует в образовании клеточной оболочки



Е)

осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки



Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








B5. Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

ПРИЗНАКИ БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА КРИТЕРИЙ ВИДА

А) органы чувств – одна пара щупалец 1) морфологический

Б) коричневый цвет раковины 2) экологический

В) населяет пресные водоемы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







В задании B6 установите последовательность биологических процессов,

явлений, практических действий.

B6. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы.

1) окисление органических веществ в клетках растений

2) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания

3) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении

4) поглощение углекислого газа из атмосферы

5) образование глюкозы в процессе фотосинтеза


На задания С1- дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С3 – полный развернутый ответ.

С1. Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

C2. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

C3. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.










Условные обозначения

мужчина


женщина


брак


дети одного брака


– проявление исследуемого признака


Система оценивания экзаменационной работы по биологии. Вариант 2.


задания

Ответ

задания

Ответ

А1

1

А19

3

А2

2

А20

4

А3

3

А21

1

А4

4

А22

2

А5

1

А23

4

А6

3

А24

4

А7

4

А25

1

А8

3

А26

1

А9

4

А27

1

А10

2

А28

2

А11

2

А29

3

А12

2

А30

3

А13

4

А31

3

А14

1

А32

4

А15

2

А33

2

А16

1

А34

1

А17

3

А35

1

А18

4

А36

2


задания

Ответ

В1

124

В2

245

В3

246

В4

211221

В5

11221

В6

45312

С1. Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Они увеличивают генетическую неоднородность особей в популяции.

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

1



С2. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Элементы ответа:

1) признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;

2) в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены не проявляются в фенотипе;

3) в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3


Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2


Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1


Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С3. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Схема решения задачи включает:

1) признак рецессивный;

2) генотипы родителей: мать – аа, отец – АА или Аа;

3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы – Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3


Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2


Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1


Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3