СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 3

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания разного уровня сложности: с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, с выбором трех верных ответов из шести предложенных, задания на соответствие, задания, на которые нужно дать полный развернутый ответ.

В конце  вы найдете систему оценивания экзаменационной работы по биологии

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 3»

Экзаменационная работа по биологии. Вариант 3

В заданиях А1–А36 выберите один верный ответ из четырех.

А1. Генеалогический метод используют для

1) получения генных и геномных мутаций

2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3) исследования наследственности и изменчивости человека

4) изучения этапов эволюции органического мира

А2. Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн?

1) эволюции

2) хромосомную

3) клеточную

4) онтогенеза

А3. Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

1) хлоропласт

2) митохондрия

3) рибосома

4) эндоплазматическая сеть

А4. Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

1) имеют диплоидный набор хромосом

2) при слиянии образуют зиготу

3) участвуют в половом размножении

4) имеют одинаковую форму

А5. К неклеточным формам жизни относятся

1) вирусы

2) бактерии

3) простейшие

4) лишайники

А6. Амеба размножается…

1) делением надвое

2) с помощью гамет

3) почкованием

4) спорами

А7. Промежуточный характер наследования признака проявляется при

1) сцеплении генов

2) неполном доминировании

3) независимом расщеплении

4) множественном действии генов

А8. Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

1) 1 : 1

2) 3 : 1

3) 1 : 1 : 1 : 1

4) 9 : 3 : 3 : 1

А9. Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

1) определённой

2) фенотипической

3) мутационной

4) комбинативной

А10. Какой признак у грибов и растений является сходным?

1) наличие хитина в клеточной стенке

2) автотрофное питание

3) неограниченный рост

4) наличие плодового тела

А11. Запасным углеводом в животной клетке является

1) крахмал

2) гликоген

3) хитин

4) целлюлоза

А12. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют

1) бактериофаги

2) хемотрофы

3) автотрофы

4) цианобактерии

А13. Половое размножение организмов эволюционно более прогрессивно, так как оно

1) способствует их широкому распространению в природе

2) обеспечивает быстрое увеличение численности

3) способствует появлению большого разнообразия генотипов

4) сохраняет генетическую стабильность вида

А14. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве?

1) мутантными

2) гетерозисными

3) гетерозиготными

4) гомозиготными

А15. Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к

1) перекрестному опылению

2) защите от ветра

3) использованию энергии света

4) уменьшению испарения воды

А16. Какой из факторов эволюции человека имеет социальную природу?

1) членораздельная речь

2) изменчивость

3) естественный отбор

4) наследственность

А17. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в динаковых пищевых ресурсах?

1) хищник – жертва

2) паразит – хозяин

3) конкуренция

4) взаимопомощь

А18. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

1) злаки, осоки

2) бактерии и грибы

3) мышевидных грызунов

4) растительноядных насекомых

А19. К глобальным изменениям в биосфере может привести

1) увеличение численности отдельных видов

2) опустынивание территорий

3) выпадение обильных осадков

4) смена одного сообщества другим

А20. Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, – критерий

1) экологический

2) географический

3) физиологический

4) морфологический

А21. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

1) мутационная изменчивость

2) географическая изоляция

3) борьба за существование

4) искусственный отбор

А22. Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных

2) приспособленности организмов к среде обитания

3) индивидуального развития растений и животных

4) влияния окружающей среды на развитие организмов

А23. К атавизмам человека относят появление

1) хвостовых позвонков

2) диафрагмы

3) дифференцированных зубов

4) шестипалой конечности

А24. Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.

1) гриб и водоросль в лишайнике

2) культурные и сорные растения

3) хищник и жертва

4) плотоядные и растительноядные животные

А25. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

1) использование паразитических организмов

2) поддержание высокой влажности

3) внесение органических удобрений

4) уничтожение сорняков гербицидами

А26. Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как

1) происходит убыль веществ из биосферы

2) повышается температура земной поверхности

3) изменяется газовый состав атмосферы

4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей

А27. В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов,

участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

1) в лизосомах

2) в рибосомах

3) в митохондриях

4) в хлоропластах

А28. Выберите правильную последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке.

1) ДНК → информационная РНК → белок

2) ДНК → транспортная РНК → белок

3) рибосомальная РНК → транспортная РНК → белок

4) рибосомальная РНК → ДНК → транспортная РНК → белок

А29. Благодаря оплодотворению и мейозу

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях

2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве

3) изменяется число хромосом из поколения в поколение

4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

А30. Частота нарушения сцепления между генами зависит от

1) структуры хромосомы

2) расстояния между ними

3) числа групп сцепления

4) доминантности или рецессивности генов

А31. Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует

1) получению чистой линии

2) проявлению эффекта гетерозиса

3) получению полиплоидов

4) проявлению мутантных генов

А32. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?

1) BbBb × AaAa

2) AaBb × AaBb

3) AaAA × BbBb

4) AAaa × BBbb

А33. Среди перечисленных примеров ароморфозом является

1) плоская форма тела у ската

2) покровительственная окраска у кузнечика

3) четырёхкамерное сердце у птиц

4) редукция пищеварительной системы у паразитических червей

А34. Биосфера – открытая система, так как она

1) постоянно развивается

2) пригодна для жизни организмов

3) получает энергию извне

4) состоит из экосистем

А35. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) в верхних слоях атмосферы

2) в глубинах океанов

3) в верхних слоях литосферы

4) на границах трёх сред обитания

А36. Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой

отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами

эволюции.

Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков

скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


В заданиях B1–B3 выберите три верных ответа из шести.

В1. По каким признакам можно узнать молекулу ДНК?

1)

состоит из одной полинуклеотидной нити

2)

состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль

3)

имеет нуклеотиды А, У, Ц, Г

4)

имеет нуклеотиды А, Т, Ц, Г

5)

является хранителем наследственной информации

6)

передает наследственную информацию из ядра к рибосоме

В2. Искусственный отбор в отличие от естественного

1)

осуществляется человеком

2)

осуществляется природными экологическими факторами

3)

происходит среди особей одного сорта, породы

4)

происходит среди особей природных популяций

5)

завершается получением новых культурных форм

6)

завершается возникновением новых видов

В3. У насекомых с неполным превращением

1) три стадии развития

2) внешнее оплодотворение

3) личинка похожа на кольчатого червя

4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) личинка превращается во взрослое насекомое


При выполнении заданий B4–B5 к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4. Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА

А) окисление органических веществ 1) пластический

Б) образование полимеров из мономеров 2) энергетический

В) расщепление АТФ

Г) запасание энергии в клетке

Д) репликация ДНК

Е) окислительное фосфорилирование

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В5. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) являются первым звеном в цепи питания 1) продуценты

Б) синтезируют органические вещества из 2) редуценты

неорганических

В) используют энергию солнечного света

Г) питаются готовыми органическими

веществами

Д) возвращают минеральные вещества в

экосистемы

Е) разлагают органические вещества до

минеральных

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В задании B6 установите последовательность биологических процессов,

явлений, практических действий.

В6. Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций в новых условиях жизни

3) пространственная изоляция популяций

4) отбор особей с полезными изменениями

5) образование нового вида


На задания С1- дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С3 – полный развернутый ответ.

С1. Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?

С2. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

С3. При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?





Система оценивания экзаменационной работы по биологии. Вариант 3.


задания

Ответ

задания

Ответ

А1

3

А19

2

А2

3

А20

1

А3

4

А21

1

А4

1

А22

1

А5

1

А23

1

А6

1

А24

2

А7

2

А25

1

А8

2

А26

4

А9

4

А27

1

А10

3

А28

1

А11

2

А29

1

А12

1

А30

2

А13

3

А31

2

А14

4

А32

2

А15

3

А33

3

А16

1

А34

4

А17

3

А35

4

А18

2

А36

2


задания

Ответ

В1

245

В2

135

В3

146

В4

211212

В5

111222

В6

32415


С1. Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Соматические мутации возникают в клетках тела и исчезают со смертью организма

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

1


С2. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Элементы ответа:

1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;

2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и

разветвлённые, чем в еловом;

3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3


Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2


Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1


Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С3. При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Схема решения задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков

Р. ААBВ ааbb

G АB аb

F1 АаBb

семена гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков

Р. АаBb ааbb

G АB , аb аb

F1 АаBb, ааbb

семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;

3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3


Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2


Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1


Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!