СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 4

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания разного уровня сложности: с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, с выбором трех верных ответов из шести предложенных, задания на соответствие, задания, на которые нужно дать полный развернутый ответ.

В конце  вы найдете систему оценивания экзаменационной работы по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 4»

Экзаменационная работа по биологии. Вариант 4

В заданиях А1–А36 выберите один верный ответ из четырех.

А1. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?

1) биосферный

2) экосистемный

3) популяционно-видовой

4) биогеоценотический

А2. Сходство строения и жизнедеятельности клеток всех организмов свидетельствует об их

1) родстве

2) многообразии

3) эволюции

4) приспособленности

А3. В лизосомах клетки, как и в митохондриях, происходит

1) фотосинтез

2) хемосинтез

3) энергетический обмен

4) пластический обмен

А4. Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из

1) 44 аутосом и двух Х-хромосом

2) 44 аутосом и двух Y-хромосом

3) 44 аутосом и X- и Y-хромосом

4) 22 пар аутосом и X- и Y-хромосом

А5. К прокариотам относятся

1) водоросли

2) простейшие

3) грибы-паразиты

4) цианобактерии

А6. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

1) мейоза

2) митоза

3) гаметогенеза

4) оплодотворения

А7. Сколько типов гамет формируются у родительского организма с генотипом ааВb при сцепленном наследовании?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

А8. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?

1) единообразия

2) расщепления

3) сцепленного наследования

4) независимого наследования

А9. Альбинизм является результатом

1) недостатка света

2) нарушения гаметогенеза

3) генной мутации

4) модификационной изменчивости

А10. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1)

Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.

2)

Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.

3)

Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.

4)

Вирусы не имеют клеточного строения.

А11. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам?

1)

жиров

2)

моносахаридов

3)

полисахаридов

4)

нуклеиновых кислот

А12. Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот в молекуле белка в процессе его биосинтеза?

1)

матричным характером реакций в клетке

2)

высокой скоростью химических реакций в клетке

3)

окислительным характером реакций в клетке

4)

восстановительным характером реакций в клетке

А13. Каковы особенности модификационной изменчивости?

1)

проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип

2)

носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется

3)

не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа

4)

подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется

А14. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно-пестрой породы крупного рогатого скота?

1)

мутагенеза

2)

полиплоидии

3)

гибридизации и отбора

4)

гетерозиса и искусственного оплодотворения

А15. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхождения, лежит в основе

1)

формирования между ними пищевых связей

2)

их участия в круговороте веществ

3)

их совместного обитания в экосистеме

4)

их классификации, объединения в группы

А16. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?

1)

В повышении жизнеспособности популяции

2)

В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора

3)

В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора

4)

В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора

А17. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообразными обезьянами?

1)

об их родстве, происхождении от общего предка

2)

о развитии их по пути идиоадаптации

3)

о возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека

4)

о возможности возникновения речи у человекообразных обезьян

А18. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера, поэтому у особей популяции

1)

формируются к нему приспособления

2)

не могут сформироваться к нему приспособления

3)

возникают полезные для особи мутации

4)

возникают полезные для особи модификации

А19. Какую закономерность отображает рисунок?

1)

пищевую цепь

2)

экологическую пирамиду

3)

колебания численности популяций

4)

процесс саморегуляции

А20. Руководствуясь только генетическим критерием, нельзя определить вид, так как

1) ареалы разных видов совпадают

2) набор хромосом у разных видов может совпадать

3) разные виды обитают в сходных условиях

4) особи разных видов сходны внешне

А21. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

1) мутационная изменчивость

2) географическая изоляция

3) борьба за существование

4) искусственный отбор

А22. К каким доказательствам эволюции относят сходство стадий

индивидуального развития зародышей животных?

1) эмбриологическим

2) палеонтологическим

3) сравнительно-анатомическим

4) молекулярно-генетическим

А23. К ароморфным изменениям у предков земноводных относят появление

1) жабр

2) легочного дыхания

3) обтекаемой формы тела

4) покровительственной окраски

А24. Как называются факторы, определяющие пределы выживаемости вида?

1) абиотические

2) антропогенные

3) оптимальные

4) ограничивающие

А25. Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они

1) содержат одинаковое число звеньев в цепях питания

2) имеют одинаковую продуктивность биомассы растений

3) не могут существовать без участия человека

4) содержат одинаковые функциональные группы организмов

А26. Непрерывный поток химических элементов из неживой природы в живую природу и обратно, осуществляемый в результате жизнедеятельности организмов, называют

1) цепями питания

2) пищевыми связями

3) биогенной миграцией атомов

4) правилом экологической пирамиды

А27. В комплексе Гольджи происходит

1) образование АТФ

2) окисление органических веществ

3) накопление синтезируемых в клетке веществ

4) синтез молекул белка

А28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

1)

корневое давление

2)

фотосинтез

3)

саморегуляция

4)

круговорот веществ

А29. Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта?

1)

уменьшение толщины озонового слоя

2)

уменьшение содержания азота в атмосфере

3)

увеличение содержания окислов серы в атмосфере

4)

увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы

А30. В диплоидном наборе мягкой пшеницы 42 хромосомы. Полученный на её основе новый сорт имеет 84 хромосомы вследствие

1) изменения нормы реакции

2) цитоплазматической мутации

3) хромосомных перестроек

4) геномной мутации

А31. Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как у них

1) клетки не делятся митозом

2) в клетках не происходит репликация ДНК

3) гаметы различаются по размеру

4) нарушена конъюгация хромосом в мейозе

А32. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?

1)

состоят из двух полинуклеотидных цепей

2)

имеют форму спирали

3)

это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов

4)

обе содержат по нескольку тысяч генов

А33. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы?

1)

оплодотворения

2)

бластулы

3)

гаструлы

4)

органогенеза

А34. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

1)

В них мало питательных веществ.

2)

Они очень медленно растут и невкусные.

3)

В них накапливается много вредных, токсичных веществ.

4)

В них накапливается много нитратов.

А35. Дрейф генов – это

1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции

2) перемещение особей из одной популяции в другую

3) направленное скрещивание особей в популяции

4) результат естественного отбора

А36. Верхняя граница жизни биосферы определяется высокой концентрацией

1) углекислого газа

2) паров воды

3) тепловых лучей

4) ультрафиолетовых лучей

A37. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ?

1)

в ее состав входит небольшое разнообразие видов

2)

для нее характерно большое разнообразие видов

3)

она имеет длинные цепи питания

4)

численность небольшого числа видов в ней высокая


В заданиях B1–B3 выберите три верных ответа из шести.

В1. Чем мейоз отличается от митоза? Запишите соответствующие цифры.

1) Образуются четыре гаплоидные клетки.

2) Образуются две диплоидные клетки.

3) Происходит коньюгация и кроссинговер хромосом.

4) Происходит спирализация хромосом.

5) Делению клеток предшествует одна интерфаза.

6) Происходит два деления.

В2. Какие признаки характеризуют движущий отбор?

1) действует при относительно постоянных условиях жизни

2) устраняет особей со средним значением признака

3) способствует размножению особей с измененным генотипом

4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака

5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака

6) способствует появлению мутаций в популяции

В3. Каково значение круговорота веществ в биосфере? Запишите соответствующие цифры.

1) Обеспечивает приток энергии извне.

2) Способствует образованию приспособленности организмов к среде.

3) Поддерживает биологические ритмы.

4) Обеспечивает многократное использование веществ.

5) В его основе лежат пищевые связи между организмами.

6) В его основе лежат территориальные связи между организмами.


При выполнении заданий B4–B5 к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4. Установите соответствие между признаками изменчивости и её видами.


ПРИЗНАКИ ИЗМЕНЧИВОСТИ


ИЗМЕНЧИВОСТЬ

А)

обусловлена появлением новых сочетаний генов

1)

мутационная

Б) В)

обусловлена изменением генов и хромосом

у потомков появляются новые признаки

2)

комбинативная

Г)

у потомков сочетаются родительские признаки



Д)

у особей изменяется количество или структура ДНК



Е)

у особей не изменяется количество или структура ДНК



Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







В5. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.


ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ


ОРГАНИЗМЫ

А)

использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

1)

автотрофы

Б)

использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ

2)

гетеротрофы

В)

использование только готовых органических веществ



Г)

синтез органических веществ из неорганических



Д)

выделение кислорода в процессе обмена веществ



Ответ:

А

Б

В

Г

Д







В задании B6 установите последовательность биологических процессов,

явлений, практических действий.

В6. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке.

1) возникновение прокариотических клеток

2) образование коацерватов в воде

3) возникновение эукариотических клеток

4) выход организмов на сушу

5) появление многоклеточных организмов


На задания С1- дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С3 – полный развернутый ответ.

С1. Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?

С2. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств

С3. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.


Система оценивания экзаменационной работы по биологии. вариант 4.


задания

Ответ

задания

Ответ

А1

1

А19

1

А2

1

А20

2

А3

3

А21

1

А4

1

А22

1

А5

4

А23

2

А6

2

А24

4

А7

2

А25

4

А8

2

А26

3

А9

3

А27

3

А10

2

А28

4

А11

4

А29

4

А12

1

А30

4

А13

2

А31

4

А14

3

А32

3

А15

4

А33

2

А16

2

А34

3

А17

1

А35

1

А18

2

А36

1


задания

Ответ

В1

136

В2

234

В3

145

В4

211212

В5

12211

В6

21354


С1. Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Волки выполняют роль санитаров, уничтожают больных и слабых животных, осуществляя роль естественного отбора. Исчезновение волков приводит к распространению болезней среди копытных и снижению их численности.

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

1


С2. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Элементы ответа.

Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нём:

1) отсутствуют продуценты;

2) отсутствуют редуценты;

3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3


Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2


Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1


Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С3. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Элементы ответа:

1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ,
желтые грушевидные плоды – ааbb

2) генотипы F1: красные шаровидные АаВb

3) соотношение фенотипов F2:

9 – красные шаровидные
3 – красные грушевидные
3 – желтые шаровидные
1 – желтые грушевидные


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3


Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2


Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1


Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3