Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»
Тындинского района
Рабочая программа
по элективному курсу
«Человек в мире экономических отношений»
10 класс
Варакута Валентина Константиновна
учитель
б/к
Принято на заседании педагогического совета протокол № 09 от 31.08.2016г. |
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Рабочая программа элективного курса «Человек в мире экономических отношений» для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413, зарегистрирован в Минюсте РФ 07 июня 2012 года, регистрационный номер №24480
Письмо Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 04.03.2010 № 03-413
Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального общеобразовательного казенного учреждения «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района для 10-11 классов на 2017-2019гг.
Авторская программа И.В. Липсица. Экономика, 2012.
Цели предмета
Основными целями данного курса являются:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы из компонента образовательной организации на изучение данного курса отводится 17 часов в год из расчета 0,5 часа в неделю (17 учебных часов).
Содержание курса
Основные содержательные линии
Экономика
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Планируемые результаты по предмету
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Календарно-тематическое планирование
№п\п | Дата проведения | Тема урока |
План | Факт |
-
| 05.09 | | Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. |
-
| 12.09 | | Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. Командная и смешанная экономическая система |
-
| 19.09 | | Рыночная система. Рынок. Организация торговли. Формирование рыночных цен. |
-
| 26.09 | | Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров |
-
| 03.10 | | Деньги. Причины возникновения. Функции денег. Формы денег |
-
| 10.10 | | Причины появления и виды банков. Принципы кредитования |
-
| 17.10 | | Роль центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Валютный рынок и конвертируемость валют. |
-
| 24.10 | | Экономическая природа рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты |
-
| 31.10 | | Заработная плата, от чего она зависит. Социальные факторы формирования заработной платы. |
-
| 14.11 | | Причины и виды безработицы. Как можно сократить безработицу |
-
| 21.11 | | Зачем создаются фирмы. Экономические основы деятельности фирм. |
-
| 28.11 | | Предпринимательство. Условия успешного бизнеса. Неравенство граждан. |
-
| 05.12 | | Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. |
-
| 12.12 | | Участие государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессы в экономике страны. |
-
| 19.12 | | Государственный бюджет. Налоги как источник доходов государства. |
-
| 26.12 | | Экономический рост и как можно его ускорить. Экономические проблемы 21 в. |
-
| 16.01 | | Экономика России. Влияние международной торговли на экономику страны. |
Материально-техническое обеспечение
УМК
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2012.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразовательных учреждений.- М.:Вита –Пресс,2012.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.
ТСО
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Учебно-практическое оборудование – нет
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.uchportal.ru учительский портал
http://infourok.ru/ сайт для учителя
http://videouroki.net/ видеоуроки в интернете
http://www.metod-kopilka.ru/Библиотека методических материалов для учителя