СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Человек в мире экономических отношений"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Человек в мире экономических отношений" позволит расширить знания учащихся об экономике и отношениях в этой общественной сфере. Подготовит необходимую базу для дальнейшего успешнгого овладения разделом "Экономика" в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Человек в мире экономических отношений"»

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района










Рабочая программа

по элективному курсу

«Человек в мире экономических отношений»

10 класс





Варакута Валентина Константиновна

учитель

б/к







Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 09

от 31.08.2016г.










2017 – 2018 учебный год

  1. Пояснительная записка

    1. Нормативно-правовая база

Рабочая программа элективного курса «Человек в мире экономических отношений» для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413, зарегистрирован в Минюсте РФ 07 июня 2012 года, регистрационный номер №24480

  • Письмо Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 04.03.2010 № 03-413

  • Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального общеобразовательного казенного учреждения «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района для 10-11 классов на 2017-2019гг.

  • Авторская программа И.В. Липсица. Экономика, 2012.


    1. Цели предмета

Основными целями данного курса являются:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в полу­чении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринима­тельской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после­дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали­зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче­ской жизни с экономической точки зрения;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качест­ве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.


    1. Общая характеристика учебного предмета

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.


    1. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы из компонента образовательной организации на изучение данного курса отводится 17 часов в год из расчета 0,5 часа в неделю (17 учебных часов).


  1. Содержание курса

    1. Основные содержательные линии

Экономика

Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.

Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.

Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.

Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.

Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.

Инфляция и ее следствия.

Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.

Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.

Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.

Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.

Экономический рост и факторы его ускорения.

Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.

Международный валютный рынок.

Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.

Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.


    1. Планируемые результаты по предмету

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;

  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

уметь

  • приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;

  • описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

  • сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;

  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.


  1. Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата

проведения

Тема урока

План

Факт

05.09


Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.

12.09


Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. Командная и смешанная экономическая система

19.09


Рыночная система. Рынок. Организация торговли. Формирование рыночных цен.

26.09


Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров

03.10


Деньги. Причины возникновения. Функции денег. Формы денег

10.10


Причины появления и виды банков. Принципы кредитования

17.10


Роль центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Валютный рынок и конвертируемость валют.

24.10


Экономическая природа рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты

31.10


Заработная плата, от чего она зависит. Социальные факторы формирования заработной платы.

14.11


Причины и виды безработицы. Как можно сократить безработицу

21.11


Зачем создаются фирмы. Экономические основы деятельности фирм.

28.11


Предпринимательство. Условия успешного бизнеса. Неравенство граждан.

05.12


Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику.

12.12


Участие государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессы в экономике страны.

19.12


Государственный бюджет. Налоги как источник доходов государства.

26.12


Экономический рост и как можно его ускорить. Экономические проблемы 21 в.

16.01


Экономика России. Влияние международной торговли на экономику страны.




  1. Материально-техническое обеспечение

    1. УМК

1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2012.

2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразовательных учреждений.- М.:Вита –Пресс,2012.

3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.

4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.


    1. ТСО

  • Компьютер

  • Проектор

  • Интерактивная доска


    1. Учебно-практическое оборудование – нет


    1. Цифровые образовательные ресурсы

http://www.uchportal.ru учительский портал

http://infourok.ru/ сайт для учителя

http://videouroki.net/ видеоуроки в интернете

http://www.metod-kopilka.ru/Библиотека методических материалов для учителя




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!