Пояснительная записка
Рабочая программа адресована учащимся 9 классов общеобразовательной организации. Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
-Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданственной идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
-Идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Степная СОШ»;
-учебного плана школы;
-Авторской программы предпрофильной подготовки для 9 классов Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: формирование психологической готовности подростка к выбору профиля обучения и профессиональной деятельности, формирование компетенций школьника, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.
Особенностями данной программы являются:
развитие познавательного интереса учащихся;
приобретение метапредметных образовательных результатов, связанных с построением профессиональных образовательных маршрутов;
формирование общественной активности;
формирование ответственности за результаты своей деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
получение опыта практической деятельности учащихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды.
Содержание курса «Мой выбор» для 9 классов обеспечивает выполнение поставленных задач.
Направления профессиональной ориентации
Профессиональное просвещение.
Расширение кругозора, знаний учащихся путём сообщения сведений о мире профессий, путях, условиях и способах их получения, состоянии рынка труда и рынка профессии региона, перспективы трудоустройства и профессионального роста.
Профессиональное консультирование.
Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом психофизиологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Развитие профессиональных интересов и склонностей.
Включение учащихся в учебно-технологическую практику, предметные, технические, художественные кружки, факультативы, спортивные секции.
Психологическая поддержка.
Оптимизация психологического состояния школьника, как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональному и личностному самоопределению.
Общая характеристика курса «Мой выбор»
Содержание курса предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действования при решении своих проблем, связанных с профессиональным и профильным самоопределением.
Данный курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает изучение образа «Я», мира, труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Место курса «Мой выбор» в учебном плане
На изучение курса отводится 34 часа(1 час в неделю)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты освоения программы предпрофильной подготовки должны отражать:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.
Познавательные:
умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,
умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Коммуникативные:
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
знакомство учащихся с основами психологии личности;
ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии;
формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека;
выбор профиля обучения;
построение индивидуального профессионального маршрута.
Учащиеся будут знать:
основы общей психологии, основные психологические термины;
особенности личности человека и свои собственные;
правила выбора профессии;
требования к современному профессионалу;
потребности современного рыка труда.
Учащиеся будут уметь:
строить свои отношения с окружающими;
отстаивать свои права конструктивным способом;
на основе самодиагностики и знаний о мире профессий выбирать правильный профессиональный путь.
Личностные качества, развиваемые в результате обучения по программе:
самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.
Содержание курса «Мой выбор» для 9 классов
№ п/п | Раздел | Элементы содержания | Планируемые результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Раздел 1. Введение | Вводное занятие. Знакомство с курсом, его целями, задачами. Планирование. | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | - Определять требования к составлениюличногопрофессионального плана; - Развить самостоятельность; - Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями. - Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; - Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его |
2 | Раздел 2. Что я знаю о своих возможностях | Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. Определение типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы. | определения понятий «память», «внимание»; виды памяти и внимания; - качества внимания; определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»; определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»; виды мышления; - формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение; - основные операции мышления; основные качества мышления; определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»; типы нервной системы; типы темперамента; определение понятия «конфликт»; пути предотвращения и разрешения конфликтов; особенности своей личности; определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение» | называть основные процессы памяти; перечислять основные виды памяти; указывать отличительныеособенности различных видов памяти; определять особенности своей памяти; перечислять основные приемы и методы запоминания; перечислять основные качества и виды внимания; объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга; -определять особенности своего внимания; объяснять, как происходит познание окружающего мира; перечислять формы чувственного познания; перечислять типы мышления; определять свой преобладающий тип мышления; называть формы логического мышления и определять их сущность; перечислять основные мыслительные операции и качества мышления; определять тип своего интеллекта; объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей; называть типы нервной системы и их различия; определять свой тип нервной системы; выявлять свой ведущий тип темперамента; определять наиболее типичные определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»; типы нервной системы; типы темперамента; определение понятия исследовать формы проявления характера; выявлять уровень самооценки; использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов; проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях; указывать основные признаки делового общения; перечислять способы разрешения конфликтов; определять свой уровень конфликтности; объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов. |
3 | Раздел 3. Что я знаю о профессиях | Классификация профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально-важные качества. Профессия и здоровье. | Определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»; - подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; - основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; - требования, предъявляемые к работающему в данной сфере. - определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ» | называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии; приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»); выявлять тип своей будущей профессии; - определять свои профессиональные предпочтения; - выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»); - называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»); - формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии. - выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности; делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») |
4 | Раздел 4. Способности и профессиональная пригодность | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; | Использовать приемы запоминания в различных ситуациях. Объяснить, как происходит познание окружающего мира, анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира. - Использовать основные операции мышления при решении логических задач. -Объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности. Развить самостоятельность; - Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями Получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; - Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. |
5 | Раздел 5. Планирование профессиональной карьеры | Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегии выбора профессии. | Определение понятия «потребности», «мотив», «мотивация», «потребность»; виды потребностей; особенности делового общения; - виды профпригодности; компоненты и субъекты рынка труда. | определять цели собственной будущей карьеры. называть отличительные признаки видов мотивации; называть мотивационные факторы выбора профессии; называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии. |
6 | Раздел 6. Моя будущая профессия | Построение личного профессионального плана. Зачет. | - Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; | Определение понятия «личный профессиональный план». Провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия». - Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. -Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями Систематизировать анализировать полученные данные; - Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. - Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; - Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; |
.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической Оценка устного ответа
Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка 5 ставится, если учащийся:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка 1 ставится, если учащийся:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Учебно-методическое и материально-техническоеобеспечение учебного процесса
Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:
Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.
Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.
Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008. -101 с. – (Профессиональная школа).
Требования к материально-техническим условиям реализации программыпрофессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования определяются необходимостью наличия на уроках: компьютера, мультимедийного проектора, стимульного материала к методикам, комплектов презентаций к некоторым урокам, словарей и справочников.
Методическая литература для учителя:
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д,1996
Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа дляучащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005
Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс). Практическое руководство – М., 2005
Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004
Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс):Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005
Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова,
Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005.
Учебные пособия для учащихся:
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразо-ват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.
Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008.
Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 2010.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.
Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. —Ростов-на-Дону, 1996.
Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М.
Календарно-тематическое планирование курса «Мой выбор»9 класса (1 час в неделю, всего 34 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности | Дата |
план | факт |
Введение в курс «Мой выбор» (1 час) | |
1 | Введение | 1 | Определять требования к составлению личногопрофессионального плана; Развить самостоятельность; Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его | | |
Раздел 2. Что я знаю о своих возможностях (9 часов) | |
2 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | Использовать приемы запоминания в различных ситуациях. Объяснить, как происходит познание окружающего мира, анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира. - Использовать основные операции мышления при решении логических задач. -Объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности. Развить самостоятельность; -Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями Получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; Характеризовать типы темперамента человека по его поведению, свой тип нервной системы. Выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик. Соотносить поведение человека с его чертами характера. Выявлять уровень собственной самооценки. называть свои ценностные ориентации, свои мотивы в получении будущей профессии. Определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений, уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик. Использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях. Проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях. | | |
3 | Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 1 | | |
4 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 | | |
5 | Что такое стресс. | 1 | | |
6 | Определение типа мышления. | 1 | | |
7 | Внимание и память. | 1 | | |
8 | Уровень внутренней свободы | 1 | | | |
9 | Обобщающий урок | 1 | - Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. -Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; - Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; -- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. | | |
Раздел 3. Что я знаю о профессиях (8 часов) | |
10 | Классификация профессий. Признаки профессии. Формула профессии. | 1 | - Соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии. Объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией. Устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация». Объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда». Приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий. Объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда». Составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова. – Пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии. Определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии. Приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек», «человек - техника», «человек – знаковая система», «человек - природа», «человек – художественный образ». Развить самостоятельность;-Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениямиполучать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. | | |
11 | Профессия, специальность, должность. | 1 | | |
12 | Определение типа будущей профессии. | 1 | | |
13 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | | |
14 | Определение профессионального типа личности. | 1 | | |
15 | Профессионально-важные качества. | 1 | | |
16 | Профессия и здоровье. | 1 | | |
17 | Обобщающий урок | 1 | - Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. -Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;- Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; -- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. | | |
Раздел 4. Способности и профессиональная пригодность (9 часов) | |
18 | Способности общие и специальные. | 1 | Выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере. Пояснять сущность профессиональной пригодности. Аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда. Адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда. называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии. Осуществлять выбор профессии, используя изученный материал. Развить самостоятельность; Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениямиполучать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. -Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; -Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; Анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональнойдеятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. | | |
19 | Способности к практическим видам деятельности. | 1 | | |
20 | Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 1 | | |
21 | Способности к профессиям социального типа. | 1 | | |
22 | Способности к офисным видам деятельности. | 1 | | |
23 | Способности к предпринимательской деятельности. | 1 | | |
24 | Эстетические способности | 1 | | |
25 | Уровни профессиональной пригодности | 1 | | |
26 | Обобщающий урок | 1 | - Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. -Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;- Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; -- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. | | |
Раздел 5. Планирование профессиональной карьеры (7 часов) | |
27 | Мотивы и потребности. | 1 | Проектировать варианты своей будущей карьеры. Давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры. - Обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры. Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. -Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; Анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональнойдеятельности, Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. | | |
28 | Ошибки в выборе профессии. | 1 | | |
29 | Современный рынок труда. | 1 | | |
30 | Пути получения профессии. | 1 | | |
31 | Навыки самопрезентации. | 1 | | |
32 | Стратегии выбора профессии. | 1 | | |
33 | Обобщающий урок | 1 | Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. -Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;- Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; -- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. | | |
Раздел 6. Моя будущая профессия (2 часа) | |
34- | Защита проекта "Моя будущая профессия" | 1 | Провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия». - Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. -Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями Систематизировать, анализировать полученные данные; Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;- Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; - Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. | | |