Принято на заседании Методического совета МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» Протокол № _____ от _________ | Утверждаю Директор МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» _____________________ А.М.Захаренко Приказ № |
Программа
Элективного курса
по математике
«Математика. От простого к сложному».
для 9 класса
всего 34 часа (1 ч. в неделю)
Разработана
Латкиной Надеждой Анатольевной
учителем математики
I квалификационной категории
2017 г.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса. Цель курса: подготовить обучающихся к итоговой государственной аттестации по математике.
ОГЭ по математике - это работа, составлена из заданий по всему курсу математики с 5 по 9 класс, включая геометрические задачи.
На занятиях курса планируется повторить все изученные темы, подготовиться к экзамену. Занятия направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, прорешать задания, аналогичные заданиям демонстрационного варианта экзаменационной работы для проведения в этом учебном году государственной (итоговой) аттестации по математике обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Цель данного курса: развитие вычислительных умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования задач, осуществление функциональной подготовки школьников. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилием роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность раскрывает возможность изучать и решать практические задачи. Систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении алгебры и геометрии, подготовке к экзаменам.
Задачи курса:
-овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин; способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов; воспитывать культуру личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
- подготовить обучающихся к экзаменам;
- дать возможность проанализировать свои способности;
- помочь сориентироваться в выборе профиля для дальнейшего обучения.
Функции курса:
совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
коррекция знаний по математике.
Методы и формы обучения
Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания, возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме, исследовательские работы м проекты.
Структура курса.
Программа данного курса содержит три блока.
Первый блок содержит алгебраические задания 1 части. Это задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания: математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр., отрабатывается умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Второй блок содержит геометрические задачи 1 части ОГЭ. В этом блоке повторяются основные геометрические сведения, и отрабатывается навык решения геометрических задач.
Третий блок содержит задания 2 части. Эта часть содержит 5 заданий повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов курса математики (2 задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Задания направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как:
уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом;
умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;
умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса;
умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
владение широким спектром приемов и способов рассуждений.
Итоговое занятие предполагает проведение пробного тестирования по материалам ОГЭ.
Содержание курса.
Числа и вычисления.
Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись чисел. Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. Понятие процента. Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.
Алгебраические выражения.
Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.
Уравнения, системы уравнений.
Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.
Неравенства, системы неравенств.
Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множество решений квадратного неравенства.
Последовательности и прогрессии.
Последовательности. Прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.
Функции.
Функции, аргумент функции, область определения, свойства функций. Нули функции. Максимальное и минимальное значение. Чтение графиков функций. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
Тестовые задачи.
Задачи на проценты, на движение, работу. Составление уравнений к задачам.
Статистика и вероятность.
Мода, медиана, среднее арифметическое. Статистические характеристики. Решение задач.
Геометрические задачи.
Треугольники, четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы: вписанные и центральные.
Задания повышенного уровня сложности (часть2).
Итоговое занятие.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты обучения отражают следующие четыре категории познавательной области:
Знание/понимание:
владение термином; владение различными эквивалентными представлениями (например, числа); распознавание (на основе определений, известных свойств, сформированных представлений); использование различных математических языков (символического, графического, вербального), переход от одного языка к другому; интерпретация.
Умение применить алгоритм:
использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями; решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач.
Умение решить математическую задачу:
задания, при решении которых требуется применение (актуализация) системы знаний; преобразование связей между известными фактами; включение известных понятий, приемов и способов решения в новые связи и отношения, умение распознать стандартную задачу в измененной формулировке.
Применение знаний в жизненных, реальных ситуациях:
задания, формулировка которых «облечена» в практическую ситуацию, знакомую учащимся и близкую их жизненному опыту.
Список литературы:
Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – М.: Мнемозина, 2010.
Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2010.
Геометрия, 7 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.
Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: методическое пособие для учителя / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – М.: Мнемозина, 2010.
Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ОГЭ 2017, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) /М.: Издательство «Экзамен», МЦННМО, 2016
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания. /М.: Издательство «Экзамен», 2016
Лысенко Ф.Ф. Алгебра 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ.2016/Ростов-на-Дону, Издательство «Легион», 2016
Лысенко Ф.Ф. Математика 9 класс. Подготовка к ОГЭ-9. 2016/Ростов-на-Дону, Издательство «Легион», 2016
Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика ОГЭ. 9 класс. Методическое пособие для подготовки. /М.: Издательство «Экзамен», 2016
Планирование занятий элективного курса по математике в 9 классе
№ | Тема | Дата |
-
| Натуральные числа. Делимость натуральных чисел | |
-
| Дроби. Все действия с дробями | |
-
| Отношения. Пропорции. | |
-
| Проценты. Основные задачи на проценты | |
-
| Решение тестовых задач | |
-
| Действия чисел с разными знаками | |
-
| Сравнение чисел | |
-
| Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами | |
-
| Степень с натуральным показателем | |
-
| Квадратный корень. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях | |
-
| Алгебраические выражения и их преобразования | |
-
| Многочлены, разложение многочленов на множители | |
-
| Многочлены, разложение многочленов на множители | |
-
| Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями | |
-
| Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями | |
-
| Рациональные выражения и их преобразования | |
-
| Рациональные выражения и их преобразования | |
-
| Уравнения. Квадратные уравнения | |
-
| Рациональные уравнения | |
-
| Рациональные уравнения | |
-
| Системы уравнений | |
-
| Системы уравнений | |
-
| Графический способ решения уравнений | |
-
| Функции. Способы задания функций. Область определения и область значений функции | |
-
| Графики функции | |
-
| Графики функции | |
-
| Графики функции | |
-
| Последовательности и прогрессии | |
-
| Последовательности и прогрессии | |
-
| Последовательности и прогрессии | |
-
| Решение текстовых задач | |
-
| Решение текстовых задач | |
-
| Решение текстовых задач | |
-
| Итоговое занятие. | |