СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Журналистика и русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Журналистика и русский язык"»

Элективный курс для учащихся 11-х классов

«Журналистика и русский язык»



Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с учащимися. Получили новое развитие средства массовой информации: глобальные компьютерные сети, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для развлечений и помощь в поисках учебной информации.

Необходимо одновременно помогать школьникам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Журналистика и русский язык». Программа направлена прежде всего на знакомство с профессией журналиста. Курс имеет практическую направленность.

Цель курса: познакомить ребят с основами журналистики как профессии и как областью литературного творчества, помочь сделать ребятам первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии. Эта программа также дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, развивать творческие способности, коммуникативные качества личности, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем; выйти на создание школьной газеты в цифровом варианте.

Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, на предпрофильную и профильную подготовку учащихся, профессиональную ориентацию учащихся, введение в профессию. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка,

Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часов) и адресована учащимся 11 класса гуманитарного профиля, интересующимся журналистикой.

Задачи программы:

Развивающие:

-Развитие образного и логического мышления;

-развитие умения устного и письменного выступления;

-развитие творческих способностей;

-расширение общего кругозора.

Обучающие:

-Вооружение обучающихся системой знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии;

-формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

-овладение основными навыками журналистского мастерства коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;

-формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Воспитывающие:

-Формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, активной жизненной позиции;

-привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

-формирование эстетического вкуса;

-формирование оформительских навыков;

-формирование нравственных основ личности будущего журналиста;

-воспитание культуры поведения и речи;

Формы занятий:

- лекции;

- практикумы;

- групповое работа;

- работа со справочной литературой;

- творческие проекты;

беседа;

- деловая игра;

- чтение и обсуждение статей из газет и журналов;

- выпуск школьной газеты;

- подготовка статей для публикации в газетах.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Формы контроля:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- публикации;

- выпуск школьной газеты;

- презентация и защита проектов «Мой мир», где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на элективном курсе «Журналистика и русский язык»

Конечные результаты:

Учащиеся должны знать:

  1. Понятия: тема, идея (основная мысль текста), его композиция, типы речи, стили речи, изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения, логичность, образность, эмоциональность, разнообразные виды синтаксических конструкций, достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность, жанры публицистического стиля;

  2. Историю журналистики

  3. Жанры журналистики и их особенности

Учащиеся должны уметь:

  1. Собирать материал, систематизировать его.

  2. Строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему.

  3. Составлять план.

  4. Создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,

  5. Общаться с отдельным человеком и аудиторией;

  6. Создавать макет будущего номера газеты.

  7. Редактировать созданный материал

Методическое обеспечение. Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- тематический материал периодической печати;

- справочники, словари,

- периодические печатные издания,

- тексты для редактирования,

- техническое оснащение – фотоаппарат, компьютер, цветной принтер, бумага, у каждого учащегося - блокноты, ручки, карандаши,

- интернет.

Тематическое планирование курса

№ п\п

Название темы

Кол-во часов

Форма занятий

1-2

Журналистика как вид деятельности. Профессии, связанные с журналистикой. Качества журналиста-профессионала.

2

Лекция, презентация профессий

3

Виды средств массовой информации

1

Обзорная лекция.

4

Культура речи. Дикция. Техника речи.

1

Лекция, практикум

5-6

Язык журналистики (Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи)

2

Лекция. Практикум.

7-9

Жанры публицистического стиля речи

3

Лекция. Деловая игра.

10-11

Слагаемые письменной речи. Повествование, описание, рассуждение.

2

Лекция.

12-13

Критерии оценки текста. Работа с прессой.

2

Лекция, работа в группах

14-15

Правка. Виды правки

2

Лекция. Практикум.

16-17

Редактирование текста

2

Практикум

18

Заметка. Виды заметок. Написание заметки в газету.

1

Лекция. Практикум

19-20

Статья. Виды статей. Написание статьи в газету.

2

Лекция. Практикум

21

Очерк. Виды очерков. Написание очерка в газету

1

Лекция. Практикум

22-23

Репортаж. Виды репортажей. Написание репортажа в газету.

2

Лекция. Практикум

24-25

Интервью. Виды интервью. Написание интервью в газету

2

Лекция. Практикум

26

Фельетон. Написание фельетона.

1

Лекция. Практикум

27

Рецензия Написание рецензии.

1

Лекция. Практикум

28

Заголовок в современном газетном и журнальном текстах

1

Лекция. Практикум

29

Дизайн газеты и журнала. Формат и объём газеты и журнала.

1

Работа в группах

30-32

Практикум. Комплексный анализ журналистского текста

3

Практикум

33-34

Выпуск и презентация номера газеты

2

Работа в группах, презентация творческого проекта



Содержание курса

Журналистика как вид деятельности. Профессии, связанные с журналистикой. Качества журналиста-профессионала.

История журналистики. Значение журналистики в современной жизни; проблемы современной журналистики. Функции журналистики. Профессия – журналист. Требования к журналисту. Профессиональные качества журналиста.

Виды средств массовой информации

Пресса. Электронные СМИ. Типология СМИ.

Культура речи. Дикция. Техника речи.

Культура устной речи. Работа над техникой речи.

Язык журналистики (Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи)

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессионализмы, сленг. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, антитеза, градация. Эллипсис. Риторическое обращение, вопрос.



Жанры публицистического стиля речи

Заметка, виды заметок. Репортаж, виды репортажей. Интервью, виды интервью. Статья, виды статьи. Очерк, виды очерков. Фельетон. Рецензия.



Слагаемые письменной речи. Повествование, описание, рассуждение.

Слагаемые письменной речи. Повествование, описание, рассуждение. Различение. Уместное применение типов речи. Типичные ошибки.

Критерии оценки текста. Работа с прессой.

Критерии оценки текста: правильность, чистота, образность, яркость, разнообразие. Типичные речевые ошибки.

Правка. Виды правки

Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка и правка-переделка. Учимся «видеть» ошибки. Корректура. Корректурные знаки.

Редактирование текста

Из чего складывается редактирование. Ознакомительное чтение. Углублённое чтение. Шлифовочное чтение. Использование корректурных знаков.

Заметка. Виды заметок. Написание заметки в газету.

Что такое заметка. Виды заметок. Учимся писать заметку.


Статья. Виды статей. Написание статьи в газету

Что такое статья. Виды статей. Учимся писать статью


Очерк. Виды очерков. Написание очерка в газету

Что такое очерк. Виды очерков. Учимся писать очерк


Репортаж. Виды репортажей. Написание репортажа в газету

Репортаж. Жанровое своеобразие репортажа. Учимся писать репортаж


Интервью. Виды интервью. Написание интервью в газету

Виды интервью. Особенности интервью. Учимся брать интервью, учимся писать интервью в газете.

Фельетон. Написание фельетона.

Что такое фельетон. Особые приёмы изложения. Учимся писать фельетон.


Рецензия Написание рецензии

Особенности рецензирования. План рецензии. Учимся писать рецензию.


Заголовок в современном газетном и журнальном текстах

Заголовок. Что такое лид? Лид – резюме, цитатный лид, аналитический лид, вопросительный лид, лид – «временное умолчание», «сценический лид», лид – восклицание.


Дизайн газеты и журнала. Формат и объём газеты и журнала.

Дизайн газеты. Формат и объём газеты. Композиционно-графическая модель. Макет газеты. Оформление заглавной части. Колонтитулы и блок «Адрес и служебные сведения».


Практикум. Комплексный анализ журналистского текста

План комплексного анализа журналистского текста. Правка различных текстов, возможность иного представления текста.


Выпуск и презентация номера газеты

Работа в подгруппах. Разработка, выпуск и презентация номера газеты.





Рекомендуемая литература

  1. Басовская Е.Г. Обезглавливание через озаглавливание / Русская речь, 2003, № 4

  2. Бассабарова Н.Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм. / Журналистика и культура русской речи, М, 2006, № 4.

  3. Варакуня С.А. и Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. /М., 2007.

  4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М, 2001.

  5. Лихачев Д.С. Самая большая ценность народа / Журналистика и культура русской речи. М, 2002, № 4.

  6. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко, СПб, 2007.

  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту.- М., 1993.

  8. Солганик Г.Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1900 - 1994).

  9. Солганик Г.Я. Язык современных СМИ / Журналистика и культура русской речи, М. 2005, № 1.











ПРАКТИКУМ

Выполните задания.

1. Ознакомьтесь с рекомендациями по применению конкретных приемов редакторской правки. Согласны ли Вы стем, что их необходимо соблюдать?

Чтобы таких ляпов было меньше, полезнТправилах вычитки. Повторяющиеся в текст бенно если он объемный, полезно выписыве лист и затем сверять во всех элементах ма{ заголовках, подписях к иллюстрациям. Кг торый автоматизм восприятия, связанны(рый провоцирует появление ошибок. Так, в датах мы обращаем внимание на последние две цифры, поскольку информативны чаще всего именно они, пропускаем инициалы, в словах домысливаем, а не дочитываем окончания, объективно внимание ослабевает в конце предложения, строки, абзаца. Мы плохо видим переставленные местами буквы (сказка Ершова «Конек-гробунок» вместо «Конек-горбунок»), пропущенные буквы и слоги шейное объединение «Смена» вместо швейное одеколон «Серное сияние» вместо «Северное сияние»), путаем похожие по написанию буквы и цифры, забываем о закрывающих скобках и кавычках.


2. Проанализируйте исправления, внесенные С. И. Вавиловым в текст некоторых статей Большой Советской Энциклопедии.

Первоначальный текст

 

После правки

1. В 1840 — 48 по проекту Б. [архитектора А. П. Брюллова] выстроено на Дворцовой площади здание штаба гвардейского корпуса, в котором проявлено тонкое понимание рацее существовавшего ансамбля.

 

В 1840—48 по, проекту Б. построено на Дворцовой площади здание штаба гвардейского корпуса, в котором проявлено тонкое понимание ансамбля площади, созданного до Брюллова В.- В. Растрелли и К- И. Росси.

2. Автоколебания — колебания, стационарная амплитуда которых определяется свойствами колебательной системы и не зависит от начальных условий.

 

Автоколебания — колебания, стационарная (установившаяся) амплитуда которых определяется свойствами колебательной системы и не зависит от начальных условий.

3. Химический атомизм проявил особую плодотворность и творческую силу в структурной теории (теории строения), созданной А. М. Бутлеровым (cм.).

 

Химический атомизм ,оказался особенно плодотворным в теории строения, созданной А. М. Бутлеровым (см.).

4. .Такие частицы при приближении к атомному ядру испытывают Действие весьма интенсивных отталкиваемых сил.

 

Такие частицы при приближении к атомному ядру испытывают сильное отталкивание.

5. Этот замечательный опыт непреложно доказывает, что внутренняя энергия А. [атома] может иметь только определенные дискретные значения...

 

Этот опыт доказывает, что внутренняя энергия А. может иметь только определенные дискретные значения...

6. Осуществить такие условия на сто процентов, разумеется, невозможно, но некоторого приближения к ним удалось достичь.

 

Осуществить такие условия полностью, разумеется, невозможно, но некоторого приближения к ним удалось достичь.




3. Сравните текст до и после правки-переделки, проанализируйте и оцените правку (что изменилось в предложенном редактором варианте, оправданы ли (если да, то чем) внесенные изменения; можно ли считать отредактированный текст усовершенствованным (на каких уровнях?), почему?


Трудно стать банкротом

Мэр Москвы продолжает настаивать на том, что самые плохие магазины были выставлены на аукцион и обрели более рачительных хозяев. В разгар овощной кампании х0зяйства-поставщики вспомнили о выданных магазинам Москвы еще зимой или весной кредитных партиях товара. Суммы долгов исчисляются десятками миллионов. Но вместо того, чтобы, следуя закону о банкротстве, сразу обратиться в суд, директора по старинке решили взывать к совести должников сверху: начали действовать через мэрию.

Однако, как пояснили корреспонденту «МН» в Департаменте потребительского рынка и услуг Москвы, несмотря на гигантские суммы задолженностей, правительство не вправе объявлять какие-либо магазины банкротами. По закону, если кредитор не получил свои деньги в течении трех месяцев, он вправе потребовать выплаты долга в течение недели. И только после этого обращения в суд должник считается банкротом. Тем не менее сотрудники департамента организовали проверку финансово-экономической документации, а также соблюдения условий приватизации указанных в «черном списке» магазинов.

Приехав вместе с экспертами департамента в овощной на Ленинградском рынке, корреспондент «МН» убедился в справедливости претензий совхоза «Московский», который более трех месяцев дожидается возвращения семимиллионной задолженности. Но в отчете слово «банкрот» не употребляется. По закону даже такого рода задолженности все еще рассматриваются как текущие.

В «черном списке» департамента всего восемь столичных магазинов – кандидатов в банкроты. Сколько их на самом деле, не знает никто, равно как и хороших. Директор магазина на Ярославском шоссе А. Кудрявцев должником быть не любит: боясь потерять поставщиков, он может задержать платежи только на пять дней.

Узнать, каких в Москве больше хозяев – хороших или плохих, – поможет начатая мэрией перепись предприятий сферы потребления.


Должников продадут с молотка?

Пока только восемь московских частных овощных магазинов попали в черный список столичного Департаменте потребительского рынка и услуг в результате проверки их финансово-экономической деятельности. Эти предприятия месяцами не выплачивали миллионные долги поставщикам продукции.

Последние не подали в суд, чтобы объявить должников банкротами (как положено по современному законодательству), а обратились за помощью в мэрию по старой привычке взывать к совести должников сверху, а возможно, и из-за сложности процедуры банкротства. В результате была организована проверка, подтвердившая справедливость их претензий. Совхоз «Московский», например, больше трех месяцев дожидался возвращения семи миллионов рублей от магазина на Ленинградском рынке.

Но на самом деле таких магазинов не восемь, а намного больше, и, чтобы выяснить истинное число должников и получить точные сведения о работе других частных предприятий сферы обслуживания в Москве, мэрия начала их перепись. А самые плохие мэр Москвы предложить выставлять на аукционы, чтобы они приобретали более рачительных хозяев.


4. Произведите правку-вычитку, используя стандартные корректурные знаки замены, вставки, выкидки, перестановки элементов набора.

Введение

На свете нет, пожалуи, другого такого предмета, который бы не был так хорошо знаком человеку, как книга. Жизнь современного неразрывно связана с книгой, и, если бы можно было бы избрать общий символ земной цивилизации, им могла быть книга, говорящая с человеком на многих языках. Книга существует не одно тысячелетие, меняя форму, материал, содержание, но не изменяя своих функций в обществе: сохранение духовного наследия человечества, концентрация информации и распространение ее в прастранстве и во времени. Книга служит развитию науки, техники, литературы, является опорой в религиозной, политической и идеологической жизни. Книга используется в воситании и образовании, принимает активное участие в эстетическом и этическом, патриотическом и профессиональном образовании. Оставаясь неотъемлемой, но не самодовлеющей, частью духовной культуры человечества, книга является центральным понятием науки о книге – книговедения.

Настоящее Учебно-методическое пособие «Введение в основы книговедения» имеет своей целью ввести студентов специальностей 021500 «Издательское дело и редактирование» и 052700 «Библиотечно– информационная деятельность» в круг проблем, которыми занимается современное книговедение. Не претендуя на оригинальность содержания, дан-ное Пособие представляет собой компиляцию, включающую в себя в концентрированном виде основные вопросы, обсуждаемые специалитсами-книговедами в настоящее время. К сожалею, существующие учебники по общему книговедению выпущены еще в прошлом веке, а для овладения современой ситуацией необходимо ознакомиться с целым кругом изданий – прежде всего, сборников научных статей – токорые содержат последние публи-кации, затрагивающие основные вопросы книговедения. Кроме того, многие из смежных проблем обсуждаются в статьях и монографиях, посвященных теории и парктике издательского дела, которые в данном случае не являются профильными. Такое положение дел и побудило нас, с учетом личного многолетнего опыта работы библиотечной, составить данное пособие, основанное на ГОСах для специальностей 021500 «издательское дело и редактирование» и «Библиотечно-информационная деятельность». В настоящее время курс «Книговедение» также читается как основной или факультативный на историческом и филологическом факультетах в рамках подготовки специалистов по целому ряду специальностей.

Пособие из шести глав состоит. Пособие состоитиз шести глав. В первой показывается, что представляляет собой книговедение в целом, его объект изучения, предмет, состав, какие методы и источники оно использует, каковы его межпредметные связи с другими науками. В отдельной главе рассмотрена отечественная историография книговедения. Далее следует ряд глав, в которых раскрывается непосредственно книговедческая проблематика: роль книги в обществе, ее материальная форма и типология, а также типология читателя – основного потребителя книжной продукции. Отдельная глава посвящена книге как явлениюю материальной культуры. В заключительной главе рас-смотрена проблема книжного дела как целостной системы. Кроме того, Пособие включает в себя словарь основных терминов, списки вопросов к контрольным и практическим рабо-там и к зачету по курсу «Книговедение», а также список рекомендуемой литературы – ос-новной и дополнительной.


5. Определите, какой вид правки необходимо применить к данному тексту.


М. Е. Салтыков-Щедрин

Оценивая в целом редакторскую деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина, необходимо прежде всего отметить, что писатель никогда не отделял свою редакторскую работу от литературного труда, поэтому редакторскую работу Щедрина следует рассматривать как составную часть его общественной и литературной деятельности.

К важнейшим чертам редакторской деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина (так же как и других революционных демократов) относятся высокая идейность и последовательная принципиальность.

В качестве главного редактора М. Е. Салтыков-Щедрин объединил вокруг журнала талантливую молодежь, из которой вышло немало первоклассных писателей. Щедрин был не только строгим, но и принципиальным редактором произведений этих молодых писателей, но и воспитателем молодых литераторов.







ТЕМА: ТЕХНИКА И ВИДЫ ПРАВКИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Правка текста как один из основных видов деятельности редактора. Основные задачи и принципы правки.

2. Виды правки. Типы текстов, подвергающиеся правкам разных видов. Основные приемы правок разных видов.

3. Стандартные корректурные знаки, применяющиеся при правке текста (ГОСТ 7-62.2008).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Произведите правку-вычитку.

2 Код изобразительного искусства в цикле Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

В предыдущей главе нами были рассмотрены особенности жизнетворческой стратегии Н. Гоголя. Мы обратились к некоторым аспектам многосторонних биоргафических и творческих связей писателя с современными ему художниками, проанализировали основные публицистические статьи Гоголя, в которых отразилось его понимание живописи как вида пластического искусства, выкристаллизовалось предтсавление о предназначении «истинного» художника. В настоящей главе мы переходим к анализу художественного творчества Гоголя и исследуем реализацию кода изобзительного искусства в прозаигеском цикле писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Вечера…», вышедшие в Петербурге в двух частях в 1831 – 1832 гг. - первое произведение из гоголевского «пятикнижия» книг-циклов1. Книга принесла известность начнающему писателю и «означила» (излюбленное гоголевское слово) его вхожение в большую русскую литературу.

Как известно, поэтика и эстетика «Вечеров…» свидетельствует о романтизме молодого Гоголя2.

В контексте общей литературиой ситуации эпохи: романтического историзма, интереса к народной культуре (вспыхнувшему не без виляния идей немецких романтиков), усилившегося в России в 1820 – 1830-е гг., было органичным обращение Гоголя к украинским сюжетам3. Единым стержнем цикла становится мир национальной жизни и образ «ярмаркующего» ( М.А. Максимович) малороссийского народа4, живущего в гармонии с природой, в атмосфере карнавальной вольности5, вобравшей в себя богатые фольклорные традиции и позволившей найти органичное соотношение языческой и христианской картины мир1. В «Вечерах…» Гоголь изобразил прежде всего должное состояние мира, основная тональность сборника – светлая, жизнеутверждающая.

1 Имеются в виду произведения писателя, представляющие собой циклы: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832), «Миргород» (1935), «Арабески» (1835), «Повести 3-го тома собрания сочинений (1842), «Вы-бранные места из переписки с друзьями» (1847).

2 О романтизме первого цикла Гоголя писали многие исследователи. Так, место романтического пролога в общей “реалистической” системе зрелого творчества писателя отводил “Вечерам…” Г.А. Гуковский; о ро-мантизме гоголевских ландшафтов в “Вечерах…” писали В. Сечкарёв и В. Эрлих. В соотношении с русской и западноевропейской романтической традицией анализировала творчество писателя И.В. Карташова. Ю.В. Манн отмечал в “Вечерах…” существенное усложнение традиционных романтических оппозиций (земли и неба, красоты и безобразия, народного и столичного, настоящего и прошлого. См.: Комментарий / И.Ю. Виницкий [и др.] // Гоголь Н.В. Полное собр. соч.: в 23 т. М., 2001. С. 665–656.

3 См.: Там же. С. 626.

4 См.: Янушкевич А.С. Философия и поэтика гоголевскогоВсемира // Вестн. Томского гос. ун–та. Сер. Фи-лология. 2006. № 291. С.150.

5 Об элементах карнавализации в гоголевских “Вечерах…” см. в работах М.М. Бахтина, В.Ю. Манна, Ю.М. Лотмана и др.



Задание 2. Произведите правку-сокращение. Мотивируйте свою правку.


Сложность в первую очередь заключается в расплывчатости, неопределенности, нечеткости применительно к текстам журналистских материалов критериев оценки самого научного понятия «ненормативная лексика», поскольку ее употребление в СМИ – про-блема не только языковая, но проблема этическая и юридическая.

В современной лингвистике под ненормативной понимается лексика, не относящаяся к сфере литературного языка (мат, просторечия, жаргоны, диалекты и т.п.), на которую не распространяется действие норм литературного языка, литературной речи. Данные не-литературные формы в изобилии присутствуют в материалах всевозможных жанров как провинциальных, так и центральных СМИ: «Почему Иванушки под дурачков косят», «Бритни Спирс уделала Мадонну», «кому мент, а кому отец родной», «Тот молвил: “Эту дребедень к едрене-фене выкинь, паря”», «как в дерьме жили, так в дерьме и умрем», «поматросил и бросил любвеобильный шеф», «три раза в день шприц в задницу заго-нять», «просто жирное брюхо», «за один вечер кайфа теперь буду расплачиваться», «нормальная дурра-девка к двадцати годам залетит раз этак пять», «если не решили соз-дать, мать ее, семью».

И несправедливо будет утверждать, что просторечная и жаргонная лексика – отли-чительная черта лишь так называемой массовой и желтой прессы. Употреблением не-нормативной лексики (в лингвистическом ее понимании!) не гнушаются и серьезные СМИ: «жуткие вопли зечек», «шведские разборки», «откровенно говоря, ерунда собачья», «и бизнес этот куда прибыльней, чем размещение заказухи», «у него крыша поехала», «хрен у него что получится».

Учитывая данные примеры, можно было бы смело говорить о низком уровне языковой культуры авторов. Но в нередких случаях использование такой ненормативной лексики в СМИ бывает вполне оправданным. Зачастую просторечия, жаргонизмы и диалектизмы служат характерологическим средством, поскольку речь героев материалов – показатель их уровня образованности, возраста, социального статуса, профессии.


Задание 3. Ниже приведен один и тот же текст – до и после редактирования. Сравнив тексты, оцените правку с точки зрения ее целесообразности, выявления ошибок, предложенных вариантов исправления.


Царскосельскийтопос в «Мемуарах» В.Н. Головиной

Текст, о котором пойдет речь в нашем сообщении, не относится к числу самых известных в истории русской прозы первой трети XIX в. В связи с семантикой и поэтикой царскосельскоготопоса, его функциональных элементов он вообще не изучался. Это – «Мемуары» фрейлины при дворах императриц Екатерины II, Марии Федоровны и Елиза-веты Алексеевны Варвары Николаевны Головиной (1766 – 1819), которые она создавала, по словам их первого публикатора Е.С. Шумигорского, «главным образом для любимой ею императрицы Елизаветы Алексеевны, с ее одобрения». «Прожив большую половину жизни и желая возобновить в памяти подробности о сношениях своих с любимыми лица-ми, Головина начала писать свои “Записки” лишь для себя одной, но об этой ее работе уз-нала императрица Елизавета и пожелала познакомиться с нею. Начало “Записок” (об екатерининском времени) встретило одобрение императрицы, и, приглашая Головину продолжать “Записки”, она просила ее сообщать ей их и впредь», – пишет Е.С. Шуми-горский.

На промежуток времени, описанный В.Н. Головиной, приходится очень много важных событий как в истории России (царствование Екатерины II, Павла I, Александра I), так и в биографии автора, но мы обратимся только к созданному в ее «Мемуарах» царско-сельскому тексту, в котором прежде всего ощущается присутствие как центральных обра-зов русских императоров и великих князей и княгинь, формирующих важнейшую тему «Мемуаров» в целом – тему русской монархии. Так, уже первое упоминание В.Н. Голови-ной о Царском Селе связано с описанием ее краткого визита, состоявшегося в 1790 г. по настоянию великой княгини Марии Федоровны. Тогда графиня Головина, отправляясь к мужу в полк, заехала проститься с ней.


Царскосельскийтопос в «Мемуарах» В. Н. Головиной

Воспоминания, о которых пойдет речь, не относятся к числу самых известных в истории русской прозы первой трети XIX в., а в связи с семантикой и поэтикой царскосельскоготопоса, функциональных элементов текста их вообще не изучали. Это – «Мемуары» фрейлины при дворах императриц Екатерины II, Марии Федоровны и Елизаветы Алексе-евны Варвары Николаевны Головиной (1766–1819), которые она создавала, по словам их первого публикатора Е. С. Шумигорского, «главным образом для любимой ею императ-рицы Елизаветы Алексеевны, с ее одобрения». «Прожив большую половину жизни и же-лая возобновить в памяти подробности о сношениях своих с любимыми лицами, Головина начала писать свои „Записки“ лишь для себя одной, но об этой ее работе узнала императ-рица Елизавета и пожелала познакомиться с нею. Начало „Записок“ (об екатерининском времени) встретило одобрение императрицы, и, приглашая Головину продолжать „Запис-ки“, она просила ее сообщать ей их и впредь», – пишет Е. С. Шумигорский.

На промежуток времени, описанный В. Н. Головиной, приходится очень много важных событий как в истории России (царствование Екатерины II, Павла I, Александра I), так и в биографии автора, но мы обратимся только к созданному в ее «Мемуарах» царско-сельскому тексту. Центральные образы воспоминаний – русские императоры, великие князья и княгини – и формируют важнейшую тему «Мемуаров» в целом – тему русской монархии. Так, уже первое упоминание Царского Села связано с описанием краткого ви-зита В. Н. Головиной к Марии Федоровне, нанесенного в 1790 г. по настоянию великой княгини.


Рекомендуемая литература

1. Антонова С.Г. и др. Редактирование. Общий курс. – М.: Издательство МГУП, 1999.

2. Гужова И.К. и др. Литературное редактирование: Материалы для занятий. – М.: Издательство Московского университета, 2000.

3. Колесников Н.П. Практическая стилистика и литературное редактирование: Учебное пособие, М.: Март, 2003.

8. Накорякова К.М. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. – М.: Издательство ИКАР, 2002.

9. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М.: Высшая школа, 1980.