Пояснительная записка
Курс « Титаны немецкой классики: Гёте, Шиллер, Гейне» предназначен в качестве элективного для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки с практической целью углубления и расширения знаний о литературе и культуре страны изучаемого языка.
Расширение культурных, политических, экономических контактов в сфере интеграции культур в современном мире требует нового подхода к преподаванию иностранного языка в школе. В связи с этим, возникает потребность обеспечить организацию учебного процесса, способствующую формированию и развитию личности ребенка, его способностей и культурных ценностей.
Изучение иностранного языка неотделимо от знакомства с культурой страны изучаемого языка, с её традициями, обычаями и историей. Художественная литература является важной частью этой культуры. Изучение немецкой литературы в процессе обучения дает возможность учащимся проанализировать и сравнить обычаи своего народа и народа страны изучаемого языка, по- иному взглянуть на проблемы и жизнь своих сверстников и молодежи Германии, познакомиться с особенностями культурного наследия страны, понять особенности менталитета немцев, их моральные ценности.
Предложенные в курсе темы произведений немецкой классической литературы позволят эффективно развивать коммуникативную компетенцию обучающихся, помогут обогатить словарный запас наиболее употребительной лексикой, помогут развивать умения говорить на языке при анализе литературных произведений, совершенствовать умения детей работать с аутентичным текстом.
Содержание курса будет качественно отличаться от базового, так как литература немецких классиков не изучается углубленно, а лишь упоминается вскользь. Очень часто дети не знают истинных авторов тех или иных произведений и считают их литературные переводы подлинными произведениями русских поэтов и писателей: Жуковского, Лермонтова и других.
Данный курс обеспечен различным биографическим материалом, наглядными пособиями, аудио и видеоматериалом, сборниками произведений как на русском , так и на языке оригинале.
Цели курса
1. Основная цель:
- развитие внутренней личности ребенка, становление его как творческой личности.
2. Практическая цель:
- сформировать умение читать, анализировать и интерпритировать литературные произведения немецких авторов;
- подвести к самостоятельному и осознанному чтению немецкой литературы на языке оригинале;
- развивать умения и способности учащихся к высказыванию собственного мнения о произведении на немецком языке;
-научить детей составлять письменные характеристики главных героев, краткие пересказы, писать краткую аннотацию к тексту, рефераты и сообщения по теме;
- развивать способность к литературному переводу произведения с языка оригинала на русский язык.
3. Образовательные цели:
- ввести обучающихся в мир классической немецкой литературы, познакомить с произведениями великих немецких классиков: Гёте, Шиллера и Г.Гейне;
- расширить филологический кругозор детей;
- ориентировать их на выбор профессий гуманитарного цикла;
- углубить и расширить знания о литературе Германии, ее ярких представителях, тем самым способствовать более глубокому пониманию и осмыслению культуры и литературы своей страны.
4.Культуроведческая :
- способствовать пониманию культуры, образа мышления, психологии и менталитета немецкого народа.
Задачи курса:
- развивать творческие способности обучающихся, их интеллектуальную, языковую, культурологическую активность;
- совершенствовать основные виды чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее;
- совершенствовать речевые навыки монологического и диалогического характера;
- тренировать умения и навыки работы с различным учебным и дополнительным материалом;
- расширить объем знаний страноведческого и языкового характера;
- подготовить детей к активному участию в общении с носителями изучаемого языка в устной и письменной формах, учитывая их интересы, увлечения и профессиональных предпочтениях;
- тренировать умения и навыки обучающихся письменно характеризовать героев литературных произведений, анализировать их поступки, выражать собственное мнение о прочитанном;
- учить писать краткую аннотацию к тексту, сообщения и рефераты по заданным темам;
- учить приемам литературного перевода произведений с немецкого языка на русский.
Тематика художественных произведений:
- морально-эстетические проблемы;
- социальные проблемы;
- культурно-бытовые вопросы.
Программа данного курса рассчитана на 18 часов. Темы курса не включены в школьную программу по немецкому языку. Изучение произведений немецких классиков позволит расширить кругозор учащихся, их знания по немецкому языку и литературе, позволит формированию языковой, социо-культурной и эстетической компетенции детей.
Виды деятельности на занятиях курса:
- знакомство с биографией авторов;
- знакомство и анализ произведений немецких авторов;
- написание рефератов, сообщений;
- литературный перевод на русский язык стихов, поэм, отрывков из произведений с языка-оригинала;
- устные сообщения учащихся о замысле произведения, о стиле его написания и т.д.;
- инсценировка эпизодов, сцен из произведений;
- заучивание наизусть стихов, поэм, баллад, отрывков из произведений;
- написание сочинений, эссе;
- иллюстрирование.
Учащиеся могут выполнять любой вид работы по своему выбору ( не менее трех выше названных).
Доля самостоятельности учащихся:
Школьники могут самостоятельно выбирать:
- объект изучения;
-вид отчетных работ из предложенного перечня;
- литературу.
Критерии успешности:
Ученик получает зачёт при условии:
- выполнения не менее трех обязательных работ, представленных в определенный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к оформлению.
Дополнительные баллы ученик получает за:
- инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
- использование дополнительных источников;
- выполнение коллажей;
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе и за её пределами.
Динамика интереса в процессе работы будет фиксироваться:
- тестированием на первом и последующих занятиях;
- собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ;
- анализ результативности выполненных работ.
Итоговая отчетность будет проводиться в виде итоговой конференции с сопутствующей выставкой творческих работ учащихся, защитой проектов и презентаций.
Содержание курса
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Жизнь и творчество И.В.Гёте. Знакомство с биографией писателя. | 1 |
2 | Творчество И.В.Гёте. Стихи и баллады. | 2 |
3 | Трагедия Гёте «Фауст». | 4 |
4 | Жизнь и творчество Г.Гейне. Знакомство с биографией писателя. | 1 |
5 | Творчество Г.Гейне. Стихи | 1 |
6 | Поэма Г.Гейне «Германия. Зимняя сказка». | 2 |
7 | Жизнь и творчество Ф.Шиллера. Знакомство с биографией писателя. | 1 |
8 | Творчество Ф.Шиллера. Баллады. | 2 |
9 | Пьеса Ф.Шиллера «Коварство и любовь». | 3 |
10 | Итоговое зачетное занятие по пройденному материалу курса. | 1 |
В результате изучения курса « Титаны немецкой классики: Гёте, Шиллер, Гейне» учащиеся должны знать/уметь:
- читать различные художественные тексты на языке – оригинале, с применением различных видов чтения;
- выделять проблемные вопросы произведения;
- анализировать произведения и высказывать свое мнение о прочитанном;
- делать письменные литературные переводы с немецкого языка на русский;
- сравнивать произведения языка-оригинала с русским вариантом;
- проводить сравнительный анализ произведения;
- участвовать в литературных конференциях, дискуссиях;
- понимать и воспринимать на слух короткие лекции, доклады, сообщения об авторах, произведениях.
Крутинская школа
Разработка элективного курса по немецкому языку «Титаны немецкой классики: Гёте, Шиллер, Гейне».
Разработала: учитель немецкого языка
Симанова Т.Н.
х.Крутинский
2011г