Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности
Семинар-практикум для педагогов
Подготовила педагог-психолог ВКК Петрова И.М.
Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно:
первый самый благородный — размышление;
второй — самый легкий — подражание; третий — самый горький — опыт.
Счастье — на стороне того, кто доволен.
Аристотель
Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.
Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.
У представителей педагогической профессии деформированность личности может проявляться на трех уровнях.
Типологические деформации
Индивидуальные деформации
Общепедагогические деформации
деформированность личности
Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.
Е. Махер разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:
- Усталость, утомление, истощение, бессонница;
- Негативное отношение к собеседнику;
- Негативное отношение к работе;
- Скудность репертуара рабочих действий;
- Отсутствие аппетита или переедание;
- Негативная «Я-концепция»;
- Агрессивные чувства;
- Тревожность, раздражительность;
- Упаднические настроения и связанные с этим эмоции:
цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;
- Переживание чувства вины.
Причины «синдрома сгорания»:
- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и инноваций;
- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
- работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;
- неразрешенные личные конфликты.
Было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:
1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%.
2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:
– 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;
– 34% – 4 и более раз в год;
– 10% – не испытывают вообще.
Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы) – 37%.
Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Существует еще несколько рекомендаций для профилактики и устранения «эмоционального выгорания».
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает уверенность в себе. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «эмоционального выгорания» значительно снижается, или этот процесс становится менее выражен. Полезно общаться не только на работе или дома, но и создавать «Клубы по интересам».
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь).
4. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
5. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.
Рекомендации для профилактики и устранения"выгорания»:
- научитесь разделять профессиональную деятельность и частную жизнью;
- анализируйте свои чувства и ощущения;
- делитесь своими чувствами с коллегами и ищите у них социальной поддержки;
- сохраняйте положительную точку зрения;
- старайтесь контролировать эмоции;
- поддерживайте хорошую спортивную форму;
- старайтесь соблюдать рацион правильного питания.
Звуковая гимнастика
Звук «А» - заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.
Звук «Н» - заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.
Звук «В» - исправляет неполадки в нервной системе.
Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.
Звуки «Р» - помогают снять стрессы, страхи, заикания.
Звуки «Т» - очищают душу от тяжести, укрепляют сердечнососудистую систему.
Мы есть то, что мы делаем изо дня в день. Способность управлять своими поступками формирует характер, а благодаря характеру, человек обретает способность управлять своей жизнью.
Аристотель
Всем всего самого наилучшего!
Спасибо за внимание!