СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются теоритические аспекты понятия "выгорание", основные признаки профвыгорания и пути профилактики.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности»

Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности Семинар-практикум для педагогов   Подготовила педагог-психолог ВКК Петрова И.М.

Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности

Семинар-практикум для педагогов

Подготовила педагог-психолог ВКК Петрова И.М.

 Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно: первый самый благородный — размышление; второй — самый легкий — подражание; третий — самый горький — опыт.   Счастье — на стороне того, кто доволен. Аристотель

Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно:

первый самый благородный — размышление;

второй — самый легкий — подражание; третий — самый горький — опыт.

Счастье — на стороне того, кто доволен.

Аристотель

Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере. Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.

Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.

Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.

 У представителей педагогической профессии деформированность личности может проявляться на трех уровнях. Типологические деформации Индивидуальные деформации Общепедагогические деформации деформированность личности

У представителей педагогической профессии деформированность личности может проявляться на трех уровнях.

Типологические деформации

Индивидуальные деформации

Общепедагогические деформации

деформированность личности

 Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.

Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.

     Е. Махер разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:    Усталость, утомление, истощение, бессонница;  Негативное отношение к собеседнику;  Негативное отношение к работе;  Скудность репертуара рабочих действий;  Отсутствие аппетита или переедание;  Негативная «Я-концепция»;  Агрессивные чувства;  Тревожность, раздражительность;  Упаднические настроения и связанные с этим эмоции:  цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;  Переживание чувства вины.

Е. Махер разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:

  • Усталость, утомление, истощение, бессонница;
  • Негативное отношение к собеседнику;
  • Негативное отношение к работе;
  • Скудность репертуара рабочих действий;
  • Отсутствие аппетита или переедание;
  • Негативная «Я-концепция»;
  • Агрессивные чувства;
  • Тревожность, раздражительность;
  • Упаднические настроения и связанные с этим эмоции:

цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;

  • Переживание чувства вины.

 Причины «синдрома сгорания»:   напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;  нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и инноваций;  однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;  вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;  работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;  неразрешенные личные конфликты.  

Причины «синдрома сгорания»:

  • напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
  • нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и инноваций;
  • однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
  • работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;
  • неразрешенные личные конфликты.

 

Было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:

1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%.

2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:

56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;

34% – 4 и более раз в год;

10% – не испытывают вообще.

Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы) – 37%.

Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Существует еще несколько рекомендаций для профилактики и устранения «эмоционального выгорания».

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает уверенность в себе. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «эмоционального выгорания» значительно снижается, или этот процесс становится менее выражен. Полезно общаться не только на работе или дома, но и создавать «Клубы по интересам».

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь).

4. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

5. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.

Рекомендации для профилактики и устранения

Рекомендации для профилактики и устранения"выгорания»:

  • научитесь разделять профессиональную деятельность и частную жизнью;
  • анализируйте свои чувства и ощущения;
  • делитесь своими чувствами с коллегами и ищите у них социальной поддержки;
  • сохраняйте положительную точку зрения;
  • старайтесь контролировать эмоции;
  • поддерживайте хорошую спортивную форму;
  • старайтесь соблюдать рацион правильного питания.

Звуковая гимнастика  Звук «А» - заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.  Звук «Н»  - заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.  Звук «В» - исправляет неполадки в нервной системе.  Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.  Звуки «Р» - помогают снять стрессы, страхи, заикания.  Звуки «Т» -  очищают душу от тяжести, укрепляют сердечнососудистую систему.

Звуковая гимнастика

Звук «А» - заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.

Звук «Н» - заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.

Звук «В» - исправляет неполадки в нервной системе.

Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

Звуки «Р» - помогают снять стрессы, страхи, заикания.

Звуки «Т» - очищают душу от тяжести, укрепляют сердечнососудистую систему.

Мы есть то, что мы делаем изо дня в день. Способность управлять своими поступками формирует характер, а благодаря характеру, человек обретает способность управлять своей жизнью.  Аристотель  

Мы есть то, что мы делаем изо дня в день. Способность управлять своими поступками формирует характер, а благодаря характеру, человек обретает способность управлять своей жизнью.

Аристотель

 

Всем всего самого наилучшего!  Спасибо за внимание!

Всем всего самого наилучшего!

Спасибо за внимание!