СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«энерготраты и пищевой рацион»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «ЭНЕРГОТРАТЫ И ПИЩЕВОЙ РАЦИОН»

Цель урока: 

сформировать представление о питании, как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни.

 Задачи:

Образовательные: Формировать ключевые компетенции в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Закрепить знания об обмене белков, жиров и углеводов, их превращениях в организме человека. Выяснить их энергетическую ценность и значение при составлении рациона питания. Показать взаимосвязь изучаемых тем в курсе биологии. Готовить учащихся к обучению в профильных классах.

Развивающие: Научить правильно, составлять пищевой рацион подростка с учётом возрастных, индивидуальных, физиологических особенностей с учётом энерготрат. Развивать частично-поисковые и исследовательские компетенции учащихся, логическое мышление и умение анализировать.

Воспитательные: Формировать у школьников ключевые компетенции в сфере знаний о важности сохранения здоровья, бережном отношении к нему, здорового образа жизни. Развивать познавательные интересы, применять биологические знания на практике.

Просмотр содержимого документа
««энерготраты и пищевой рацион»»

В еде не будь до всякой пищи падок. Знай точно время, место и порядок. Питайся, если голод ощутил – Еда нужна для поддержанья сил. Зубами пищу измельчай всегда, Полезней будет, впрок пойдет еда. В компании приятной честь по чести Есть следует в уютном чистом месте. Тому на пользу мой совет пойдет, Кто ест и пьет достойно, в свой черед.  древневосточный анатом ИБН СИНА

В еде не будь до всякой пищи падок.

Знай точно время, место и порядок.

Питайся, если голод ощутил –

Еда нужна для поддержанья сил.

Зубами пищу измельчай всегда,

Полезней будет, впрок пойдет еда.

В компании приятной честь по чести

Есть следует в уютном чистом месте.

Тому на пользу мой совет пойдет,

Кто ест и пьет достойно, в свой черед.

древневосточный анатом ИБН СИНА

«ЭНЕРГОТРАТЫ И ПИЩЕВОЙ РАЦИОН»

«ЭНЕРГОТРАТЫ И ПИЩЕВОЙ РАЦИОН»

1. Для чего необходимо определять суточный рацион? 2. Что надо учитывать при определении норм питания? 3. Каким должен быть режим питания школьника? 4. Почему пища должна быть разнообразной по составу?

1. Для чего необходимо определять суточный рацион?

2. Что надо учитывать при определении норм питания?

3. Каким должен быть режим питания школьника?

4. Почему пища должна быть разнообразной по составу?

Какой процесс является основным для всех живых организмов?

Какой процесс является основным для всех живых организмов?

Обмен веществ – основной процесс жизнедеятельности организмов.

Обмен веществ – основной процесс жизнедеятельности организмов.

Обмен веществ Основной Общий

Обмен веществ

Основной

Общий

ОО " width="640"
  • Основной обмен (ОО) - наименьшие энерготраты человека в определенных стандартных условиях (после суточного голодания, после сна, температура комфорта, полный психический покой).
  • Общий обмен (ОбО) - фактические энерготраты, совершаемые человеком за единицу времени.

ОбО ОО

Энерготраты человека зависят от: Приема пищи Низкой или высокой температуры окружающей среды Мышечной работы Умственной деятельности

Энерготраты человека зависят от:

  • Приема пищи
  • Низкой или высокой температуры окружающей среды
  • Мышечной работы
  • Умственной деятельности
В чем измеряют энерготраты у человека?

В чем измеряют энерготраты у человека?

Кало́рия  — внесистемная единица количества теплоты.  Под калорийностью, или энергетической ценностью пищи, подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении . Чтобы определить  полную  энергетическую ценность пищи, её сжигают в  калориметре  и измеряют тепло, выделяющееся в окружающую его водяную баню. Аналогично измеряют и расход энергии человеком: в герметичной камере  калориметра измеряют выделяемое человеком тепло и переводят его в «сожжённые» калории — таким образом можно узнать  физиологическую  энергетическую ценность пищи

Кало́рия  — внесистемная единица количества теплоты. 

Под калорийностью, или энергетической ценностью пищи, подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении .

Чтобы определить  полную  энергетическую ценность пищи, её сжигают в  калориметре  и измеряют тепло, выделяющееся в окружающую его водяную баню.

Аналогично измеряют и расход энергии человеком: в герметичной камере  калориметра измеряют выделяемое человеком тепло и переводят его в «сожжённые» калории — таким образом можно узнать  физиологическую  энергетическую ценность пищи

При распаде 1 г белков – 17.2 кДж энергии в калориях 4.1 ккал При распаде 1 г углеводов – 17,2 кДж энергии в калориях 4.1 ккал При распаде 1 г жиров – 38,9 кДж энергии в калориях 9,3 ккал
  • При распаде 1 г белков – 17.2 кДж энергии
  • в калориях 4.1 ккал
  • При распаде 1 г углеводов – 17,2 кДж энергии
  • в калориях 4.1 ккал
  • При распаде 1 г жиров – 38,9 кДж энергии
  • в калориях 9,3 ккал
А в действительности сколько человеку нужно энергии?

А в действительности сколько человеку нужно энергии?

Режим питания Питание должно быть дробным (3 - 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна. Завтрак – 30 % - 35% суточного рациона Обед – 40 % - 45% Полдник – 10 % Ужин – 20 %

Режим питания

Питание должно быть дробным (3 - 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна.

Завтрак – 30 % - 35% суточного рациона

Обед – 40 % - 45%

Полдник – 10 %

Ужин – 20 %

За 70 лет человек съедает более 2,5 тонн белков более 2,5 тонн жиров более 10 тонн углеводов более 2-3 тонн поваренной соли

За 70 лет человек съедает

  • более 2,5 тонн белков
  • более 2,5 тонн жиров
  • более 10 тонн углеводов
  • более 2-3 тонн поваренной соли
Как вы думаете, какое питание должно быть у школьника? Выведите принципы здорового питания!

Как вы думаете, какое питание должно быть у школьника?

Выведите принципы здорового питания!

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие: Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить. Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка. Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения. Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира. Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

  • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
  • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
  • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
Какие продукты нужно ограничить в рационе?

Какие продукты нужно ограничить в рационе?

Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты: Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса. Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие). Маргарин. Не сезонные фрукты и овощи. Сладкую газировку. Продукты с кофеином. Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства. Острые блюда. Фастфуд. Сырокопченые колбасы. Грибы. Блюда, которые готовятся во фритюре. Соки в пакетах. Жвачки и леденцы.

Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.

Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).

Маргарин.

Не сезонные фрукты и овощи.

Сладкую газировку.

Продукты с кофеином.

Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.

Острые блюда.

Фастфуд.

Сырокопченые колбасы.

Грибы.

Блюда, которые готовятся во фритюре.

Соки в пакетах.

Жвачки и леденцы.

Какие давать жидкости?

Какие давать жидкости?

Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко . Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой. На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока. Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко .

Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

Практическая работа (работа в группах) Задание: составить меню человека в зависимости от уровня сложности работы

Практическая работа (работа в группах)

Задание: составить меню человека в зависимости от уровня сложности работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!