Увельский муниципальный район
МКОУ «Берёзовская СОШ»
Гуляйкина Елена Владимировна, учитель географии
Эссе «Моя педагогическая философия»
Передо мною чистый лист… С чего начать своё эссе, размышляя о педагогической философии? Требования предельно ясны: определение задач участия в конкурсе, раскрытие своей личностной позиции в вопросах достижения современного качества образования и понимание своей миссии как учителя. Итак, по порядку. Для чего я участвую в конкурсе «Учитель года?». Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на десять лет назад, когда я впервые приняла участие в профессиональном конкурсе «Педагогический дебют». Ещё тогда, будучи молодым педагогом, я поняла, что конкурс это мощный стимул и профессиональный трамплин для педагогического роста учителя. Прошли годы, но «привкус» профессиональной состязательности остался. Прежде всего участие в конкурсе - это победа над собственной неуверенностью, излишней скромностью, боязнью ошибиться. Конкурс тогда помог мне утвердиться в правильности выбора профессии учителя. Сейчас, когда все стереотипы остались в прошлом, хочется не только вновь испытать профессиональный драйв, но и поучиться педагогическому мастерству у своих коллег – конкурсантов.
Современное образование… Моё поколение прошло через систему советского образования. Многие постулаты советской школы канули в лету, разрушена идеология образовательной системы того времени, но осталась прочная база знаний и умений, осталось глубокое уважение к профессии учителя и ностальгия по ушедшему детству. Наверное, поэтому я выбрала профессию учителя и сейчас не представляю свою жизнь без школы. Наша школа особенная. Она находится в центре посёлка, является средоточием культуры, душевной теплоты. За её партами сидело не одно поколение односельчан. Каждый день я вижу, как они проходят мимо школы и с завистью заглядывают в окна классов, вспоминая свои чудесные школьные годы. Современные дети, конечно, уже не такие, какими были их родители. Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, - и это норма, а не чудо. Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Но задача взрослых – развивать интерес детей к истории. Ведь кто не знает прошлого, тот не сможет понять и сориентироваться в сегодняшнем и будущем.
Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогает проложить тропинку к их душам.
Я считаю, что настоящий учитель должен влюбиться в свою профессию, влюбиться в детей, в дело их воспитания. Собираясь на урок, я преследую цель - должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому я учу детей самостоятельно и адекватно оценивать свои достижения.
Настоящий учитель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Я убеждена в том, что подлинное право на учительство – это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основу педагогической деятельности, образования в целом.
Вдумаемся в глубокий смысл русского слова «образование». ОБРАЗование – создание образа…ОБРАЗа своего «я». ОБРАЗа жизни. ОБРАЗа судьбы.
Поэтому учитель сегодня - не просто «формовщик детской личности» по ёмкой метафоре М. Поташника. Задача учителя сегодня – создать условия для саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования ученика.
У каждого учителя свои правила, свои аксиомы, свои формулы успеха, которые помогают ему найти путь к сердцу и уму ребёнка.
Придя в школу, я сформулировала свою педагогическую философию. Три моих «никогда» и три моих «всегда»:
Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности;
Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям.
Две главные фигуры школе – учитель и ученик. Между ними особые отношения, которые могут быть определены словами Сухомлинского как «высокая духовность». И если бы меня попросили раскрыть сущность их взаимоотношений, я бы нарисовала два сердца, бьющиеся в такт.
1