Эссе
«Моя педагогическая философия»
Философия – в дословном переводе с греческого языка– это любовь к мудрости. Но у этого слова есть и другое значение. Философия – это ещё и образ жизни, образ деятельности. Педагогическая философия, на мой взгляд, это, с одной стороны,стремление учителя к мудрости в отношениях со своими учениками, а, с другой - его неповторимый педагогический образ и стиль. И становление этого образа, его создание возможно только в процессе долгого плодотворного творческого профессионального пути.
Считаю, что главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для её формирования. Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою дорогу. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а, будучи рядом, вовремя подставить плечо, и тогда ребенок взойдет на вершину сам.
Всегда стремлюсь к тому, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Не случайно классическая педагогика утверждает, что «смертельный грех учителя – быть скучным!» А самая большая награда для учителя – достижения учеников. Приятно видеть, как они радуются вместе с тобой собственным открытиям и победам, сопереживают ошибки и временные неудачи, строят планы по их преодолению. И эти удачи и неудачи сближают нас с детьми ещё больше. На моих уроках нет «баррикад», отделяющих меня от детей. И потому есть радость общения друг с другом, делового общения!
Как учить сегодняшних детей, как обеспечивать результаты в обученности и воспитанности в условиях модернизации системы российского образования?
Какие требования выдвигает учителю время сегодня?
Читаю в педагогической энциклопедии: «Педагогическое мастерство определяется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей».
По опросам некоторых педагогических изданий, современные школьники среди качеств , которые они хотели бы видеть в учителе, называют такие, как: любовь к детям, умение общаться и быть терпимым, доброжелательность, юмор, хорошее знание своего предмета и безукоризненный внешний вид.
Как много требований, и все они законны! ?
Знает ли кто-нибудь, в чём заключается «золотое правило» педагогики? – А нет никакого правила, поскольку все дети разные. К сожалению, не всех удается зажечь, но если удается – учитель счастлив. Мне повезло: у меня есть ученики, которым я передал факел любви к знаниям, и я горжусь ими!
Вместе с учениками растёт и сам учитель. У нас много планов на будущее! Я думаю, самое страшное – поверить в то, что ты уже всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Но с каждым новым классом учитель по-новому открывает, казалось бы, знакомые истины. Он учится всю жизнь, не успокаивается на достигнутом, ищет новые ответы на старые вопросы, не устает находить необычное в обычном и обычное в необычном.
В чем я черпаю силы и вдохновение, как определяю принципы своей педагогической деятельности, своей педагогической философии?
Мой главный принцип: создать условия эмоционального комфорта для самореализации, саморазвития, самообразования ребенка (Человек должен учиться всю жизнь!)
Ещё Эмерсон сказал: «Секрет успеха учителя лежит в уважении к ученику».
Массовая инфантилизация молодежи, вызванная внушением, что нужно брать от жизни все и сразу, пугает. А что же отдавать этой жизни взамен? Ни глубоких раздумий о своей судьбе и о своем предназначении, ни упорного труда. Упрощается все: речь, нормы этикета, сферы общения. И мне как учителю и наставнику хочется быть рядом с ребенком (в педагогике это называется «быть в позиции поддержки и соучастия»).
Только вместе с детьми, постоянно реализовываясь в чем-то, непрерывно познавая окружающий мир и осознавая свое место в нем, постоянно учась, качественно изменяясь, можно добиться успехов в образовании и воспитании детей.
А еще надо быть самим собой – это тоже принцип моей педагогической философии.
В духе времени сегодня модно говорить и об инновационных образовательных технологиях. У меня тоже есть своя « любимая» педагогическая технология. Это технология критического мышления, элементы которой люблю использовать.
Д.Дьюи писал: «Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами некритическое мышление. Обдумывать вещь, размышлять, значит- искать добавочные данные, новые факты, которые разовьют мысль или подтвердят её, или сделают очевидной её нелепость..»
Да, трудна наша профессия, но велика и награда за труд – щедрые детские сердца, которые дарят мне доверие и признательность. В них я постоянно черпаю силы для такой непростой, но такой нужной работы. Каждый день мои ученики смотрят на меня с любопытством и доверием. И мне это очень нужно, чтобы быть счастливым, чтобы чувствовать себя состоявшимся человеком. А моя главная цель – не просто научить детей учиться, но и привить им любовь к учению. Убеждён: всё, что знаю, умею, чувствую, должен передать им. Они в этом очень нуждаются. И ни в коем случае нельзя предать, нельзя обмануть. Фразу о том, что ребёнок – «факел, который нужно зажечь», знают все. А как зажечь? Для этого необходимо только одно условие: педагог сам должен гореть!
Ещё выдающийся философ Авиценна писал: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Но мыслями о великом деле сыт не будешь. Пафосные разговоры о том, что учитель – это не профессия, а призвание, хороши для пламенных речей на собраниях. Всем известна нагрузка учителя в обычной средней школе. Не забудем и громадную социальную ответственность педагога: учитель отвечает за свой класс, и за все, что случилось или может случиться с детьми: первая любовь, непонимание окружающих, ссоры в семье, конфликты в школе... При таком подходе к оценке обязанностей педагога, становится понятно, что любить свою работу и выполнять ее добросовестно может только тот, кто навсегда выбрал профессию учителя как дело своей жизни.
Завтра новый день, новые заботы, новые вопросы моих воспитанников. А я вновь должен буду быстро ориентироваться, находить ответы, решать проблемы по ходу их поступления и…..
Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами,
Которые потом до странности покажутся тебе широкими,
Покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами,
Покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклоняться данности с убогими её мерилами,
Которые потом до крайности послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.