Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года - 2021»
Участник Конкурса – учитель МБОУ-СОШ №38 г. Орла
Проваленова Ольга Анатольевна
Эссе «Если не я, то кто же?»
Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…
Дмитрий Лихачев, академик
День рождения для человека – это один из самых лучших праздников в его жизни. А день рождения в праздничный день – это праздник вдвойне. Говорят, что дата рождения определяет характер и влияет на судьбу человека. Это я могу утверждать на своем примере.
Я родилась первого мая. Мое детство и формирование отношения к жизни, становление ценностей и идеалов проходило в 70-е годы, когда 1 мая с самого раннего утра по телевидению и радио звучали торжественные песни и бравурные марши. Папа шутил, что маршировать я научилась гораздо раньше, чем ходить. Утром под эти восторженные звуки мама, папа и сестра поздравляли меня с Днем рождения, помогали надеть пионерскую форму, завязать галстук, два огромных белых банта и провожали в школу. А там такие же нарядные одноклассники тоже поздравляли меня, дарили цветы, и я с огромным букетом, плечом к плечу со сверстниками, шла на демонстрацию. Все это давало мощный заряд положительных эмоций и осознание какой-то своей исключительности. С самого детства я почему-то думала, что на меня тем самым возложена определенная миссия – помогать людям, указывать им путь к правде, добру, гармонии и красоте. Я обязательно должна вести за собой кого-то с неумолкаемым, бьющим набатом в душе девизом: «Если не я, то кто же?»
Так мое внутреннее убеждение привело меня в школу. Не за парту, а за учительский стол, на котором хранятся фонарики, освещающие дорогу маленьким путникам. Оно дало мне в руки инструмент, указывающий на классную доску, скрывающую в себе множество тайн человеческого бытия; открыло двери школьного кабинета, наполненного многообразием предметов и материалов, позволяющих раскрыть эти тайны; помогло увидеть березку за окном, рассматриваемую уже детьми моих первых выпускников.
И вот на протяжении 29 лет я знакомлю детей с изобразительным искусством, учу их видеть прекрасное, мыслить, чувствовать, сопереживать, отличать добро от зла, красоту от пошлости. Все дети очень разные, каждый со своим характером, своими чувствами, собственным жизненным опытом, все они вооружены парой рентгеновских лучей, от которых не спрячутся злоба и зависть, ложь и притворство.
Педагог, призванный открыть хрупким душам тайны человеческого общения и направить энергию детей в нужное русло, должен прислушаться и услышать биение каждого маленького сердца, почувствовать и найти необходимый ключик, чтобы выпустить на свободу талант и все способности каждой отдельно взятой еще не раскрывшейся души. А кто же, если не педагог, увидит ребенка в различных ситуациях в коллективе, где лучше раскрываются черты характера, увлечения, склонности?
Кто же, если не учитель, даст в руки ребенку «удочку», а не завалит его «рыбой»: раскроет механизмы достижения целей, покажет пути решения жизненных задач, представит алгоритмы оценки собственного «Я», не подгоняя его под результаты диаграмм, таблиц, графиков и тестов?
Кто же, если не учитель изобразительного искусства, будет развивать в детях эстетические чувства, умение сопереживать, бережное отношение к творчеству, индивидуальности, чистить их душу, помогая росткам доброты, любви и честности прорастать, поливая их дождем внимания и заботы?
Кто же, как не тот, кому дана тайна видения многообразия мира, научит детей видеть, «как растут деревья», «на что похожи облака», «какого цвета земля», кто напомнит, какая красивая у него мама и поможет разглядеть, какие выразительные глаза у соседки по парте? Кто же подарит им этот мир, наполненный пением птиц, журчанием ручьев, звуками весенней капели, шуршанием золотой листвы. Кто уведет их от компьютеров и телефонных игр в парки, скверы, театры и музеи?
Кто же, если не я, отворит детям дверь в искусство, укажет путь к творчеству, раскроет секреты мастерства, поможет поверить в себя? Кто, если не я, объяснит им, что любовь к жизни, любовь к себе, любовь к людям, любовь к природе, любовь к Родине, являясь высшим чувством всего сущего, - это основа счастья? Кто, если не я, научит их быть счастливыми?
Что значит быть учителем? Об этом спрашивали мы у преподавателей еще в вузе. На этот вопрос я пытаюсь ответить в течение всей моей работы в школе.
Это каждый день общаться с детьми. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Находить в этом радость и удовлетворение. И любить…Просто любить детей…
Учитель – это тот, кто всегда учится. Учится чему? Всему, и прежде всего – творчеству!
Ты же педагог, но ты и художник. Как воспитывать детей, если вместе с ними не создавать что-то новое, не творить вместе с ними? Присмотрись внимательней к детям. Ребенок творит. А ты? Сотвори себя как личность. Разве это проще, чем написать картину? Сотвори Урок, на котором дети захотят сами решить проблему, потому что ЭТО трудно и интересно - как в игре. Сотвори ученика, не копию свою, а творца, который увидит больше, чем ты увидел, который поймет глубже, чем ты понял, который пойдет дальше тебя.
В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Это замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя.
Вот и получается: педагогика – искусство, а настоящий педагог – художник. Понятие «художник» невозможно без понятия «творчество». Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала детей – вот основное направление моей педагогической деятельности.
Реализовать это направление в полной мере я смогла в средней общеобразовательной школе №38 города Орла с углубленным изучением предметов эстетического профиля. Работа в нашей школе помогает постичь высказывание великого писателя Чернышевского: «прекрасное – есть жизнь». Развивая в детях воображение, фантазию, интуитивное творческое мышление, эстетический вкус, возвышенные чувства, я тем самым даю им возможность понять сущность красоты. Так как считаю, что главная цель образования – формирование гармонически развитой духовно - нравственной творческой личности, способной жить и творить по законам красоты.
Воспитывать творческое начало можно лишь творчески. Учителю изобразительного искусства постоянно приходится искать. Первой ступенью моего педагогического поиска стало создание авторской программы «Художественный труд» для 5-9 специализированных классов, кружков декоративно-прикладного искусства и внеурочной деятельности.
В основе моего педагогического опыта лежит идея развития творческих способностей учащихся в системе интеграции учебных предметов. Так как интеграция - это система, предполагающая сближение и объединение отдельных родственных предметов и являющаяся эффективным средством обучения на основе современных его форм и технологий. Соединение элементов различных предметов способствует рождению качественно новых знаний, взимообогащает предметы, способствует эффективной реализации дидактических целей, делает учебный процесс более интенсивным. Экспериментальная работа по созданию «Интегрированной программы гражданского образования» стала составной частью «Городской комплексно-целевой программы гражданского образования». Принимая активное участие в разработке модели гражданского образования на уроках изобразительного искусства, я определила приоритетами своей работы высшие ценности: жизнь и здоровье человека, развитие личности, воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Спасибо за тех людей, которые окружали меня на моем порой нелегком профессиональном пути, идя рука об руку, помогая двигаться вперед или освещая дорогу ореолом своего педагогического призвания.
Спасибо тебе, Судьба, за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач, ребенок вдруг восклицал: «Получилось!» - и обретал веру в себя. И его победа становилась моей победой, его радость – моей радостью. Вот в такие минуты я вновь вспоминаю, что призвание мое – нести любовь и радость, «…сеять разумное, доброе, вечное».