Эссе «Моя педагогическая философия».
От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни, поэтому в его работе должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при помощи которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика ,как и всегда, и задача его заключается не только в передаче знания, но и в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью.
Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Он должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, но и воспитать других, осуществить переход от школы памяти к школе мышления и действия. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие общекультурной компетенции, которая интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя и предполагает развитие всех сфер сознания личности. В связи с этим, ряд авторов выделяют пять основных видов компетентности: мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные и ориентироваться нужно не на какие-то новомодные течения, а на личность ребёнка, нужно постараться создать ему комфортные условия для учёбы и существования в коллективе. Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, руководить групповой проектной деятельностью учащихся, обладать исследовательским мышлением, владеть компьютерными технологиями, использовать их в учебном процессе- все это должен уметь учитель. Применение новых образовательных технологий на уроках позволяет сделать его нетрадиционным, ярким, насыщенным, показать связь предметов, научить применять на практике теоретические знания. Уметь вести занятия в режиме дискуссии и диалога, создавая атмосферу, в которой учащиеся сами хотели бы высказывать свои мнения, точки зрения на обсуждаемый предмет.
В.П.Беспалько отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни.
Общество, в котором мы живем кардинально изменилось, изменились ценности , к которым стремились люди, но неименной осталась ценность жизни. Нам, учителям, надо осознать мировую потребность духовности, и помочь ребятам найти свою дорожку к добру. Нужно и не забывать, что здоровье является одним из условий профессиональной компетентности современного педагога. Оно составляет главную основу продуктивности всех аспектов его труда. Профилактика профессионального выгорания педагогов, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит здоровье поколения.
Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Известно, что новое рождается в недрах старого. Маленькие победы формируют почву для творчества, повышают общую и профессиональную культуру. Добиться высоких результатов может каждый. Сегодня это вполне нам по силам. И здесь всем нам важно, шагая в ногу с новым временем, не «перемудрить» в ущерб нормальному воспитанию и образованию. Представление о самом себе как хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от человека, который верит в нас и любит нас. Но когда нас хотят понизить в собственных глазах, всё в нас восстаёт против этого. Наша психика сама охраняет нас, охраняет самое дорогое в человеке – образ самого себя. Чтобы работа стала творческой, человек обязательно должен чувствовать поддержку. Поэтому ученик должен чувствовать поддержку, когда творит в своей учебной деятельности.
Педагогам , которые будут работать в «школе будущего», я предлагаю акцент делать на урок, как средство воспитания, которое предоставляет возможность каждому не только проявить себя и почувствовать успех, но и ощутить трудности, которые ведут к нему, так и на жизнь вне урока, помогая каждому ученику открыть и развить его таланты. Приоритетны и методы воспитания, такие, как метод уважения детской личности, убеждение, самопознание, самоанализа.
Важен метод убеждения, который широко применим в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения. Если учитель будет бережно относиться к ученику, сможет помочь ему осмыслить свой труд и увидеть его полезность, то в нём обнаружится мощный потенциал творческой активности. Способность найти свою личную грань, определить собственную оптимальную дистанцию между собой и своими учениками – одно из необходимых профессиональных качеств учителя в «Школе будущего». Вместе с тем развивается личность и самого педагога. В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.
Поэтому, возникает очень важный вопрос: как следует распорядиться своей жизнью, чтобы в конце её не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет? На мой взгляд, цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой. Человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Я думаю, что каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей.
Современный учитель действительно творческий человек, обладающий такими качествами- как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования. Психологами давно доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнить следующие логические операции : комбинировать информацию, определять причины и следствия, планировать и выполнять практическую деятельность. И по –прежнему, очень важным должно оставаться то, что для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд.
Общение с учащимися, собственный опыт, опыт других учителей и целых коллективов, общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная интуиция, являются основными источниками творчества учителя. Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Поэтому, чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности в «Школе будущего», необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, применения новых образовательных технологий, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию.
Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участия в экспертных комиссиях и проектах с применением ИКТ, путешествия, рождают уверенность в своих силах, и ведут вперёд. Конкурсы открывают новые таланты, создают плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег.
Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Само включение в конкурсы способствуют ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика- в учёбе. Поэтому, участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога -в профессиональной деятельности, так и ученика- в школьной жизни. Высокая степень развития творческой активности педагога будет являться важнейшим условием формирования творчески активной личности современных школьников.
Наверное, каждый учитель , в душе остается ребенком, поскольку мы не утратили еще способности мечтать. Как хочется, чтобы школа была современной, хорошо оборудованной, чтобы в ней были и библиотеки, спортивные и тренажерные залы, аудитории совсем необходимым для процесса обучения, часы на дополнительное обучение, кружки по интересам. Чтобы школа действительно стала вторым домом не только для учителей , детей, но и родителей. Чтобы у учителя появилась возможность действительно уделить внимание каждому своему ученику, выявить его способности и таланты, развить их, дать ученику « путевку в жизнь».
У «Школы - будущего»-должно быть много достоинств. Например, удобное месторасположение, высококвалифицированный и доброжелательный персонал, эффективная методика обучения, индивидуальный подход к каждому ребёнку. Хотелось, чтобы и в классах численность детей составляла в среднем 15 – 20 человек, а уровень безопасности в школе был – высоким, заболевший ученик не выключался бы из учебного процесса, а получал задание дистанционно. Хотелось возродить и добрые спортивные традиции, изменить отношение к спорту и у детей и у педагогов: проводить командные соревнования из учеников, их родителей и педагогов. И очень важно, чтобы взрослые своим поведением, взаимоотношениями, высказываниями подавали пример. Мы всегда должны помнить о том, что рядом с нами дети, которые очень внимательно следят за поступками, прислушиваются и, конечно, подражают нам. Придёт время, когда молодая, уверенная и сильная рука уже взрослого ребёнка будет опорой и родителям и государству. Думаю, всё это нам под силу.
Сейчас объёмы знаний человечества увеличиваются каждые 3 – 5 лет. Современный учитель обязан быть мобильным, готовым к восприятию, а главное к передаче информации своим ученикам. Перемены, которые происходят в образовательной системе России, побуждают учителя более творчески относиться к своей педагогической деятельности. Но тем не менее, я считаю, что счастье педагога слагается не только из ученических побед и от того, как работает учитель, а еще и из того, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе, а еще и из того, какого «Человека» учитель и родители смогут вырастить. Сейчас очень много говорят о преимуществах дистанционного обучения: это модно , современно, соответствует веяниям времени. Но разве может компьютер заменить роскошь человеческого общения, сможет подсказать ребенку, пожалеть его, помочь в его проблемах? Я считаю, что нет. Каким бы технически современным не было общество, школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы.