КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ 12
Подготовила:
Осипова Наталья Юрьевна
Должность:
Учитель начальных классов
Эссе на тему «Урок, который мне запомнился»
Господь доверил мне особенных детей,
Вложил их судьбы в мою душу.
И каждый день стараюсь быть добрей;
Их хрупкий мир так важно не разрушить
Учитель. Всего 7 букв, а какой глубокий смысл заложен в этом слове. Говорят, что Человек – это звучит гордо. Я немного перефразирую и скажу, что Учитель – это звучит гордо!! Древняя мудрость гласит: «Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и совершить вместе с ним восхождение». И настоящий учитель каждый раз, с каждым классом, а более того – с каждым учеником снова и снова поднимается к вершинам. Учитель… Что стоит за этим привычным словом? Я думаю, что это уникальность. Учитель, он вне времени, вне моды и вне географии. Потому что все меняется, время бежит, мода изменчива, географы постоянно меняют карты, а актуальность профессии учителя всегда неизменна.
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Учитель - это профессия, и призвание, и ремесло, но это искусство и служение, служение детям прежде всего». И я полностью солидарна с этим высказыванием, потому что настоящий учитель, он действительно служит детям, порою принося в жертву свои планы, свою жизнь для этого служения. А учитель, который работает в коррекционном учреждении, особенно должен посвятить себя детям. Ведь особый ребёнок – это испытание не только для семьи, но и для педагога, работающего с ним. К сожалению, особенных детей становится все больше. Без помощи специалистов здесь не обойтись. Где же их найти? Кто должен работать с такими детьми? Здесь нет однозначного ответа, но это призвание, это внутренняя потребность отдавать детям, это жгучее желание помочь им влиться в социум, адаптироваться в этом порою жестоком и бездушном мире, это принятие каждого ребенка и стремление увидеть в нем талант. Я верю в уникальный внутренний мир каждого ученика. Когда ты видишь, как мальчик, который не знает букв, рисует так, что дух захватывает; как ребенок с ДЦП научился застегивать ботинки; как неговорящая девочка проявляет заботу и привязанность и имеет такое чувство ритма, что не каждому взрослому дано, и ты понимаешь, что эти «особые» дети могут тебя чему – то научить. Ведь мы все учимся друг у друга.
Мечта детства. Многие могут не поверить, что я хотела стать учителем с тех пор, как помню себя. Уже в 4 года я рассаживала своих кукол и читала им сказки, что – то говорила, учила. Что на тот момент для меня было основным в профессии учителя? Ставить оценки и проверять тетрадки, и я с наслаждением этим занималась.
И очень важно, чтобы на вашей пути к мечте встречались люди, которые будут вас вести к ней, а не наоборот. Мне встречались разные люди. Моя первая учительница…. Что я помню, так это ее доброту и любовь к нам, своим ученикам. К сожалению, все остальное стерлось из памяти. Жива ли она? Не знаю. Она привила мне любовь к книгам. Моей первой серьезной прочитанной книгой была «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко. Прочитав ее один раз, я буквально влюбилась в эту книгу и перечитывала ее много раз. И моя мечта стать педагогом немного трансформировалась – я захотела работать в детском доме. Да, да, да, именно в детском доме, именно с теми детьми, которым не хватает родительского тепла и любви. И я целенаправленно пошла к своей цели. Поступала в пединститут – не прошла по конкурсу. Поступала в педучилище, и перед зачислением просто сбежала. Потом суета закрутила меня: замужество, другая работа, друзья….. Я изменила своей мечте. И вот мне уже за 30ть.. Нелюбимая работа, словно отбывание срока. Но ничего в этом мире не бывает напрасно. И мне очень близко высказывание А. С. Макаренко, великого педагога - новатора: « Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Все это время я воспитывалась, формировался характер, в чем – то приходилось смиряться. Вы можете сказать: «Так долго…». Согласна, долго. Но, видимо, тогда еще не пришло мое время. Я только в 40 лет поступила в филиал ДВФУ, в педагогический колледж во Владивостоке на учителя начальных классов. Через 4 года получила диплом с отличием. И еще год сомневалась.. Потом набралась смелости и позвонила в школу – интернат 12 г. Вяземского с немного дерзким заявлением: «Я хочу работать у вас в школе, но у меня нет опыта». На что мне директор ответил: «Наталья Юрьевна, опыт мы вам предоставим». И вот я педагог школы – интерната. И ведь все получилось так, как я мечтала!! Небольшой класс в количестве 6 человек, и «особенные» дети.
И вот 1 сентября. Я подхожу к школе. Уже близко, совсем близко... И тут начинаю переживать. Как воспримут дети? Что я им скажу? Правильно ли начну свой первый урок? Урок не на практике, а уже СВОЙ, первый рожденный урок! Сказать, что я волновалась, это ничего не сказать!! У меня сердце выпрыгивало из груди, мне было трудно дышать. Но отступать было поздно….. И меня закружило в водовороте уроков, педсоветов, родительских собраний…. Первые полгода были очень тяжелыми для меня, это связано с тем что, надо было менять свое поведение, становиться более сдержанной в своих эмоциях, в словах и действиях. В этом мне помогают мои дети и их родители. Немалую роль в моей педагогической работе играет коллектив учителей, опытные педагоги, завуч, которые помогают и подсказывают методику проведения урока, а так же взаимоотношения с учащимися на уроке. Но самое важное - это полное погружение в работу с учениками, посвящение себя любимой работе.
Уроки, это каждый раз испытание. Испытание твоих знаний, умений и навыков, это испытание твоего терпения и выдержки. Потому что ситуации бывают разные, и никогда не предскажешь, что может произойти в классе с «особенными» детьми. Но все - таки один урок, жизненный, из моей небольшой пока практики я запомнила на всю жизнь.
Так как мои ученики имеют ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), то для организации образовательного процесса в классе предусмотрено тьюторское сопровождение. Рядом с учениками всегда присутствует тьютор, который готов прийти на помощь мне и ученикам. Когда я увидела первый раз Оксану Сергеевну, тьютора, с которым мы будем работать вместе в одном классе, я поняла, что это еще одно подтверждение тому, что я нахожусь в правильном месте. Мы одного возраста и у нас одинаковые мировоззрения, мы даже чем – то похожи внешне. Год отработали, появились результаты, дети на глазах начали меняться в лучшую сторону. А потом непредвиденные обстоятельства и ее переводят в другой класс на долгих три месяца. Я осталась без помощника. И сразу почувствовала большую разницу. Да, мне помогали коллеги, но не стало рядом единомышленника, с которым мы шли рука об руку, в одной команде. Сказать, что было тяжело, это ничего не сказать. И только вера и верность меня удержали, чтобы выстоять. Вера в Бога и верность тому делу, которому я посвятила свою жизнь. Что я хочу сказать этим? Цените тех, кто работает с вами рядом, цените их помощь, ведь учитель должен быть еще и благодарным. Эта ситуация послужила мне хорошим уроком для дальнейшей работы.
Люди, окружающие меня, по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета и не понимают, почему после рабочего дня я прихожу домой и не хочу разговаривать. Не понимают они, почему даже проведя все уроки в школе, дома я тоже за «уроками» сижу, другие, узнав, что я в коррекционной школе работаю, искренне меня жалеют: «Сочувствуем тебе! Это же невыносимо! Уходить нужно». Для меня учитель не профессия, для меня учитель – это призвание, это смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я им живу. Мне НРАВИТСЯ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ. Школа – это моя стихия. Мне доставляют радость и чей-то успех, и радость общения, и радость встреч. Мне очень близки слова В.А. Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, видеть в его глазах духовный мир – его радость, беду, несчастье, горе». Чувство радости овладевает мною, когда вижу, что мои ученики меняются на глазах, становятся лучше, будто у них выросли крылья.
Конечно, выбранную мной профессию сложно назвать легкой. Но когда дети подходят ко мне и говорят: «Мне понравился урок! Спасибо!», вот после таких слов сразу забываешь все неудачи, и за спиной вырастают крылья. И летишь готовиться к урокам - стараешься сделать еще интереснее, познавательнее!!!