Эссе
Я – учитель.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
(Б.Шоу)
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться…» (Л.Толстой)
Задатки педагога зародились в моем далёком счастливом детстве. Нет, я не могу сказать, что хотела быть учителем с ранних лет. Но атмосфера учительской жизни меня окружала с раннего возраста. Моя мама – учитель начальных классов. Проверка тетрадей, вырезание картинок, изготовление карточек, подготовка праздничного реквизита, шитье костюмов, придумывание концертных номеров, репетиции - в этой деятельности я принимала косвенное или непосредственное участие лет с пяти. Отец работал мастером в машинной мастерской, и свою мужскую помощь часто оказывал маме, хотя и бурчал иногда. Фраза «Учитель – это состояние души, образ жизни» для меня никогда не была пафосной, это действительно, обычная жизнь педагога. С учителями в школе мне очень повезло. Все очень разные, но у каждого можно было многому научиться. Вспоминаю всех с теплом и благодарностью. Чувство ответственности, которое мне привила мама, сделали мои школьные годы достаточно активными: пионерское детство, организаторская деятельность в роли комсорга школы. Я всегда была в гуще детских дел и событий. Школа и сейчас для меня не только уроки, но и активная внеурочная жизнь. Главная задача педагога – помочь обрести себя детям. Антон Семёнович Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». В этом мне помогают и мои уроки и деятельность внеурочная. Горжусь своим классным руководителем, которая в 2007 году попала в рейтинг «100 лучших педагогов России», именно она сказала мне в 11 классе: «Если ты не можешь определиться с будущей профессией, но активная в жизни: танцуешь, выступаешь, рисуешь, поешь, то в школе ты точно себя найдешь». Теперь я понимаю, что в профессии учителя ненужных способностей не бывает, а если ты чего-то не умеешь, то приходиться учиться. Химия для меня была самым трудным уроком в школе, поэтому я более внимательно изучала ее с 8 класса, а потом попросилась на смену в профильный лагерь, где более углубленно преподавали этот предмет. В результате я попала в университет на химический факультет. Предмет я выбрала, действительно, сложный, но очень интересный. Всегда стремлюсь к тому, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Не случайно классическая педагогика утверждает, что «смертельный грех учителя – быть скучным!» Да, не всегда все получается идеально. Анализируя каждый урок, всегда находишь ошибки. То метод хочется исправить, то изменить формы, поменять этапы урока. Было бы здорово выучить определенные правила, формы и методы, исполняя неукоснительно которые у тебя будут идеальные уроки. Кто знает такую методику? В чём заключается «золотое правило» педагогики? – А нет никакого правила, поскольку все дети разные. Спорный вопрос: «Кто больше учится? Ученики или учителя?» Вместе с учениками растёт и сам учитель. Я думаю, самое страшное – поверить в то, что ты уже всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Но с каждым новым классом учитель по-новому открывает, казалось бы, знакомые истины. Он учится всю жизнь, не успокаивается на достигнутом, ищет новые ответы на старые вопросы, не устает находить необычное в обычном и обычное в необычном. И чем больше опыта работы, тем больше ты понимаешь, как мало ты знаешь в этом безграничном пространстве педагогики.
Я задаю себе вопрос: «Получается ли у меня быть не урокодателем, а наставником?», «Хватает ли мне знаний, чтоб быть интересным современным детям, отвечать на их многочисленные «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», чтобы уверенно вести диалог со своими учениками?». Чтобы ответить на эти вопросы необходимо ежедневно думать о самообразовании, работать над собой.
Я выбрала нелегкую профессию, но велика и награда за труд – щедрые детские сердца, которые дарят мне доверие и признательность. В этом я черпаю силу, энтузиазм. Ведь жаловаться на жизнь ничего не дает, вредит самому учителю — жалость не приносит пользы и вызывает бездействие. Мы учим тех, кто потом будет работать в разных сферах жизни общества, мы воспитываем тех, кто нас окружает и кто является фундаментом будущего. И в этом наша сила и наша слабость. Системные знания помогают не просто выжить в суровых условиях российского образования, но и получать удовольствие от своей работы, выполнять истинную миссию учителя в обществе.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания». А.Дистервег